DSC_0325

Великолепная идея и вратарь

15 мая 2014

Алексей Чигенев уверен в необходимости возродить хоккейную славу России

В последние несколько лет имя Алексея Чигенева связывают с развитием и поддержкой футбола в Самарской области. В интервью «Первому» он рассказал о новом направлении своей деятельности – развитии хоккея
в губернии. Ему и карты в руки, ведь с детства, как и любой мальчишка, он отважно сражался летом
на футбольных, а зимой – на хоккейных полях.
Алевтина ЛУКЬЯНОВА

— Почему вы решили возглавить федерацию хоккея Самарской области? Известно, что губернатор вас поддержал.
— Все началось два года назад, когда по инициативе партии «Единая Россия» на территории Самарской области было решено возродить хоккейный турнир «Золотая шайба». Дело это чрезвычайно важное, поскольку любой профессиональный спорт (и хоккей в том числе) не может развиваться без подпитки юными дарованиями, иначе мы рискуем превратиться в страну, где будут играть одни приглашенные легионеры. Вне всякого сомнения, детский хоккейный турнир «Золотая шайба» – тот базис, на основании которого будет развиваться хоккей в целом в нашей стране. Одним словом, партия «Единая Россия» и Федерация хоккея Самарской области организовали и провели этот турнир, получив широкую поддержку в муниципалитетах на всей территории нашей губернии. Тогда со стороны Федерации хоккея мне было сделано предложение о том, чтобы я поучаствовал в их работе. Но я ответил, что моя деятельность в клубе «Крылья Советов» занимает довольно много времени и сил, поэтому я готов лишь помогать Федерации хоккея, не входя ни в какие управляющие структуры. В этом году мы провели уже второй турнир «Золотая шайба», он стал более массовым, к тому же, за эти два года хоккею в Самарской области, если так можно выразиться, был дан вектор на развитие за счет серьезных бюджетных вливаний в строительство спортивной инфраструктуры. Теперь федерация хоккея вторично обратилась ко мне с просьбой рассмот-реть уже вопрос о возможности возглавить ее работу. Я проконсультировался с министром спорта Самарской губернии Дмитрием Анатольевичем Шляхтиным, с Владимиром Алексеевичем Асеевым, который возглавляет федерацию хоккея в Приволжском федеральном округе, с губернатором Самарской области Николаем Ивановичем Меркушкиным и получил у всех у них одобрение. Совсем скоро соберется конференция, на которой будут избраны правление и руководитель Федерации хоккея Самарской области. Надеюсь, кроме меня, будут еще претенденты, мы представим свои программы. Это будут демократичные выборы. Ведь главное – создать эффективную команду, которая будет продуктивно работать в плане развития любительского хоккея на территории Самарской области. Так что вопрос с моим избранием отнюдь не решен. Но я готов возглавить Федерацию, если мне окажут такое доверие.
— Получается – прощай, футбол? Не жалко?
— С футболом я прощаться не собираюсь. Хотя бы потому, что для меня эти два вида спорта в чем-то родственны. Оба командные, да и в детстве, когда я занимался хоккеем, летом с удовольствием играл в футбол, даже просто в рамках чисто тренировочных процессов. Футбол никогда не был для меня чужим и далеким видом спорта, чему в немалой степени способствовала и моя работа в структуре футбольного клуба «Крылья Советов». И по линии партии «Единая Россия» я и впредь буду принимать самое непосредственное участие в организации и проведении самых различных спортивных мероприятий, в том числе и турниров «Лето с футбольным мячом». Отрадно, что сегодня спорт становится государственной политикой.
Человек, который возглавит Федерацию, по крайней мере, сам должен любить хоккей и понимать кое-что в этой игре, а главное – как усилить, развить это направление в масштабах губернии.
— Как в вашей жизни появился хоккей?
— Я занимался этим видом спорта с 1 класса и до 16 лет, когда в составе сборной города Куйбышева по хоккею стал серебряным призером на первенстве Советского Союза. В те годы хоккей у нас в области развивался очень активно, на всю страну гремела тольяттинская «Лада», на всесоюзных первенствах успешно выступали и куйбышевские команды – «Маяк» и «СКА-Куйбышев». В Тольятти даже проходили сборы юношеской команды СССР. И я участвовал в этих сборах. Кстати, несколько человек, с которыми я тогда выходил на лед, уехали играть в НХЛ.
В моей хоккейной истории было много интересных моментов. Помню, как в Куйбышев приехала легендарная команда «ЦСКА», они играли со «СКА-Куйбышев». Тогда в составе «ЦСКА» выступали Рагулин, Третьяк, Борис Александров. Я, разумеется, был на этом матче, в перерыве нам даже разрешили встретить наших кумиров. Я набрался смелости и попросил у Владислава Третьяка клюшку. Я ведь тоже был вратарем. Он торжественно вручил мне свою вратарскую клюшку, с которой я потом отыграл почти весь сезон. Но однажды от сильного удара шайбой она сломалась, это была настоящая трагедия, потом с отцом мы пытались ее починить…
— И как становятся вратарями?
— Можно сказать, благодаря случаю. Наиболее престижно было играть в первой пятерке, наш тренер Юрий Владимирович Замятин заметил меня во время тренировки и поставил центр-форвардом как раз в первую пятерку. Я был в восторге. И вот должна была состояться наша первая официальная игра за клуб «Крылья Советов», собралось много болельщиков – родители и друзья, а вратарь в нашей команде заболел и не пришел на игру. Конечно, мы были расстроены: хотя мы и учились в первом классе, но настрой у нас был боевой – побеждать в каждом матче. И тренер в раздевалке задал вопрос: кто встанет к воротам? Почему-то во время затянувшейся паузы вызвался именно я. Тот матч мы выиграли, следом был еще один, и снова вратарь не пришел, и на этот раз я его заменил, не пропустив ни одной шайбы. Так меня во вратарях и оставили. В то время не было специальных тренеров вратарей, тем более для детского возраста. Многое пришлось постигать самостоятельно. Моей настольной стала книга известного чешского вратаря Дзурилла. И сегодня, когда вижу, как играют многие вратари, в том числе и на самом высоком уровне, думаю, не грех бы им эту книжку почитать. К примеру, почему-то сегодня навык игры клюшкой у большинства вратарей напрочь утерян. Когда шайба летит в ворота, игрок выходит один на один с вратарем, и они начинают соревноваться, хотя можно было бы просто вытащить клюшку вперед и шайбу выбить. Но так играют единицы, например, финский вратарь, которого я наблюдал на Олимпиаде в Сочи, – видно, в свое время тоже эту книгу прочитал…
— Вы не жалеете, что те, кто с вами тогда играл, – в НХЛ, а вы – в Думе?
— Каждому свое. Когда мне было 16 лет, мне предлагали съездить на просмотры, где профессиональные клубы отбирали для себя игроков. Надо было выбирать: интернат в другом городе и спортивная карьера или окончание 10 класса в родной школе и поступление в вуз. Учился я хорошо, и на семейном совете было решено – отдать предпочтение учебе. Я хотел быть военным, решил поступать в Рижское военное училище, меня даже сразу брали в хоккейную команду «СКА-Рига». Но по ряду причин с военным училищем у меня не сложилось, я вернулся в Куйбышев и поступил в политехнический институт. Никаких сожалений по этому поводу у меня нет, да и жизнь, как известно, не приемлет сослагательного наклонения. Сейчас уже с позиции депутата губернской думы ощущаю некую досаду от того, что из-за перестроечных процессов был разрушен очень качественный фундамент, который был создан в Куйбышеве для развития хоккея. Теперь нам нужно многое восстанавливать – не просто строить площадки, а возродить тот победный настрой, найти энтузиастов. Ведь сейчас ситуация анекдотична: область, город строят хоккейные площадки во дворах, около школ, но заливать и очищать их некому. Раньше мы сами всем двором заливали, сами чистили, родители нам помогали. А сейчас почему-то все хотят, чтобы кто-то пришел и сделал это за них.
— В последнее время среди бизнесменов создаются хоккейные команды и в Тольятти, и в Самаре. Словно виток нового хоккейного движения. Это ваша работа?
— Думаю, причиной всему – сдвинувшаяся наконец-то с мертвой точки ситуация с довольно активным строительством спортивных площадок в нашей губернии. Появляется больше возможностей заниматься хоккеем, вот люди и объединяются в команды.
— А вы сами играете?
— Так получилось, что я вышел на лед в январе этого года, но не совсем удачно: сломал плечо. Надеюсь, что в мае все же встану на искусственный лед и начну потихонечку раскатываться. Глядишь, присоединюсь к какой-нибудь команде или свою создадим. У меня есть мечта – собрать хоккейную команду, с кем мы играли в детстве. Только мне больше не хочется быть вратарем. За всю мою хоккейную карьеру мне удалось выйти в третьем пери-
оде полевым игроком только пару раз. Для меня это было счастье!
— А среди депутатов губернской думы есть хоккеисты?
— Есть желающие играть в хоккей: Михаил Белоусов, Евгений Серпер, Вячеслав Малеев. Думаю, если заняться организацией этого процесса, если будет удобное время для тренировок, многие захотят встать на лед, и будет у нас своя команда. Здесь же речь не идет о мастерах экстра-класса, это же просто отдых, снятие стресса, игра…
— Это называется «ночная лига»?
— А вы знаете, как это понятие появилось? Лед всегда был расписан по часам. К примеру, в 1979 году мы готовились к играм на первенство СССР, и тренировки у нас были во Дворце спорта в три часа утра, потому что все остальное время лед был занят. Мы, шестнадцатилетние мальчишки, в час ночи садились на последний трамвай, который уходил с площади Кирова, и ехали до улицы Молодогвардейской, а потом во Дворце спорта еще ждали своей очереди на тренировку. После чего снова, но уже на первый трамвай в 5 утра, приезжали домой и шли в школу. С тех пор ведь ничего не изменилось: лед все так же расписан по часам. И более свободное время появляется только ночью. А для людей, у которых это хобби, другого времени и не остается. Вот и получается «ночная лига»!
— Каков ваш план развития хоккея в Самарской области?
— На первом месте, конечно, главная проблема – хоккейные площадки, благо, сейчас они начали строиться. Но нужно еще больше, и преимущественно с искусственным льдом, потому что это возможность заниматься зимними видами спорта круглый год. Вторая задача – квалифицированные тренеры, от которых зависит очень многое. Кататься на льду и играть в хоккей – разные вещи, у ребенка должна быть правильно поставлена нога, а это может сделать только тренер. Канадцы детей, которых хотят видеть профессиональными игроками, с трех лет ставят на коньки, обучают специальному хоккейному ходу. И потом, детский тренер очень сильно отличается от взрослого, тут подход совершенно иной: он и вожатый, и папа, и мама, и учитель, и главное – пример во всем, кумир, на которого хочется равняться. Тут уж только высокие стандарты и никаких вредных привычек!
Опять же, чтобы цикл занятий этим видом спорта был круглогодичный, должны быть созданы условия: инфраструктура, спортивные базы и лагеря. Тогда в детстве, если мы зимой играли в хоккей, то летом выезжали в спортивный лагерь и тренировались уже там. Вместе с нами там были борцы, велосипедисты, фигуристы.
Еще необходимо выстроить селекционную систему: талантливый ребенок безо всякого протекционизма должен иметь возможность расти и развиваться. Эта работа у нас еще должным образом не налажена. Потому что недостаточно специалистов, а один-два-три человека не могут объять необъятное. Многие способные ребята, из которых при должном внимании могли бы получиться звезды, остаются просто незамеченными. В той же Швеции или Финляндии каждый год появляются новые звезды, а все потому, что они в свое время взяли за основу советскую методику выявления и воспитания талантливых спортсменов. В СССР эта система функционировала очень четко и на научной основе. Федерация хоккея, на мой взгляд, как раз и призвана подготовить благодатную почву для того, чтобы как можно больше детей получили возможность перейти на профессиональный уровень. И еще я бы очень хотел создать в Самарской губернии базу для развития женского хоккея. На Олимпиаде в Сочи я был просто очарован нашей женской сборной по хоккею. Именно в их игре я увидел образец того лучшего советского хоккея: комбинации, скорости, подлинное мастерство. Зрители аплодировали им стоя. Пусть они и проиграли в тот день, но это была красивая игра, намного интереснее, чем мужской хоккей. Пропаганда женского хоккея должна выйти на новый уровень. Я бы превратил Самару в один из центров женского хоккея.
И еще один момент, чем хоккей отличается от других видов спорта: в нем довольно высока затратная часть. Форма стоит немалых денег, а без нее на лед не выйдешь, поскольку спорт травматичный. К сожалению, сегодня далеко не каждый родитель может обеспечить своего ребенка формой. Надо подумать, как – за счет ли бюджета, спонсорской ли помощи – снизить расходы на эту часть. И еще необходимо создать на территории Самарской области, по крайней мере, в городах области несколько специализированных спортивных школ. Вот сейчас на базе 175 школы, во многом благодаря энтузиазму директора, организуется хоккейный класс. Это очень хорошее начинание. Нужно больше таких центров, где можно было бы сочетать учебу и занятия спортом.
— Как будет финансироваться эта программа и сколько вообще нужно денег на развитие хоккея в губернии?
— Строительство спортивной инфраструктуры – все же прерогатива власти, а с учетом подхода нашего губернатора, сегодня это один из приоритетов.
Мы видим, что власть вкладывает довольно большие средства в строительство спортивной инфраструктуры. То есть налоги, которые платит население в бюджет области, возвращаются потом в виде спортивных сооружений. Опять же власть, муниципалитеты выделяют достаточно средств и на содержание спортивных, в том числе и хоккейных, площадок – на электроэнергию, водоснабжение, на зарплату дворовым тренерам. Сегодня по Самаре 106 человек числятся как тренеры-общественники. Мы должны и дальше развивать эту программу. Но в чем глобальность проблемы, допустим, в Самаре? Только в одном Промышленном районе проживают 300 000 человек – это население среднего города. Но в городах с такой численностью есть и Дворцы спорта, и несколько площадок с искусственным льдом, а в Промышленном районе ничего этого нет. Сейчас эта проблема будет решена за счет того, что на стадионах «Маяк» и «Орбита» строятся два физкультурно-оздоровительных комплекса, где будут и площадки с искусственным льдом. Вскоре такая же площадка появится в Кировском районе, две – в Красноглинском. В идеале аналогичные комплексы должны появиться в каждом районе города. Понятно, что если 20 лет ничего не делалось, то за один год мы все проблемы решить не сможем. Но если все делать постепенно, лет пять – и задача будет решена. Но, с другой стороны, мы не должны насаждать хоккей в качестве вида спорта, которым должны заниматься все поголовно. К примеру, в Похвистневском районе традиционно популярны футбол и борьба. Есть ли там необходимость строить катки с искусственным льдом? Мониторинг потребности в площадках с искусственным льдом можно провести, например, на основании данных об участниках турнира «Золотая шайба». Так, прогресс в этом направлении мы видим в Красноармейском, Сергиевском, Борском районах, в Отрадном и Кинель-Черкассах. Мы думали, что у нас только Самара и Тольятти «горят» хоккеем, а оказалось, что в муниципалитетах команды готовятся местными энтузиастами на таком уровне, что с легкостью побеждают городские команды. Этот факт свидетельствует о том, что для развития любого вида спорта нужны энтузиасты и подвижники. Видимо, в городских округах вера в развитие любительского спорта уже пропала, а в муниципалитетах дух оказался сильнее.
Решение губернатора о возвращении тольяттинской «Лады» в Континентальную хоккейную лигу даст возможность проводить в «Лада-Арене» матчи уже на более высоком уровне. Безусловно, это будет способствовать повышению популярности хоккея. Когда ты присутствуешь на стадионе – получаешь совершенно другие впечатления, нежели когда смотришь матч по телевизору.
— По-вашему, что могло бы быть кульминацией вашей деятельности на посту председателя федерации хоккея Самарской области?
— Моя цель – чтобы на 50 000 человек в Самарской губернии была площадка с искусственным льдом, где можно будет поиграть в хоккей. К примеру, в Канаде и в Финляндии эта цифра еще ниже – 25 000. Задача федерации – создать условия для развития хоккея и проводить как можно больше соревнований разного уровня и масштаба для укрепления спортивного духа, благодаря чему будут появляться маленькие звездочки, которые при благоприятных условиях будут превращаться в большие и яркие звезды. Развивать нужно не только хоккей, но и футбол, и волейбол, и баскетбол, и все другие виды спорта. Когда у нас все население будет заниматься спортом, здоровая нация получится.
— Каковы ваши впечатления от Олимпиады в Сочи?
— Замечательные. Я давно не ощущал такого патриотического подъема и такой гордости за страну, в которой родился и живу. Я побывал на всех спортивных объектах, на соревнованиях. Организация была на самом высоком уровне. Я понял, что Россия может решить любую задачу. И приближающийся чемпионат мира по футболу – уже не такая проблема, как многим казалось. Нам надо просто Сочи взять за пример в этом плане.
— Сначала был футбол, теперь хоккей, а что будет дальше, может «Формула-1»?
— Нет, на «Формуле-1» Вячеслав Малеев специализируется, он у нас гонщик. Главное, на мой взгляд, – чтобы в Самарской области развивались те виды спорта, которые интересны живущим здесь людям. У нас есть традиции. Наша хоккейная школа всегда была очень сильной, «Лада» была первой командой-чемпионом из нестоличных клубов. «Крылья Советов» – команда с великим брэндом. Баскетбол всегда у нас был на очень высоком уровне и до сих пор остается. В Самаре одни из лучших школ велоспорта, плавания, борьбы, бокса, конькобежного спорта. Появляются сейчас и новые виды спорта – такие, как керлинг, к примеру. Возродить то, что было, и развивать новое – наша задача на ближайшие годы.

IMG_0166 2

Обсуждение закрыто.