Самарская область вошла в тройку российских лидеров по доступности дошкольного образования
Реализация областной целевой программы модернизации системы дошкольного образования, рассчитанной до 2016 года, продолжается, но уже сегодня есть все основания подвести первые итоги проделанной работы. О социальных эффектах модернизации рассказывает заместитель министра образования и науки Самарской области Надежда Колесникова
Людмила КРУГЛОВА, Игорь КАЗАНОВСКИЙ (фото)
— Надежда Борисовна, какие механизмы задействованы для решения проблем дошкольного образования?
— Прежде всего, стоит сказать, что облик дошкольного образования поменялся коренным образом. Комплексное решение актуальных проблем стало возможным за счет консолидированных усилий всех уровней власти – федеральной, региональной и муниципальной. Сейчас разработана государственная управленческая технология, так называемая «дорожная карта», где прописаны конкретные шаги реализации поставленной задачи. Причем каждый этап сопровождается промежуточным результатом и необходимыми объемами средств. Позиция региона и министерства образования и науки РФ как раз состоит в том, чтобы эти конкретные шаги были разработаны с точным пониманием, что к 2016 году мы должны в целом решить проблему с нехваткой мест в детских садах для детей с трех до семи лет. Из консолидированных источников выделены очень серьезные средства: в прошлом году освоено более миллиарда рублей, и в этом году общий объем финансирования составил свыше миллиарда рублей.
— Какие изменения, связанные с доступностью дошкольного образования, произошли за последние два года в Самарской губернии?
— В течение двух лет нам удалось выявить все быстрые и экономически эффективные методы создания дополнительных мест. Сокращение очередности осуществлялось на основе комплексного подхода, включающего реконструкцию старых и строительство новых зданий детских садов, создание новых групп в действующих детских садах.
В существующих общеобразовательных учреждениях реализовалась возможность реконструкции ряда помещений, чтобы на этой базе школы открыть одну или две дошкольные группы. Кроме того, развернулось строительство новых детских садов, которое ведется по современным проектам и технологиям, прежде всего в районах массовой жилой застройки.
К примеру, Крутые Ключи («Кошелев проект»), где в кратчайшие сроки – за два года – был построен огромный комплекс из трех зданий, каждое из которых рассчитано на 500 человек. Сейчас это самый большой детский сад в России, который посещает 1700 детей. Возводится крупный объект в Южном городе, впервые за эти 20 лет идет строительство новых «садов» в городах губернии – Сызрани, Тольятти, Жигулевске, Похвистнево, Кинеле.
В общем объеме за два года в области создано более 24 тысяч дополнительных мест для дошкольников. Причем в девятнадцати сельских районах, впервые за всю их историю, появились небольшие дошкольные группы. Это говорит о том, что дошкольное образование повсеместно стало частью общего образования, в том числе и в малых поселениях. В целом, созданный мобильный механизм дал хороший эффект.
— Каким образом отслеживаются потребности в дополнительных местах?
— Реализуемая программа сопровождается и модернизацией системы учета детей. Сейчас в Российской Федерации создана единая электронная очередь, позволяющая в любой момент увидеть, сколько детей стоит в очереди и сколько из них получили места в детсадах. Август в этом смысле не показателен, так как не все дети трехлетнего возраста встали на учет и, соответственно, «семилетки» еще не удалены из очереди. В сентябре мы сможем оценить общую ситуацию по региону. Согласно прогнозу, очередность составит чуть более трех тысяч детей в возрасте с 3 до 7 лет, это касается в первую очередь крупных городов – Тольятти, Сызрани, Кинеля, Жигулевска. В Самаре проблема остается в Промышленном, Кировском, Советском и Октябрьском районах. Но здесь опять-таки существует статистический нюанс. Многие детсадовские дети остаются в очереди, ожидая места в дошкольных учреждениях, расположенных вблизи от территории проживания. Они имеют на это право.
— Как обстоят дела с наполняемостью групп раннего развития детей?
— Пока обеспеченность самых маленьких детей местами невысока. Все-таки первые три года мама имеет гарантированное право находиться с ребенком. Как ни парадоксально, чтобы удовлетворить родителей с детьми раннего возраста, необходимо снижение рождаемости. Слава Богу, этого не происходит, напротив, мы констатируем демографический рост. Ежегодно количество детей, возраст которых к 1 сентября достигает трех лет, становится все больше и больше. Поэтому мы все время находимся в ситуации «догоняющего локомотива». К 2020 году прогнозируется некий спад, связанный с количеством молодых людей, вступающих в детородный возраст. Но намечается другая тенденция – демографический прирост за счет семей, в которых рождается трое и более детей. Так что, судя по тенденции, в ближайшие 10 лет спад рождаемости нам не грозит.
— Насколько дошкольные учреждения адаптировались к работе в условиях федеральных государственных стандартов?
— Надо отметить, что стандарты для дошкольников впервые внедрены в практику с 1 января 2014 года. И, конечно, перестройка требует определенных усилий, прежде всего со стороны педагогических работников.
В дошкольном образовании в стандарт введены не столько результаты образовательной деятельности, сколько условия развития ребенка, и воспитатель в подготовленной среде должен вести ребенка по ступеням физического, нравственного, социально-коммуникативного формирования. Естественно, для создания новых условий необходимы и новые материально-технические вложения. Кроме того, нужны обученные кадры, причем в ситуации интенсивного обеспечения детских садов дополнительными местами потребность в кадрах резко возросла. В кратчайшие сроки мы оперативно решили эту задачу за счет возвращения в дошкольную систему опытных педагогов, ранее работавших в других отраслях.
Стимулирующим моментом стало и повышение заработной платы, которая сейчас достигла средней зарплаты работников общего образования. Это серьезный прорыв. В дошкольные учреждения пришли молодые специалисты, и доплата в размере пяти тысяч рублей тоже сыграла свою роль. Сейчас педагоги и воспитатели проходят повышение квалификации по направлению «дошкольное образование».
— Года два назад муссировался вопрос о закрытии коррекционных дошкольных учреждений. Насколько это целесообразно?
— Я думаю, совсем нецелесообразно, потому что именно в дошкольном периоде наиболее продуктивна коррекция детей, имеющих проблемы с речевыми навыками или с какими-либо другими нарушениями в развитии. Это сугубо индивидуальная работа, и как бы ни были затратны и малочисленны коррекционные учреждения, они должны быть.
В Самарской губернии развита сеть специализированных учреждений компенсирующего вида, потребность в таких учреждениях, к сожалению, есть. Поэтому проблемами детей с ОВЗ мы занимаемся серьезно. Сейчас в каждом территориальном округе созданы центры раннего развития ребенка, располагающие всеми необходимыми техническими и методическими ресурсами для оказания помощи семьям, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем мы ищем формы взаимодействия таких детей с социумом и будем продолжать эту работу.
— Как вы оцениваете перспективы альтернативных форм дошкольного образования?
— По статистике, около 4% людей в крупных городах пользуются услугами негосударственных дошкольных учреждений. Прежде всего, это «Билдинг-сады», то есть маленькие дошкольные учреждения, расположенные на первых этажах жилых зданий. Конечно, для семей данного микрорайона – удобство очевидное. В таком детском саду реализуется большое количество программ дополнительного образования, и, безусловно, он более подходит для индивидуального сопровождения ребенка в дошкольный период. Замечу, что нахождение детей в негосударственном детском саду частично компенсируется из бюджетов области и города Самары. По закону об образовании, реализация общеобразовательных программ должна быть бесплатной. Другой вопрос, если детсад предлагает еще и дополнительные программы для развития ребенка, но этот выбор делают сами родители.
Лично я как сторонница вариативной системы альтернативные формы воспринимаю позитивно. Возможность выбора делает систему устойчивой.
— По итогам 2014 года Самарская область находится на третьем месте по охвату детей дошкольным образованием – после Москвы и Московской области. Очевидно, критерием эффективности стало и то, что «детский вопрос» лично курирует Николай Меркушкин?
— Несомненно! И не просто курирует – он вникает во все процессы, доходит до сути, ставит задачи и спрашивает со всей строгостью. Николай Иванович сумел подкрепить программу модернизации существенными инвестициями из федерального бюджета. С приходом Николая Ивановича финансирование образовательной сферы Самарской области увеличилось на 30%. Только в 2014 году первый транш из федерального бюджета был 300 миллионов рублей, но Николай Иванович приложил усилия, и области выделили еще 800 миллионов. Ощутимо? Безусловно! В данном случае это говорит о первостепенной роли губернатора и о его значительном влиянии на позитивные изменения в системе дошкольного образования.