Золото  мира 5

Золото мира

15 мая 2014

Эта девушка «from Samara» удивила всех феноменальными результатами в женском боксе

В феврале прошлого года Наталья Смирнова впервые вышла
на профессиональный ринг, и сразу же взяла «золото» мира. Не прошло и года, как Наталья Смирнова стала чемпионкой по четырем мировым версиям – GBU, WBC Silver International, WIBA International, WBF. В интервью «Первому» победительница рассказывает не только о своих спортивных достижениях.
Людмила Круглова

Парадоксально, но российская надежда женского профессионального бокса (так ее теперь называют) вообще не имеет ничего общего с силовыми стандартами. Хрупкая, белокурая девушка, очень женственная. Спокойная и улыбчивая.
«Но все же, как обманчиво впечатление»! – первая мысль после просмотра видео с чемпионата. На ринге, похоже, другая Смирнова, амбивалентная той, которую видишь вне спорта. Устойчиво балансирующая в своем бойцовском «танце», как девочка на шаре с картины Пикассо. Напористая, четкая, маскулинная – сплошная «жесть». Бой двух женщин — зрелище не для слабонервных, но его некую красоту и притягательность все же надо признать, ту самую, которая зовется «страшной силой». Причем болельщики на нервах, свистят, кричат, а Смирнова и тут умудряется улыбнуться. Выдержка у нее железная.
Почему так важно рассмотреть Наташу «под лупой»? Хотя бы потому, что общественный интерес к российской звезде достиг небывалого уровня. Феномен личности, безусловно, история из области божеского замысла, но распорядиться по уму этим даром способен только человек.

Двигатели прогресса
— Какими эквивалентами, на ваш взгляд, измеряется победа?
— Конечно, природные данные и характер спортсмена имеют принципиальное значение. Но в моем случае равноценную роль сыграли люди, которые оказались рядом и вселили надежду на победу. Прежде всего, это мой постоянный тренер Владимир Циммерман, который предложил мне попробовать силы в профессиональном спорте. Он пригласил в наш бойцовский клуб Mejiro Gym Samara заслуженного тренера России Виктора Александровича Ланцова, тот посмотрел меня в деле и сказал, что шансы стать чемпионкой мира вполне реальные. Собственно, Ланцов – супер-тренер, вырастил чемпиона мира по любительскому боксу Сашу Алексеева.
— То есть многое решает то, в какие руки попадает потенциальный победитель?
— Однозначно. Если говорить об эквиваленте, то вклад спортсмена и тренера, в процентном отношении составляет, грубо говоря, «60 x 40». Я в спорте с 14 лет, и мне попадались тренеры, которые не верили в мои возможности. Дело в том, что пока сформируется личность спортсмена, необходимо время, и не все наставники готовы ждать, терпения не хватает, им нужен быстрый результат. А у меня, по всей видимости, происходило постепенное накопление потенциала.
— Но вы ведь пришли в профессиональный спорт уже с достижениями?
— Вполне определенными. С детства занималась различными видами борьбы: дзюдо, каратэ, тхэквондо, кикбоксингом. Дважды становилась чемпионкой России и серебряным призером Европы по тхэквондо, получила звание мастера спорта международного класса. Потом выиграла чемпионат и Кубок мира по кикбоксингу. В любительском боксе провела 60 боев, дважды победив на кубке России. В то время женский бокс не был развит, как сейчас. Я вошла в первую сборную России по женскому боксу, вместе с чемпионкой мира Натальей Рагозиной. Позже занялась тайским боксом – муайтай, обучалась в Таиланде и Голландии. В общем спортивном зачете – 15 боев по муайтай и «золото» чемпионата мира. Мои первые профессиональные бои состоялись в Германии, там я получила боксерскую лицензию. Это была хорошая возможность поработать с сильными спарринг-партнерами, в Самаре женщин, с которыми я могла бы на равных выйти на ринг, сами понимаете, не найти.
— Ну, с таким послужным списком грешно было тренеру за вас не взяться.
— Ничего подобного, как раз риски были большие. Нюанс в том, что к тому времени я уже восемь лет, как закончила карьеру в любительском боксе. У любого наставника возникает логичный вопрос, а не потеряла ли спортсменка форму. Но Владимир Циммерман почему-то рассудил иначе. Мы с ним знакомы с 1995 года, потом нас жизнь развела, а когда через 10 лет встретились снова, он всерьез заговорил о профессиональном боксе. Может, я прошла проверку временем. Если бы не он, из спорта бы точно ушла.
— Выходит, на новом этапе совместного альянса началось ваше триумфальное восхождение?
— Пожалуй, да. Ко всему прочему, Владимир еще и уникальный менеджер, сумевший привлечь все возможные ресурсы для того, чтобы я могла продвигаться вперед. Любого спортсмена надо раскручивать, но вкладывать средства имеет смысл только в том случае, если он действительно что-то собой представляет. Я благодарна Владимиру за то, что он повлиял на мое личностное становление. Сейчас меня поддерживает местная власть, губернатор Николай Иванович Меркушкин, первый вице-спикер областной думы Валерий Николаевич Троян, председатель городского парламента Александр Борисович Фетисов, депутат губернской думы Вячеслав Михайлович Малеев, уполномоченный депутата Александр Петрович Семенюк, депутат Самарской губернской думы Константин Валериевич Ряднов.
Способности – это полдела, без соответствующих составляющих, в том числе и финансирования, невозможно полноценно готовиться к соревнованиям. Я рада, что у меня такая возможность есть. Надеюсь, что я оправдала и еще оправдаю доверие людей, которые мне помогают. Во всяком случае, на всех мировых первенствах Самара звучит весомо.

Без страха и упрека
— Как проходит ваш стандартный день?
— Естественно, ни дня без интенсивной тренировки: бег, плавание, тренажерный зал. Основная нагрузка приходится на вечер, потому что днем я работаю тренером в клубе Mejiro Gym Samara. У меня занимается 50 детей, начиная с пятилетнего возраста, обучаю их боксу. Работаю и со взрослыми любителями этого вида спорта.
— Интересно, а как готовитесь непосредственно к соревнованиям?
— У профессионального спортсмена свой режим. Дозируешь свои нагрузки, чтобы подойти к определенному пику готовности. За месяц перед боем я не должна качаться, заниматься с железом, потому что мышцы забиваются. Это один этап подготовки. Тренировки на силовой удар – следующий уровень. Словом, все расписано по отрезкам времени. Придерживаюсь определенного питания, в основном, ем одно и то же – курицу, рыбу, ничего интересного и вкусного с точки зрения гурманства. Работаю в весовой категории до 60 кг, поэтому вес держать надо стойко.
— Насколько я могу судить по видео, на ринге вы держитесь очень уверенно. Что же, страха перед боем не бывает?
— Перед боем, вообще-то, поздно бояться. Волнение бывает, но его надо преодолеть. А страх… Есть люди, у которых снижены степень страха и порог чувствительности. Допустим, что у меня такая физическая особенность. А если серьезно, то опыт крупных чемпионатов у меня приличный, иду я на этот шаг вполне осознанно.
— С искренним желанием побить?
— Тайская пословица гласит: «Дух жизни познается в бою». Наверное, с этой идеей. Для меня борьба – способ реализации. Поединок – это игра, кураж, ты настроен на то, чтобы переиграть противника. Мы не враги, а партнеры, мы же обнимаемся до и после состязаний. Бокс доставляет мне огромное удовольствие, а, как известно, в жизни заниматься надо только тем, что любишь.
— Можете назвать, какой бой был самым тяжелым и какой – самым легким?
— Легких боев не бывает. А самый короткий был – одна минута двенадцать секунд. Был случай, когда перед чемпионатом мира моя соперница увидела, как я отрабатывала удар, и снялась с соревнований. Трудным оказался по-
единок в Ростове-на-Дону за титул интерконтинентальной чемпионки, по версии WBF. 10 раундов – большая нагрузка для женщины, обычный любительский бой – три раунда. Соперница – чешка, с виду не сложная, моего формата, так сказать. Но очень выносливая, настоящая марафонка, работала феноменально. Нокаутировать ее не получилось, пришлось по очкам 10 раундов выиграть. У меня же, в основном, досрочные результаты, 4 нокаута из 7 побед.
— А чем вас привлек этот неженский вид спорта? Девочки ведь выбирают гимнастику, фигурное катание…
— Каждому – свое. Если у девочки жесткий волевой характер, и она не хочет быть балериной, зачем ее туда толкать? Пусть идет своей дорогой. Россия почему-то с трудом справляется с гендерными штампами, несмотря на то что мир давно мыслит иначе. В той же Америке или Голландии женщины активно занимаются боксом, даже пакистанские женщины в платочках выходят на ринг. Я уж не говорю о тайских девочках, которые с 17 века занимаются муайтай.
— А родители как реагировали на ваше увлечение?
— Когда ребенка направляют мама и папа – это замечательно, но я была лишена родительской заботы. Росла в неблагополучной семье, поэтому приходилось выживать, не опираясь на родителей. По большому счету, я self-made women. Но моя бабушка – женщина с очень властным, волевым характером, возможно, я в нее пошла. Я всегда лидировала, была довольно дерзкой, хулиганистой девчонкой. Мне с детства нравилось драться.

Принципы королевы бокса
— Вы любите читать?
— Конечно. Сейчас, например, читаю Виктора Пелевина «Ананасная вода для прекрасной дамы» и «Путь самурая» — потрясающий этический шедевр.
— А как вы считаете, что важней – интеллект или физическая сила?
— Неплохо бы иметь равное соотношение ума и силы, некий баланс. Без интеллекта поединок не выиграешь, прежде, чем выйти на ринг, надо, вообще-то, хорошенько подумать. Бокс считается высокоинтеллектуальным видом спорта, особенно муайтай, где задействованы ноги, локти, колени, как говорят, восемь силовых центров. Там нужна колоссальная концентрация, сосредоточенность, включенность мозга и психической энергии. Поэтому заниматься восточными единоборствами без философии и без развития невозможно, ничего не получится. Мне нравится самурайский принцип – ты должен «и стихи писать, и мечом владеть». Интеллектуалам, кстати, тоже бы надо спортом заниматься, если уж они претендуют на определение «развитой личности». Проще всего сидеть перед компьютером со своими 120 кг чистого веса и мудрствовать лукаво о том, какой должна быть настоящая женщина и женское ли дело – заниматься боксом.
— А что, в интернет-ресурсах вам досталось по этому поводу?
— В основном, люди меня поддерживают. Но находятся и оппоненты женского бокса. Парадокс: в России живут очень сильные женщины, но большинство из них прикидываются слабыми и гламурными. Зачем? Только для того, чтобы повесить на мужиков свои проблемы? Мне такая позиция не близка. Я считаю, что не надо ни на кого надеяться, кроме себя. Но мое личное мнение не всем подходит. Знаете, как переводится «муайтай»? Бой свободных. Я ценю свою независимость.
— Какое качество помогло вам победить?
— Я – трудоголик. Безусловно, мне пришлось «выложиться до упора», чтобы поставить удар, чтобы и физически, и психологически быть готовой к победе. Несомненно, Виктор Александрович Ланцов провел колоссальную работу для того, чтобы я стала чемпионкой.
— Владимир Циммерман сказал, что вы – человек миссии. Как вы дума-ете, что он вкладывает в это определение?
— Наверное, он имел в виду, что я выступаю за Россию, под российским флагом, за границей везде звучит: «Наталья Смирнова, Самара». Кстати, вижу свою миссию в том, чтобы воспитать хороших спортсменов из ребят, которые приходят в наш клуб. Особенно важно обращать внимание на детей из неблагополучных семей, зачастую для них спорт – единственное спасение от жизненных обстоятельств. И если я занята не сугубо личными интересами, а заботой о здоровом поколении, то, наверное, в этом есть моя миссия. Безусловно, будучи в России единственным тренером по женскому боксу, продолжаю развивать этот вид спорта со своими воспитанницами. У нас должна быть сильная нация.

О больших мечтах и маленьких слабостях
— Обратная сторона победы?
— Выброс адреналина сильнейший, это ощущение не заменишь ничем. Без него потом тяжело, начинается тоска по бою.
— Не возникает желания побить кого-нибудь на улице?
— Это очень скучно – вступать в бой с неравным противником. Первичной агрессии у меня нет, но при нападении не буду стоять сложа руки. У меня есть оружие – моя физическая подготовка, я могу его использовать как угодно. Но есть этика, кодекс чести – с теми, кто слабее, не воевать. Спортсмены, вообще-то, люди миролюбивые.
— Какие ваши мечты реализовались благодаря спорту?
— У меня была мечта – стать чемпионкой мира по боксу. И я ею стала. Мне нравится быть первой. Недавно позвонил спортивный телекомментатор Владимир Кейлин и сказал, что у него сохранилась запись, где я ему в 17 лет об этом говорила.
Ну, когда-то хотела по миру поездить. Сейчас трудно сказать, где не была. А иначе, дальше Чапаевска, может быть, и не выехала. Вот, собственно, и все мечты.
— А что же, материальных желаний не было?
— Мне всегда всего хватало. Я не мещанка, не могу представить, чтобы мечтала о машине или платье. К вещам подхожу функционально: если что-то надо, иду и покупаю.
— То есть никаких женских слабостей?
— Они в другом проявляются. У меня, между прочим, женская натура, которая может выразиться в импульсивности или обидчивости. Но при этом три «к» – не моя идея.
— Ну, а слабости?
— Животные. Обожаю свою собачку, у меня живет мини-бультерьер, интеллигентная такая девочка, Куклой зовут. Что еще? Пирожные люблю, но редко себе позволяю это удовольствие. Бесконечно считаю калории. Неравнодушна к физическому совершенству.
— А лицо красивое не жалко?
— Нет. Синяки проходят.
— Так чем же все-таки измеряется победа?
— Литрами пота.
— А слезами?
— Не помню, чтобы я плакала. Жизнь меня не расстраивает.

фото (1)

С Владимиром Циммерманом мы встретились снова через 10 лет, и он всерьез заговорил о профессиональном боксе. Может, я прошла проверку временем. Если бы не он, из спорта бы точно ушла

фото 1 (1) фото 3 фото 5

Обсуждение закрыто.