005+

Сладкое слово — свобода

14 мая 2014

У каждого заключенного должен быть шанс стать человеком

Одно из самых значительных событий последних месяцев – амнистия, объявленная к 20-летию Конституции России. Амнистия изменила судьбы многих осужденных, дав им возможность начать новую жизнь. Начальник главного управления федеральной службы исполнения наказаний Самарской области Рамиз Алмазов за два года на своем посту видел немало изменений в колониях региона. О том, какие новшества были введены
в самарских колониях и с чем планируют бороться сотрудники ГУФСИН, он рассказал в интервью «Первому».
Сергей ГВОЗДЕВ

— Какую цель, по-вашему, преследует амнистия?
— Ошибаются те, кто считает, что амнистия придумана для того, чтобы разгрузить тюрьмы. Нет. Без амнистии за 2013 год в наших исправительных колониях численность осужденных упала на 800 человек. На мой взгляд, государство дает людям шанс встать на путь исправления, начать новую жизнь. Ведь среди заключенных есть те, кто впервые попал в тюрьму. Вот чтобы они больше не возвращались на этот путь, им и дается свобода.
— Сколько заключенных было амнистировано в Самарской области?
— Всего освободилось 142 человека: четыре подростка из Жигулевской воспитательной колонии, один осужденный из ИК-5 и 137 из уголовно-исполнительных инспекций.
— Известно, что осужденные в колониях работают на производстве. Какие виды производств преобладают в колониях Самарской области?
— В 2012-2013 годах мы попали в не совсем приятное положение, когда посреди года с нами расторгли договоры организации, работавшие на АВТОВАЗ. Сотни наших осужденных потеряли работу. Мы старались найти выход из сложившейся ситуации, и вскоре были заключены новые договоры. За последние три года мы впервые выполнили (и даже перевыполнили на 111%) план по производству, поставленный перед нами федеральной службой исполнения наказаний. Только в 2013 году нами было поставлено продукции на 527 миллионов рублей. В основном, это изделия швейного производства. Но если мы раньше обшивали только себя, то есть шили форму для осужденных и сотрудников нашей системы, то в прошлом году вышли и на внешний рынок: начали шить для других организаций. Мы уже заключили договоры с организациями из Башкирии на 40 тысяч комплектов спецодежды.
— Какие профессии пользуются большей популярностью?
— Сейчас мы активно развиваем металлообработку. В 2013 году закупили новое оборудование в кузницу в исправительной колонии №13, а на базе одной из колоний Тольятти открылось арматурное производство. Там изготавливают строительную арматуру по новой технологии из пластмассы, которая по прочности не уступает металлу. Продукция идет на продажу другим организациям.
Кроме того, в 2013 году мы запустили свою мельницу и уже полностью обеспечиваем себя мукой. Было открыто мыльное производство и производство по расфасовке чая. Себя мы, к счастью, обеспечиваем, сейчас ставим перед собой задачу выхода на внешний рынок. К слову, мыло мы уже поставляем в три соседних региона.
Активно развиваем и производство стро-ительных материалов (в основном, это бетонные изделия: пеноблоки, шлакоблоки, фундаментальные блоки, пластиковые окна).
— А сколько зарабатывают заключенные?
— Есть осужденные, которые в месяц получают по 15-20 тысяч рублей. Меньше минимальной оплаты труда у нас никто не получает. Как и везде, заработок зависит от трудолюбия и выполнения плана работниками.
— Отличается ли их рабочий день от дня обычного рабочего на заводе? Имеют ли они право уйти в отпуск?
— Рабочие дни и отпуска устанавливаются в соответствии с российским законодательством. Правда, отпуск осужденный проводит там же, в колонии. Конечно, за особые успехи и примерное поведение администрация колонии может предоставить отпуск и за пределами колонии.
— Могут ли заключенные получить образование в колониях региона – среднее специальное и высшее?
— Конечно. Среди прочих учреждений управления исполнения наказаний Самарской области работает профтехучилище №117, где ведется профессиональная подготовка по 23 специальностям. Это и сварщики, и электрики, каменщики, мастера по металло- и деревообработке. Сейчас у нас проходят обучение около 3000 человек! А это 100% осужденных, которые не имеют профессии. К нам уже обращаются и частные фирмы с запросами на определенных специалистов.
Получают осужденные и высшее образование. В 2013 году Cамарскую гуманитарную академию закончили восемь заключенных, отбывающих наказание в колонии, и 20 человек получили дипломы о высшем образовании, будучи уже на свободе. Я знаю людей, которые освободились и открыли свой бизнес, причем довольно прибыльный. Есть у нас люди с высшим образованием, которые собственными руками собирали станки. Они находили какие-то образцы, мы закупали все необходимое, таким образом, на выходе получался качественный продукт. Станки, к слову, сейчас успешно применяются.
Другое дело, что среди освободившихся бывают те, кому совершенно некуда идти. У них нет жилья, родственников, и будь у них даже пять высших образований, на свободе их никто не ждет.
— Сколько заключенных содержится в учреждениях Самарской области и сколько человек в год освобождаются досрочно?
— В наших колониях содержится свыше 13 тысяч человек. Это те, кто лишен свободы и находится в местах лишения свободы. И еще примерно столько же условно осужденных, приговоренных к исправительным и обязательным работам находится у нас на учете. Более 1500 человек в 2013 году из колоний освободились условно досрочно. Но к ним предъявляются очень жесткие требования – как со стороны суда, так и со стороны прокуратуры. К слову, в прошлом году по нашей инициативе было введено новшество: на административную комиссию по УДО мы обязательно приглашаем представителей региональной Общественной наблюдательной комиссии, чтобы решение было максимально объективным, так как у заключенных может сложиться впечатление о предвзятом отношении со стороны администрации колонии.
— А сколько за год рецидивистов возвращаются в колонии?
— По поводу рецидивистов я вам не могу точно сказать. Дело в том, что не все они освобождаются из наших колоний. К примеру, у нас нет колоний общего режима для повторно осужденных, нет колоний девичьих, колоний особого режима. Многих осужденных мы отправляем за пределы региона. К нам не поступает информация о том, освободился он или нет, приехал в Самару или решил сменить место жительства.
— Наш регион занимает очень низкие позиции среди других субъектов Российской Федерации по уровню обеспечения безопасности населения, об этом не раз говорил и губернатор Самарской области. На ваш взгляд, как обстоит ситуация в нашем регионе? В чем причина сложившейся криминогенной обстановки?
— Согласен с обеспокоенностью губернатора. Это вполне понятно. Он живет среди нас и отвечает за состояние дел в регионе. Действительно, в Самарской области криминальная обстановка оставляет желать лучшего. На мой взгляд, главной нашей головной болью остается проблема наркопреступности. Мы с ней довольно часто сталкиваемся. Из 10 человек, которые прибывают в колонии, семь когда-то употребляли наркотики. По нашей статистике, каждый второй несовершеннолетний совершал преступление в наркотическом опьянении. Но здесь есть проблема: согласно законодательству, лечить наркозависимого можно только с его согласия. Но как получить согласие с человека, который употребил дозу героина или марихуаны? Поэтому нужна законодательная инициатива о принудительном лечении наркозависимых.
Тем не менее, у нас есть положительная динамика. Два года мы проверяли осужденных на наличие наркотиков в крови. Так вот статистика показывает, что в прошлом году тех, кто употребляет наркотики, выявлено на 48% меньше, чем в 2012 году.
— Как же наркотики попадают в колонии?
— Все происходит довольно просто и быстро: люди подъезжают на машинах, перебрасывают сверток и скрываются. Таких «смельчаков» мы пытаемся задержать. За 2013 год нашей службой безопасности было изъято 19 250 г наркотических веществ. 362 человека было задержано за попытку перебросить или передать наркотики на территорию колонии. К слову, в 2012 году было задержано 305 человек. И по всем фактам были возбуждены уголовные дела. К сожалению, есть и сотрудники, которые проносят наркотики. За два последних года мы задержали восемь таких «оборотней в погонах». В отношении них также были заведены уголовные дела. Проносят наркотики на территорию колонии и родственники заключенных. В 2013 году мы задержали двух заключенных, которые организовали поставку наркотиков в колонию.

527 млн руб. столько произвели продукции осужденные Самарской области в 2013 году

Обсуждение закрыто.