По мнению Алексея Тарасенко, сельскому хозяйству области санкции не страшны, но нужны стабильность и государственная поддержка
Будто предугадав события на мировой арене, глава области Николай Меркушкин,
и без того много сил отдающий аграрному сектору области и давно понявший,
что при должном подходе Самарская область вполне способна себя прокормить, теперь особенно напряженно вникает в проблемы одного из стратегических направлений экономики региона. 25 июля врио губернатора в рамках рабочего визита в Нефтегорский район посетил ОАО «Утевское хлебоприемное предприятие» в селе Дмитриевка.
Лина ИЛЬ, Ирина Седых (фото)
Утевское хлебоприемное предприятие, образованное в годы Великой Отечественно войны, в годы перестройки, как и многие, уже было совсем приказало долго жить. Но в 2004 году его возглавил Алексей Тарасенко, и структура не только активно «пошла на поправку», но и начала понемногу прирастать и площадями, и пашнями, и теперь это многопрофильное предприятие-сельхозтоваропроизводитель.
Генеральный директор ОАО «Утевское ХПП» рассказал:
«Мы – одно из крупнейших в районе, интенсивно развивающееся предприятие, у нас 25 тыс. га земли, 2 тыс. поголовья КРС породы мясная казахская белоголовая. В прошлом году было собрано 14,6 тыс. т зерновых и 7 тыс. т подсолнечника. В растениеводстве у нас три севооборота (кормовой и два зерновых), сеем 4-5 тыс. га подсолнечника, 10-12 тыс. га яровых, 4 тыс. га озимых, а также такие культуры, как кукурузу на зерно, нут, ячмень (например, элитный сорт Маргарет), чечевицу и другие.
Растениеводство
Большую часть зерновых уже убрали, средний урожай озимых – 30 ц с га. Считаю, неплохо. Надеюсь, и по яровым у нас центнеров 20-25 будет.
Озимый клин будем увеличивать до 5 тыс. га, а подсолнечник уменьшать: несмотря на свою рентабельность, эта культура как предшественник плоха, очень опустошает почву, уменьшает гумус, выносит удобрения.
Будем пытаться через севооборот увеличить озимые, многолетку в структуре бобовых. Семена обновили, из семян как посевной материал идут в основном элита и первая репродукция.
— А если дождями зальет?
— Ну, зальет – будем сушить. У нас и сушилка есть. Нас этим не напугаешь.
Погода, конечно, вносит немалые коррективы. Но пока идет нормальное сухое, качественное зерно, пшеница второй группы с высоким содержанием клейковины, качественная. К тому же озимые – предшественник хороший. После них можно сеять любую нормальную культуру. Так что будет хороший урожай и будет соблюдена культура земледелия. Плюс, тут земли, считай, бесхозные, осваиваем, восстанавливаем и пускаем в оборот. Переводим, так сказать, пашни от количества к качеству, окультуриваем, повышаем урожайность.
Чтобы справиться с нашей бедой – суховеями, – планируем развивать орошение. Главная задача в нашей зоне – сохранить влагу, при минимуме затрат получая максимум влаги. По сути, мы используем нанотехнологии в этом направлении растениеводства.
Переуплотнение почвы у нас тоже присутствует, поэтому раз в 5-6 лет мы меняем культуры. При этом стараемся уходить от пахоты в сторону технологии «глубокое рыхление»: она помогает не то чтобы увеличить сильно истощившийся за последние 20 лет гумус, но хотя бы сохранить.
Для борьбы с сорняками и вредителями только на «химию» ежегодно тратим 40 млн рублей. Удобрений тоже используем много, как положено, но со следующего года будем стараться переходить на органику и таким образом выходить на уровень экологической продукции. Есть технологии, по которым органику можно переработать, чтобы удобрение было качественное (например, технология «глубокая подстилка»).
Также технику постоянно обновляем. В этом нам помогают областные программы по поддержке сельского хозяйства, а также программы Россельхозбанка. Технику стараемся брать отечественную: это, во-первых, российская сборка, а также она подпадает под субсидирование.
Животноводство
— Животноводство у нас начало развиваться вполне логично: чтобы оформить, так сказать, замкнутый цикл «мясо – молоко – зерно». Отходы от животноводства идут на удобрения – это органика. Севооборот предполагает периодическое культивирование кормовых культур, ну а раз корма есть – можно их и употребить по адресу.
Коровы, закупленные по областной программе «Велес», неприхотливы, они спокойно переносят холодную погоду и могут питаться различными кормами. Сейчас на балансе предприятия около двух тысяч голов скота. Маточное поголовье за счет своего приплода дает ежегодную прибавку 500-600 голов. Привес на данный момент 1100 г. Правда, губернатор сказал, что при такой породе может и больше получаться. Так что будем наращивать.
К 2018 году при той же поддержке проекта «Велес» хотим вывести мясное животноводство на 4,5 тысячи голов. И, наконец, на будущий год откроем собственную скотобойню, будем пытаться осваивать переработку, пусть пока не глубокую, а хотя бы разделочные цеха, холодильники. Выйдя на проектную мощность, затем освоим и крупную переработку. Обидно сдавать свою выстраданную продукцию за гроши каким-то перекупщикам, пусть лучше добавочная стоимость остается в хозяйстве.
И еще один серьезный проект попытаемся освоить, опять же с поддержкой правительства: будем строить в Дмитриевке современный молочный комплекс на 1200 голов, так что в планах – и переработка молока. Губернатор уже обещал свою поддержку. Породу выберем высокопродуктивную – голштинскую. Корма заготавливаем.
Господдержка
Мы с областными властями работаем очень плотно. С вопросами и к специалистам обращаемся, и лично к министру сельского хозяйства Виктору Альтерготу. Меня в областной политике все устраивает. Все понимают, внимательные, верно используют стимулирующие рычаги – как финансовые, так и административные. Правильно сделали, что поддержку к гектару привязали: не будет уравниловки.
С местными властями у нас тоже отношения хорошие, они нас понимают и поддерживают, мы тоже чем можем помогаем. Например, поддерживаем местную футбольную команду.
Хотелось бы еще, чтобы вовремя давались субсидии: мы могли бы вовремя возвращать кредиты, чтобы спокойно делать свою работу, а не выдергивать свои оборотные средства.
Блиц для генерального
— Николай Иванович говорит: Самарская область вполне способна обеспечивать себя сама. Что скажете?
— Правильно говорит. К этому и надо стремиться. Во-первых, это и для сельхозтоваропроизводителя очень выгодно. Если они выйдут на самоокупаемость, то и область будет на собственных ресурсах. Все шансы есть получать продовольствие. Про 50 ц не скажу, но 30-40 ц спокойно можем получать. Особенно если областное руководство продолжит такую политику в области сельского хозяйства. А если у нас будет 30 ц /га – прокормим всех.
— Санкции на вас подействуют?
— Нет, никак не подействуют. Наоборот, на пользу пойдут: вектор перенаправится на отечественного товаропроизводителя. А мы, в свою очередь, получим уверенность в своих силах. Но для этого нам нужна стабильность: постоянный губернатор, постоянный министр и политика не на год-два, а долгосрочная. Тогда можно спокойно влезать в большие проекты и знать, что через определенный срок выйдешь на плановую мощность.