DN__4284+

С позиции фундаментальной науки

14 мая 2014

Выбор специальности врача лабораторной диагностики 

Оксана Гусякова считает огромной жизненной удачей
Современная лаборатория сегодня дает большой массив диагностической информации, который требует не просто выдачи цифры, но и аналитики. О взаимодействии фундаментальной науки и медицинской практики, о своем становлении как профессионала и об учителях рассказала заведующая кафедрой фундаментальной
и клинической биохимии с лабораторной диагностикой, доцент Оксана Гусякова.
Владимир РЕЗНИКОВ

— Лабораторная наука — сложная и ответственная область медицины. Что повлияло на ваш выбор именно этой специальности?
— Врачебная династия в нашей семье сложилась давно. Моя бабушка была врачом общей практики, мама работала невропатологом. Поэтому другой специальности я для себя не представляла. Сначала я выбрала дерматовенерологию. Но со временем, когда проходила практику, работала врачом-интерном, меня больше заинтересовала лабораторная диагностика. И когда у меня появилась возможность выбора, я приняла решение о смене специальности. В конечном итоге это дало мне возможность прийти на кафедру фундаментальной и клинической биохимии с лабораторной диагностикой, которую возглавляла Фрида Насыровна Гильмиярова. Это уникальная личность, профессионал высокого класса. С ее подачи я начала изучать этот предмет не просто как врач-клиницист, а с позиции фундаментальной науки.
— Вы возглавили лабораторную службу Клиник Самарского государственного медицинского университета в 2000 году, сразу после окончания клинической ординатуры. Значит, кроме фундаментальных знаний, у вас стал накапливаться административный опыт?
— Это было смелое решение руководства и заведующей кафедрой. Меня пригласил на собеседование и наш ректор, академик РАН Геннадий Петрович Котельников. Он спросил, уверена ли я в своих силах. Кроме уверенности, у меня было и большое желание. Руководство поставило задачу оптимизировать работу лабораторной службы.
В тот момент существовало много разрозненных лабораторий в различных местах. Это затрудняло контроль и требовало больших экономических и человеческих ресурсов, использовались разные методики и разного класса аппаратура. При поддержке руководства уже через два года была проведена реорганизация лабораторной службы клиник, создана единая клинико-диагностическая лаборатория. Было проведено полное переоснащение. В 2002-м году качество работы было выведено на уровень средней европейской клиники. Это позволило сразу изменить ситуацию с перечнем исследований и с объемом их выполнения. Но главное – изменился коллектив и его подход к работе. Это произошло прежде всего благодаря курации кафедры фундаментальной и клинической биохимии с лабораторной диагностикой. Мы начинаем знакомство со студентами со второго курса, а со студентами стоматологического факультета – на первом. Продолжаем на третьем и четвертом курсах, когда встречаемся на предметах «клиническая биохимия» и «лабораторная диагностика». Преподаем и на постдипломном уровне, когда к нам приходят интерны или ординаторы. Это большой плюс, что мы имеем возможность отбирать кадры со студенческой скамьи, со студенческих научных обществ.
— Наука быстро развивается, в регионе появляются новые современные лаборатории. Как вы оцениваете уровень лаборатории, работающей в Клиниках СамГМУ?
— В 2013 году у нас произошли два знаковых события. Мы открыли микробиологический отдел, получили санитарно-эпидемиологическое заключение на эту лабораторию. Но главная оценка нашей работы – это получение сертификата менеджмента качества ГОСТ 15189 «Лаборатории медицинские. Частные требования к качеству и компетентности». Мы получили его первыми среди государственных лабораторий Приволжского федерального округа. Это очень трудоемко, потому что контроль охватывает все этапы процесса: преаналитический, аналитический и постаналитический. Сегодня мы работаем в полном соответствии с этим стандартом. Это российский стандарт, и он гораздо жестче, чем европейский.
— Какие традиции вы выделили бы из всех сформированных на кафедре вашими учителями?
— Главное – это, конечно, то, что нужно идти от фундаментальных основ. Тогда будем яснее понимать клиническое преломление тех истин, которые освоили. Мы выйдем в лабораторную практику не как врачи- исполнители лабораторных тестов, а как специалисты, которые могут проанализировать полученные данные.
На кафедре всегда была атмосфера, в которой люди реализуют свой потенциал. И главная задача на новой должности заведу-ющей кафедрой – перенять традиции этой научно-педагогической школы. В Самаре нет такой же лаборатории, где работает столько людей с учеными степенями. У нас работают два доктора наук и пять кандидатов медицинских наук.
Мы работаем над тем, чтобы врач-клиницист получал данные, которые максимально приближают его к пониманию патологического процесса у конкретного пациента.
Внедряем новые методики и информационные технологии, дающие клиницисту возможность быстрее получить необходимую информацию из лаборатории. У нас есть несколько патентов на программы, которые работают в нашей лаборатории. Примечательно то, что их разработали наши доктора, которые пришли к нам еще со студенческих лет.

 

История ВУЗа,
его профессиональный, социальный рейтинг создаются личностями

Начальные основы самарской биохимической научно-педагогической школы были заложены с первых лет работы кафедры биологической химии. Все началось с 1960 года, когда заведующим кафедрой биохимии стал избранный по конкурсу заслуженный деятель науки РСФСР, доктор биологических наук, профессор И.В.Сидоренков. Но свое широкое развитие научно-педагогическая школа самарских биохимиков получила благодаря Ф.Н.Гильмияровой, которая с 1985 года стала заведовать кафедрой фундаментальной и клинической биохимии с лабораторной диагностикой Самарского государственного медицинского университета. Она внесла существенный вклад как в развитие фундаментальных направлений биологической химии, так и в прикладные аспекты биологии и медицины, в совершенствование процесса подготовки медицинских кадров. Благодаря ее личным особенностям – целеустремленности и нестандартности решения любых по сложности и актуальности задач, неустанной работе интеллекта в единстве с работой души, человечности и толерантности – множество независимых сотрудников превратились в единую команду единомышленников. Ф.Н.Гильмиярова воспитала более 140 учеников – докторов и кандидатов наук, и одна из них – О.А.Гусякова — в 2013-м году стала руководителем кафедры.

Как биохимия служит фундаментальной основой понимания всех патохимических процессов, происходящих в организме, так лаборатория служит фундаментом для существования многих клинических направлений

Современные методы диагностики способны идентифицировать болезнь
до появления нарушений, лежащих в основе клинических симптомов

 

Обсуждение закрыто.