Выбор специальности врача лабораторной диагностики
Оксана Гусякова считает огромной жизненной удачей
Современная лаборатория сегодня дает большой массив диагностической информации, который требует не просто выдачи цифры, но и аналитики. О взаимодействии фундаментальной науки и медицинской практики, о своем становлении как профессионала и об учителях рассказала заведующая кафедрой фундаментальной
и клинической биохимии с лабораторной диагностикой, доцент Оксана Гусякова.
Владимир РЕЗНИКОВ
— Лабораторная наука — сложная и ответственная область медицины. Что повлияло на ваш выбор именно этой специальности?
— Врачебная династия в нашей семье сложилась давно. Моя бабушка была врачом общей практики, мама работала невропатологом. Поэтому другой специальности я для себя не представляла. Сначала я выбрала дерматовенерологию. Но со временем, когда проходила практику, работала врачом-интерном, меня больше заинтересовала лабораторная диагностика. И когда у меня появилась возможность выбора, я приняла решение о смене специальности. В конечном итоге это дало мне возможность прийти на кафедру фундаментальной и клинической биохимии с лабораторной диагностикой, которую возглавляла Фрида Насыровна Гильмиярова. Это уникальная личность, профессионал высокого класса. С ее подачи я начала изучать этот предмет не просто как врач-клиницист, а с позиции фундаментальной науки.
— Вы возглавили лабораторную службу Клиник Самарского государственного медицинского университета в 2000 году, сразу после окончания клинической ординатуры. Значит, кроме фундаментальных знаний, у вас стал накапливаться административный опыт?
— Это было смелое решение руководства и заведующей кафедрой. Меня пригласил на собеседование и наш ректор, академик РАН Геннадий Петрович Котельников. Он спросил, уверена ли я в своих силах. Кроме уверенности, у меня было и большое желание. Руководство поставило задачу оптимизировать работу лабораторной службы.
В тот момент существовало много разрозненных лабораторий в различных местах. Это затрудняло контроль и требовало больших экономических и человеческих ресурсов, использовались разные методики и разного класса аппаратура. При поддержке руководства уже через два года была проведена реорганизация лабораторной службы клиник, создана единая клинико-диагностическая лаборатория. Было проведено полное переоснащение. В 2002-м году качество работы было выведено на уровень средней европейской клиники. Это позволило сразу изменить ситуацию с перечнем исследований и с объемом их выполнения. Но главное – изменился коллектив и его подход к работе. Это произошло прежде всего благодаря курации кафедры фундаментальной и клинической биохимии с лабораторной диагностикой. Мы начинаем знакомство со студентами со второго курса, а со студентами стоматологического факультета – на первом. Продолжаем на третьем и четвертом курсах, когда встречаемся на предметах «клиническая биохимия» и «лабораторная диагностика». Преподаем и на постдипломном уровне, когда к нам приходят интерны или ординаторы. Это большой плюс, что мы имеем возможность отбирать кадры со студенческой скамьи, со студенческих научных обществ.
— Наука быстро развивается, в регионе появляются новые современные лаборатории. Как вы оцениваете уровень лаборатории, работающей в Клиниках СамГМУ?
— В 2013 году у нас произошли два знаковых события. Мы открыли микробиологический отдел, получили санитарно-эпидемиологическое заключение на эту лабораторию. Но главная оценка нашей работы – это получение сертификата менеджмента качества ГОСТ 15189 «Лаборатории медицинские. Частные требования к качеству и компетентности». Мы получили его первыми среди государственных лабораторий Приволжского федерального округа. Это очень трудоемко, потому что контроль охватывает все этапы процесса: преаналитический, аналитический и постаналитический. Сегодня мы работаем в полном соответствии с этим стандартом. Это российский стандарт, и он гораздо жестче, чем европейский.
— Какие традиции вы выделили бы из всех сформированных на кафедре вашими учителями?
— Главное – это, конечно, то, что нужно идти от фундаментальных основ. Тогда будем яснее понимать клиническое преломление тех истин, которые освоили. Мы выйдем в лабораторную практику не как врачи- исполнители лабораторных тестов, а как специалисты, которые могут проанализировать полученные данные.
На кафедре всегда была атмосфера, в которой люди реализуют свой потенциал. И главная задача на новой должности заведу-ющей кафедрой – перенять традиции этой научно-педагогической школы. В Самаре нет такой же лаборатории, где работает столько людей с учеными степенями. У нас работают два доктора наук и пять кандидатов медицинских наук.
Мы работаем над тем, чтобы врач-клиницист получал данные, которые максимально приближают его к пониманию патологического процесса у конкретного пациента.
Внедряем новые методики и информационные технологии, дающие клиницисту возможность быстрее получить необходимую информацию из лаборатории. У нас есть несколько патентов на программы, которые работают в нашей лаборатории. Примечательно то, что их разработали наши доктора, которые пришли к нам еще со студенческих лет.
История ВУЗа,
его профессиональный, социальный рейтинг создаются личностями
Начальные основы самарской биохимической научно-педагогической школы были заложены с первых лет работы кафедры биологической химии. Все началось с 1960 года, когда заведующим кафедрой биохимии стал избранный по конкурсу заслуженный деятель науки РСФСР, доктор биологических наук, профессор И.В.Сидоренков. Но свое широкое развитие научно-педагогическая школа самарских биохимиков получила благодаря Ф.Н.Гильмияровой, которая с 1985 года стала заведовать кафедрой фундаментальной и клинической биохимии с лабораторной диагностикой Самарского государственного медицинского университета. Она внесла существенный вклад как в развитие фундаментальных направлений биологической химии, так и в прикладные аспекты биологии и медицины, в совершенствование процесса подготовки медицинских кадров. Благодаря ее личным особенностям – целеустремленности и нестандартности решения любых по сложности и актуальности задач, неустанной работе интеллекта в единстве с работой души, человечности и толерантности – множество независимых сотрудников превратились в единую команду единомышленников. Ф.Н.Гильмиярова воспитала более 140 учеников – докторов и кандидатов наук, и одна из них – О.А.Гусякова — в 2013-м году стала руководителем кафедры.
Как биохимия служит фундаментальной основой понимания всех патохимических процессов, происходящих в организме, так лаборатория служит фундаментом для существования многих клинических направлений
Современные методы диагностики способны идентифицировать болезнь
до появления нарушений, лежащих в основе клинических симптомов