JUL_5297

Великолепная пятерка

10 июня 2014

О том, как лучшие студенты академии культуры приближали весну

Всероссийский фестиваль «Студенческая весна», прошедший с 15 по 20 мая в Тольятти, объединил до 2,5 тысячи участников из 70 российских регионов. Восхищаясь грандиозным молодежным праздником, мало кто задумался о том, что за этим феерическим зрелищем стоит чрезвычайно большой и ответственный труд. Но работники невидимого культурного фронта, о которых пойдет речь, похоже, остались довольны своей участью.
Людмила КРУГЛОВА, Юлия РУБЦОВА (фото)

В составе российской сборной
Выбор студентов Самарской государственной академии культуры и искусств для участия в подготовке всероссийского мероприятия, конечно же, не был случайным. Они уже зарекомендовали себя наилучшим образом, ре-
ализуя масштабные массовые проекты в Самаре, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге. Ни для кого не секрет, что в институте современного искусства и художественных коммуникаций, входящем в структуру СГАКИ, – одна из лучших в стране кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников, которой руководит незаурядный режиссер и преподаватель Юрий Паршин.
Собственно, для него это был тоже волнующий момент, потому что ребята работали самостоятельно, в составе российской сборной по проведению праздников. Так повелось, что за последнее десятилетие современный жанр – церемонии открытия и закрытия – стал главным показательным выступлением на крупных мероприятиях во всем мире. Именно этот сложный арт-компонент в первую очередь должны были «отшлифовать» будущие режиссеры. Причем, студенческая весна вообще впервые содержала в общем контексте форму художественно-спортивного праздника. И, безусловно, молодые люди чувствовали, какая на них возложена ответственность.
«Ребятам было предложено поучаствовать в организации всероссийского праздника и с нуля посмотреть, как осуществляется массовая технология на большом стадионе, – рассказывает заведующий кафедрой. – Ну, и естественно, отобрали лучших студентов. Я не мог их курировать непосредственно, так как в вузе проводилась федеральная аккредитация. Поэтому они ушли «в свободное плавание» и с 22 апреля по 19 мая работали на студвесну».

Весенний марафон
Кстати, самое время их представить: студенты 5 курса Александр Бузулукский, Алексей Паршин, студентка 4 курса Анна Шаповалова и студенты 2 курса Валерий Душин и Мария Талапчук. Вот эти пятеро молодых людей буквально с ходу погрузились в работу. По большому счету, они видели только сценарный план, который
и нужно было превратить в живое яркое действо. Постановщиком всей театрализации был Дмитрий Большаков, хореографом – Анатолий Тимофеев (оба – режиссеры из Саратова, чем, собственно, и объяснялась вовлеченность в организационную часть саратовской команды, состоящей из Кирилла Правкина, Максима Шумилова, Кристины Воропаевой, Виктории Беляковой, Марии Сухановой и Олеси Коломиец). С декорациями работали Александр Федотов и Георгий Гукасов. Саратовские и самарские ребята в весьма сжатые сроки должны были выдать общий творческий результат.
За месяц в предложенных форс-мажорных обстоятельствах студенты Самарской академии культуры примерили на себя множество ролей. Помимо режиссуры, пришлось быть менеджерами, педагогами, снабженцами, рабочими постановочных цехов, психологами, в том числе и самим себе. Надо сказать, что годы учебы в академии и предыдущий опыт не прошли даром. Наши ребята продемонстрировали готовность и творческий подход к реализации сложных профессиональных задач.
Подготовка художественно-спортив-ного праздника включала несколько этапов: репетиционный процесс, воплощение сценария по режиссерскому замыслу, непосредственное проведение церемонии открытия, организацию гала-концерта. Эту схему надо было наполнить безукоризненно отработанными эпизодами, встроив их в общую канву театрализации. Даже реквизит – и тот нужно было изыскивать самим. В трудные минуты ребята не раз вспоминали слова Юрия Михайловича: «Режиссер должен уметь все, иначе он не сможет напитать содержанием огромную мизансцену».

Точки приложения
По словам студентов, помогло то, что они сумели правильно распределить между собой обязанности. Например, Алексей Паршин занялся организационными моментами, соединившими в одном человеке телефонные контакты по всей России, поиск материалов и также изготовление реквизита, доставку костюмов, развешивание баннеров. Рук не хватало, но «пятерка» нашла выход. Обратились через Интернет за помощью, и неравнодушные откликнулись. Значит, грамотно обратились.
«Сложность жанра – в его колоссаль-ной объемности, – объясняет Алексей. – Поэтому реквизит приобретали в промышленных масштабах. Например, те же полотна для эпизодов – это куски ткани 40х50 метров и две прикрепленные к ним полипропиленовые трубки диаметром
80 см. Моя задача – найти поставщика по России, дозвониться, договориться о стоимости и доставке. Потом всей командой резали трубу и ткань, соединяли и склеивали их, чтобы сделать реквизит. Выручали скотч и промышленный степлер». Валерий Душин добавляет, что будущему режиссеру интересно было узнать, как проще и быстрей сворачивать 60-метровые полотна, как точно сделать разметку поля и запомнить позиции каждой группы участников, чтобы потом вовремя их выпустить на стадион «в нужное время и в нужном месте». В противном случае из-за маленькой режиссерской недоработки нарушится картина всего большого представления. Но, к слову, в практике кафедры – сотрудничество с самарским драмтеатром, все студенты обязательно знакомятся с работой постановочного и костюмированного цехов, с художественно-оформительской частью. Эти знания и умения оставалось только перенести в огромное арт-пространство тольяттинского стадиона имени Анатолия Степанова общей вместимостью 13 тысяч зрителей. И, кстати, в день представления был аншлаг.

Студпросвет
В церемонии открытия Всероссийской студвесны участвовало порядка 2 тысяч человек, преобладающее большинство среди которых – студенты тольяттинских средних профессиональных учреждений. Каждый из наших режиссеров подготовил свои эпизоды занятостью порядка 40 ребят. По словам Анны Шаповаловой, трудность заключалась в том, что действо было построено исключительно на хореографии. Причем учить приходилось «с нуля», и начинали ребята без особого энтузиазма. «Они приходили на репетицию, нервничали, уставали, потому что огонька внутри не было, они не понимали, что им повезло, – поделилась мнением Мария Талапчук. – Но постепенно научились действовать синхронно, слушать музыку, отработали рисунок той или иной сцены. Осознали, что это значит – нести культурные символы страны. Почувствовали вкус к творчеству и гордость за свой город. Этому тольяттинских студентов научили самарские шефы, которые, если и постарше их, то года на два. «Честно говоря, ребятам было тяжело, и мы ощущали ответственность перед ними, — признается Александр Бузулукский. – В какой-то момент мы сами стали для них педагогами. Во всяком случае, было четкое понимание, что мы не должны их подвести». И, конечно, победила дружба. Может, только ради этого стоило пройти многотрудный процесс. Нет, разумеется, и для того, чтобы грандиозный праздник в Тольятти прошел на «ура».
Мало времени на подготовку, много ограничений, армия участников – и все для того, чтобы восхищенные зрители однажды увидели торжественный показ. Так и не узнав, какие силы вложены в это великолепие, и ни на йоту не почувствовав обратной стороны медали. Да, такова суть работы режиссера театрализованных представлений и праздников. Но труженики, похоже, еще более утвердились в том, что выбрали в жизни свою профессию.
По большому счету, ученики Юрия Михайловича показали хорошую под-
готовку, полученную в процессе освоения специальности. Тольяттинская практика – очередная ступень для их личностного роста. В день нашей встречи они говорили о важности формирования арт-пространства и социализации, о том, что студенческая весна объединила молодежь со всей страны. Слушая студентов, я думала о том, какие у них умные глаза и зрелые мысли, как хорошо они воспитаны и образованы. Очень бы хотелось, чтобы эти ребята нашли достойное место для реализации своего потрясающего потенциала, творческого и человеческого.

Юрий Паршин_JUL_5292Юрий Паршин,
заведующий кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников:
— При всех человеческих затратах, опыт, который они приобрели, оказавшись в студенческом мире российского масштаба и в центре жанра художественно-спортивного праздника, неоценим. Они его будут осмысливать с каждым годом и опираться на него – психологически и профессионально.

 

 

Обсуждение закрыто.