главврач и доноры

Стратегический продукт

17 июня 2014

Самарское медучреждение удостоено звания «Лучший центр крови Российской Федерации»

Ежегодно Самарская областная клиническая станция переливания крови заготавливает свыше 30 тонн компонентов крови. Этот показатель значительно превышает средние российские объемы. Если перевести цифры в плоскость смыслов, то «кровяные» резервы в случае острой необходимости способны с большим запасом покрыть потребности Самарской области. В настоящее время особо важная служба в полной мере обеспечивает лечебную сеть препаратами и компонентами крови.
Людмила КРУГЛОВА

Программы – за жизнь
ГБУЗ «Самарская областная клиническая станция переливания крови» – одно из крупнейших в стране – занимает лидерские позиции и по другим параметрам. По словам директора медучреждения, заслуженного врача РФ Сергея Кузнецова, в финальную часть всероссийского конкурса 2013 года вышло несколько российских станций, в результате приоритет был отдан самарским трансфузиологам. Как уже было сказано выше, запасы компонентов крови – плазмы, эритроцитов, тромбоцитов – таковы, что «Самарская область может спать спокойно». В общей сложности консервированной крови заготовлено в полтора раза больше, чем в среднем по России. Причем первая в стране станция в рамках реализации программы по развитию службы крови внедрила в практику карантинизацию плазмы крови, значение которой для безопасности «реципиентов» трудно переоценить. Что это значит?
«Чтобы полностью избежать рисков, связанных с ВИЧ-инфекцией или гепатитом, мы ввели в работу дубль-систему тестирования, – объясняет Сергей Иванович. – Поскольку между заражением и выявлением инфекции существует некий период (мы называем его «серонегативное окно», когда вирус в организме еще не определяется), плазму донора мы помещаем в глубокую заморозку. Через 6 месяцев донор повторно сдает кровь, и если он оказывается здоровым, то, стало быть, и первичный продукт абсолютно чистый. После нас система стала входить в практику российских служб, хотя, к сожалению, еще не повсюду».
Еще один качественный показатель – автоматические лабораторные комплексы, ускоряющие процесс диагностики и позволяющие тестировать большие объемы плазмы.
Отдельно следует сказать, что наши трансфузиологи были первыми во внедрении методики противовирусной обработки тромбоцитов (компонентов, отвечающих за свертываемость крови). При определенных заболеваниях, когда у больного начинается массивное кровотечение, спасти жизнь можно только донорскими тромбоцитами, которые с момента сбора крови живут не более пяти суток. В таких случаях нужна экстренная процедура, исключающая вероятность заражения.
В качестве достижения экспертная комиссия выделила производственную базу Самарской станции переливания крови (СПК), где осуществляется переработка плазмы крови на лекарственные препараты, причем в крупных объемах (до 20 тонн плазмы в год).
Как считает главный врач СПК, заслуженный врач РФ (и, кстати, титулованный «лучший руководитель службы крови России») Александр Косов, добиться хороших результатов удалось за счет трех программ развития, которые осуществлялись с 2000 года. Средства на модернизацию выделялись из федерального бюджета, при областном софинансировании.

Крепкая база
Любое, самое пафосное, сравнение не способно преувеличить значение службы крови для жизнеобеспечения общества и национальной безопасности. Поэтому, безусловно, служба находится на особом государственном контроле. В 2014 году средства из федеральных и региональных источников позволили продолжить мероприятия по развитию станции переливания крови. Привлеченные инвестиции помогли решить многие задачи: отремонтировать главный корпус, обновить и оснастить новым оборудованием корпус фракционирования белков, провести модернизацию бактериологической лаборатории. На балансе медучреждения появились три современные специализированные машины, которые дают персоналу возможность развертывать мероприятия по сбору крови вне учреждения, выезжая в различные организации на территории Самарской области.
Главный врач Александр Косов с удовольствием показывает безукоризненные помещения станции, по ходу рассказывая о функциях каждого участка и преимуществах современного оборудования. Полная автоматизация способствовала тому, что еще 12 лет назад самарские специалисты «ушли» от дискретных технологий, сэкономив массу времени на диагностику и увеличив гарантии качества ценнейшего ресурса.
Кстати, в команде из 350 сотрудников работает заведующая лабораторией заготовки крови и ее компонентов Елена Мачехина, которая в 2013 году заняла второе место во всероссийском профессиональном конкурсе в номинации «Лучший трансфузиолог». Собственно, весь коллектив отличается высоким профессионализмом и обладает большим опытом работы. Хотя для сохранения преемственности, по меткому замечанию Александра Косова, «свежая кровь нужна». Сейчас на базе станции проходят курс трансфузиологии студенты 6 курса СамГМУ. Возможно, со временем кто-то из них пополнит ряды специалистов службы крови.

Друзья по крови
Реестр службы крови насчитывает порядка 40 тысяч доноров. Главного врача эта цифра не успокаивает, он считает необходимым увеличить донорский корпус. Инициатором привлечения людей через Интернет стала специалист по связям с общественностью Наталья Зайцева. Что интересно: за год ядро донорского движения за счет электронных контактов приобрело почти 4 тысячи сторонников. В принципе, в наш век эгоцентризма, когда все переводится на дивиденды, сознательное безвозмездное донорство выглядит весьма возвышенно и благородно. Директор службы крови Сергей Кузнецов абсолютно с этим согласен: «Даже само слово донор – на латыни «дарю, дар». Действительно, должна быть определенная жизненная философия, потому что никакие преференции не равнозначны тому, что человек отдает часть своей жизни. Ему небезразличны потребности всего общества. На сегодня ни один из кровезаменителей по своим параметрам не соответствует человеческой крови, во всей ее многосложности и многофакторности. Отдельные направления пытаются дублировать, но стопроцентную идентификацию получить не удается».
Такая вот практически метафизическая данность. Цивилизация, продвинувшись в техническом прогрессе до небывалых высот, остается совершенно безоружной без обыкновенной человеческой крови. Поэтому в любой момент, днем или ночью, в будни и в праздники станция по обоснованному клиническому требованию предоставляет необходимые драгоценные компоненты.
Социальный портрет донора не столь важен, главное – безупречное здоровье, хотя следует отметить, что 80% составляет молодежь. К счастью, в последнее время старые добрые ценности возрождаются, и уже, как в незапамятные времена, целые организации участвуют в донорском движении – такие, как Сбербанк, АВТОВАЗ, ЦСКБ «Прогресс», САНОРС. Важно, что люди, которые принимают ценности донорства, заботятся о собственном здоровье.
В ежегодном послании губернатор Николай Меркушкин задал новый вектор развития, сказав о планируемом стро-ительстве завода по переработке плазмы. Это означает, что производство, действующее на базе станции переливания крови, преобразуется в крупнейший высокотехнологичный российский центр. Сергей Кузнецов отметил, что проработка данного проекта находится в завершающей стадии и для его реального воплощения необходима программа, основанная на условиях государственно-частного парт-нерства.
«Мы надеемся на реализацию планов, намеченных губернатором. Это придаст нашей службе новый импульс для того, чтобы продвигаться вперед. Самарская станция переливания крови находится на острие развития службы крови и не сдает своих позиций. А в перспективе их улучшит».

SONY DSCАлександр Косов,
главный врач Самарской станции переливания крови:
— Добиться хороших результатов удалось за счет трех программ развития, которые осуществлялись с 2000 года. Средства на модернизацию выделялись из федерального бюджета, при областном софинансировании.

 

 

 

Сергей КузнецовСергей Кузнецов,
директор Самарской станции переливания крови:
— Даже само слово донор – на латыни «дарю, дар». Действительно, должна быть определенная жизненная философия, потому что никакие преференции не равнозначны тому, что человек отдает часть своей жизни. Ему небезразличны потребности всего общества. На сегодня ни один из кровезаменителей по своим параметрам не соответствует человеческой крови, во всей ее многосложности и многофакторности. Отдельные направления пытаются дублировать, но стопроцентную идентификацию получить не удается.

Обсуждение закрыто.