Благотворительность становится неотъемлемой частью культуры общества
Как сделать, чтобы вклад благотворительных и социально ориентированных организаций в жизнь общества стал более результативным? На этот и другие вопросы «Первому» отвечает заместитель председателя Общественной палаты Самарской области, председатель комиссии по коммуникациям, информационной политике, вопросам развития гражданского общества и благотворительности Павел Покровский.
Людмила КРУГЛОВА
— Как влияют благотворительность и добровольческие движения на формирование гражданского общества?
— Полностью разделяю выводы социологов о том, что эти сферы служат основными компонентами развития гражданского общества. Добровольные созидательные инициативы обеспечивают существенный вклад в достижение целей социальной политики страны. Что же касается Самарской области, то в последнее время наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в акциях бескорыстной помощи. В то же время остается значительным разрыв между количеством граждан, заявляющих о потенциальной готовности участвовать в акциях милосердия и реально ведущих благотворительную деятельность.
— По вашему мнению, многие ли организации способны осуществлять проекты, нацеленные на решение острых социальных проблем?
— В общей сложности, в Самарской губернии зарегистрировано 4500 общественных организаций, из них половина – социально ориентированные структуры, при этом реально работающих примерно 1500 организаций. А если говорить о тех структурах, которые раз в три года проходят конкурсную комиссию при губернаторе и получают статус благотворительной организации, то их не более пятидесяти. Это абсолютно открытые фонды, а прозрачность – один из самых значимых «подводных камней» в этой работе. Мы проводили опрос, и оказалось, что 50% людей не готовы заниматься благотворительностью, потому что не верят, что средства пойдут по назначению. К сожалению, уровень доверия к субъектам благотворительной деятельности со стороны общества остается невысоким. Основные причины связаны с недостатком информации о мотивации, целях и реальных результатах работы благотворительных и добровольческих организаций.
— Тем не менее, названные вами цифры внушительны и говорят о развитии широкой благотворительности в регионе…
— Конечно. Самарская область одной из первых в Российской Федерации приняла закон о благотворительной деятельности и, по данным всероссийских мониторингов, занимает лидирующие позиции по объемам социальной филантропии. В соответствии с федеральным и региональным законодательством, органы местного самоуправления осуществляют поддержку благотворительной деятельности. В каждом городе и муниципалитете есть примеры успешного взаимодействия власти, бизнеса, крупных промышленных предприятий и некоммерческих организаций, позволяющего эффективно решать социальные проблемы территории. В лучших традициях российских ценностей работают благотворительные фонды –
такие, как «Радость», «Виктория», «Фонд «Милосердие и здоровье», «Российский детский фонд». Особая роль в развитии благотворительности принадлежит средствам массовой информации, которые все чаще становятся инициаторами акций по оказанию помощи нуждающимся людям и помогают привлечь внимание к проблемам общества.
— Как раз инициатором и координатором значимых благотворительных проектов стала Общественная палата Самарской области. Что вы можете сказать о результатах этой деятельности?
— Считаю, что под эгидой Общественной палаты заработал механизм консолидации всех сил, активно реализующих благотворительную деятельность. Занимаясь проектами по оказанию помощи Приморью, Украине и Крыму, я убедился, что уровень доверия граждан к Общественной палате как институту развития гражданского общества достаточно высок. Как правило, наши слова не расходятся с делами. Старт благотворительной акции по поводу Дальнего Востока был дан 3 сентября 2013 года, и буквально за 20 дней мы смогли собрать и организовать отправку большого количества предметов первой необходимости для пострадавших от наводнения районов (в общей сложности это 44 тонны груза). На призыв оказать гуманитарную помощь активно откликнулись жители Самарской области: индивидуальные предприниматели, волонтеры, студенты, школьники. В работе участвовали благотворительный фонд «Радость», самарское отделение Общества «Красный Крест», нотариат Самарской области и другие. Масштабная акция показала, что волна человеческого сопереживания огромна и люди, в большинстве своем, поступают по совести.
— А что показали крымско-украинские события в плане гражданской сознательности жителей Самарской губернии?
— Что мы своих не бросаем. Наши общественные организации поддержали проект резолюции по поводу украинской трагедии, подготовленный областной общественной организацией «Союз женщин». Общественная палата вышла с инициативой сбора и отправки гуманитарной помощи народам Украины и Крыма. Кроме того, нам пришел запрос от Общественной палаты Севастополя с просьбой направить гуманитарную помощь социальным учреждениям, престарелым гражданам, школам-интернатам, детским домам, больницам, которые оказались на тот момент в тяжелейшей ситуации. На мой взгляд, в такие моменты благотворительность приобретает более широкий смысл, потому что люди объединяются, движимые и состраданием к чужому горю, и патриотизмом, и чувством долга, то есть высшими проявлениями человечности. Эта гражданская позиция – вне прагматики.
— Получается, что благотворительность в нашей губернии приобретает форму этического кодекса?
— Несомненно. На мой взгляд, сегодня мы можем говорить о сформированном сознательном отношении людей к решению острых социальных проблем. Не случайно наша область, согласно опросам, отличается благоприятным бизнес-климатом, а каждый четвертый предприниматель готов участвовать в акциях милосердия.
Конечно, закон о благотворительной деятельности в Самарской области определяет формы поддержки физических и юридических лиц, а именно предусматривает определенные налоговые льготы. Тем не менее сильнейшей мотивацией для продуктивности любого дела были и остаются поощрительные преференции. По моему убеждению, если мы говорим о консолидации благотворительных организаций, об обратной связи с обществом, то мотивационная составляющая должна носить яркий публичный характер. Необходимо уделять внимание разработке и внедрению в региональную практику различных методов как морального, так и экономического стимулирования социально ответственного поведения хозяйствующих субъектов и граждан, активно занимающихся благотворительностью. Поэтому Общественная палата вышла с инициативой об учреждении в Самарской области награды благотворителям и меценатам (памятного нагрудного знака) и проведении Дня мецената. Думаю, общественное признание в немалой степени будет способствовать развитию широкой благотворительности в губернии. Общественная палата – институт развития гражданского общества, поэтому то, что будет исходить из системного органа, полагаю, станет значимым моментом. В конечном итоге консолидация власти, бизнес-структур, НКО, добровольческих движений и выход их на уровень местных сообществ поможет осуществлять долгосрочные крупномасштабные проекты, так или иначе провозглашающие ценность человеческого потенциала.
— То есть речь идет о системном характере благотворительности?
— Сегодня у Общественной палаты Самарской области хорошо отлажены механизмы взаимодействия со всеми институтами гражданского общества региона. Кроме того, наработан приличный опыт по реализации социальных проектов, и на данном этапе мы вступаем в фазу развития, когда благотворительность становится неотъемлемой частью культуры общества.