Чудеса на виражах 1

Чудеса на виражах

19 сентября 2014

И в спорте, и в жизни Вячеслав Малеев ставит себе самые смелые задачи

Когда беседуешь с руководителем-государственником, отчетливо виден уровень принятия решений. Депутат Самарской губернской думы, председатель совета директоров промышленной группы «Автоком» Вячеслав Малеев не стесняется говорить о проектах в масштабах не только Самарской губернии, но и всей России.
Алевтина Лукьянова

— В конце прошлого года в послании президента РФ Федеральному Собранию была намечена реформа местного самоуправления. Немного позже и губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин проговорил нюансы этих преобразований. Эта реформа уже стартовала или еще находится в процессе обсуждения и доработки в комитете по местному самоуправлению, который вы возглавляете в Самарской губернской думе?
— Реформа уже идет. В моем понимании, сколько бы общество ни развивалось, система местного самоуправления будет развиваться вместе с ним. Во всяком случае, она должна меняться, потому что меняется общество, да и сама жизнь. Возьмем для примера хотя бы США, где довольно стабильное общество и законы, которые формировались в течение не одной сотни лет: там ежегодно в качестве подзаконных актов выходит приличное количество дополнений, изменений, поправок. У нас ситуация иная: за очень небольшой промежуток времени в 25-30 лет (с момента «перестройки», запущенной Горбачевым) наша страна претерпела массу кардинальных изменений во всех сферах жизни – экономической, политической, законодательной, в структуре государственного устройства. Для огромной России это очень сжатые рамки, ведь все другие страны проходили эти этапы десятки или даже сотни лет. Все это напрямую относится и к системе самоуправления, которую необходимо было выстраивать практически заново. Был в новой истории нашего государства период «дикого капитализма», основанный на варварской приватизации, когда так называемая олигархическая прослойка захватила большую часть экономики, в том числе и нефтегазовый комплекс, решив самостоятельно управлять Россией. То, что тогда происходило, по сути дела, было настоящим грабежом. Пенсии и зарплаты не выплачивались месяцами, но в то же время из страны выво-
зилась нефть по цене 6,5 долларов и продавалась за рубежом со значительными коэффициентами. Люди, которые осуществляли эти операции, быстро становились олигархами и еще получали от государства НДС за то, что они занимаются экспортом. Театр абсурда! Именно потому Владимир Владимирович Путин, придя к власти, занялся тем, чтобы в корне поменять систему управления. Потому что не олигархия должна назначать своих ставленников на руководящие посты в регионах, а избранная народом власть. Поэтому президент вынужден был изменить действующую систему и пойти на то, чтобы назначать губернаторов. На уровне же муниципальном осталась выборная система, и зачастую, когда эти две силы скрещивались, непонимание могло перерасти в откровенную конфронтацию. Примеров тому предостаточно.
Сегодня концепция целиком поменялась, поскольку изменилось и само общество. Мы подошли к тому, чтобы встать на нормальный демократический путь развития. Сегодня мы выбираем главу региона всенародно. Дальше уже он отвечает за текущую деятельность в этом регионе, потому и должен сам назначать сити-менеджеров в городах и муниципалитетах. Что же касается законодательной власти, областная будет избираться по старой схеме, а в муниципалитетах система выборов изменится, но станет еще более понятной и прозрачной – депутаты местного уровня уже из своего состава будут выбирать главу. Мое мнение как человека и гражданина, жителя Самарской области, что это абсолютно верная система. Я как производственник знаю, что если есть руководитель, ответственный за предприятие, – оно работает. Также и с областью. И одно дело, когда человека на должность назначает небольшой коллектив, и совсем другое, когда его избирают всенародно.
— Вы входите в рабочую группу, созданную в Самарской губернской думе, по взаимодействию с республикой Крым. Я знаю, что вы ездили в Крым. Расскажите об этой поездке.
— В Самаре я руковожу региональной общественной приемной председателя Всероссийской политической партии «Единая Россия» Дмитрия Анатольевича Медведева. Сейчас такие же приемные открыты в Симферополе, Севастополе и, соответственно, в Сакском районе республики Крым, который курирует Самарская область. Поэтому в рамках мероприятий по сотрудничеству с этой территорией Крыма я отвечаю за взаимодействие региональных общественных приемных партии «Единая Россия». Как раз для того чтобы наладить эту деятельность, я и выезжал в Крым со своей командой, которая работает в региональной общественной приемной в Самаре. Мы на месте разбирались, какая помощь им нужна для того, чтобы общественная приемная в Сакском районе могла продуктивно работать. Для начала необходимо было оснастить приемную технически. Стоит отметить, что вся структура общественных приемных выстроена очень четко и завязана на общей информационно-аналитической системе управления как в партии «Единая Россия», так и в государстве в целом. Вся информация, которая попадает в систему Самарской региональной общественной приемной, автоматически отображается в московском офисе. Более того, эту информацию можно посмотреть в любой региональной общественной приемной на территории РФ. Обращение каждого гражданина обя

зательно фиксируется, порядок там очень жесткий. И техническое обеспечение соответствующее: у нас очень качественные серверы, профессиональная оргтехника. Во время командировки мы увидели, какие проблемы есть в Крыму, провели консультации, детально обсудили с местным руководством стоящие перед ними задачи. Да, мы просто познакомились, теперь наши сотрудники легко общаются, подсказывают друг другу, что нужно делать в тех или иных случаях. У нас с Крымом немного разные темы обращений: в Самаре на первом месте проблемы ЖКХ, в Крыму – обеспечение медицинскими препаратами граждан, имеющих право на льготное медицинское обслуживание, и включение их в общероссийские целевые программы. Также там существуют некоторые трудности с оформлением паспортов. Часто просто не хватает бланков, людских ресурсов. Но главное сейчас – наладить сухопутное сообщение с полуостровом Крым, чтобы можно было добраться туда на автомобиле. Этого очень ждут в Крыму. Президент РФ поставил такую задачу, сейчас этот проект в работе.
— Я знаю, что во время вашей командировки вы намеревались познакомиться с проектом строящегося в Сакском районе автодрома, о котором в своем интервью журналу «Первый» рассказывал Валерий Троян. Интересно ваше профессиональное мнение о перспективах этого проекта.
— Сегодня автоспорт очень активно развивается у нас в стране, тем более что такая задача была поставлена президентом РФ руководству группы компаний СМП. Аркадий и Борис Ротенберги сами контролируют этот проект , тратя на него много времени, средств и сил. С их приходом автоспорт в России получил новое дыхание. Я – один из совладельцев дочерней команды SMP Racing-Russian Bears. У нас в стране есть перспективные команды, которые выступают в соревнованиях по всему миру под брендом SMP Racing. К примеру, машина и пилот SMP Racing Михаил Алешин выступает в США в классе IndyCar. Это очень престижные гонки, после «Формулы-1» этот класс стоит на втором месте, а по популярности в Америке – и вовсе на первом. Да и машины в IndyCar сопоставимы с болидами «Формулы-1», и скорости у них практически одинаковые. В Европе наши ребята соревнуются в классах «Формула-3,5», «Формула-3,0», «Формула-2,0», в серии GT и других не менее престижных классах. Мы активно развиваем наши проекты, обучая наши команды на зарубежных площадках. Но для того чтобы развивать автоспорт, необходимо создать инфраструктуру и в России. А для этого нужно построить целый ряд специализированных спортивных комплексов – таких, например, как проект «Самара-Ринг», реализацией которого я сам активно занимаюсь. Автоспорт ведь уникален тем, что имеет серьезнейший мультипликативный эффект – создает вокруг себя огромное количество рабочих мест и, как следствие, огромные налоговые поступления. Это уже давно поняли в Европе, да и во всем мире. Очень показателен в этом плане пример Португалии и Испании, где автоспорт чрезвычайно популярен. Я бы даже сказал, что там культ автогонок, а в плане экономики – это целая индустрия. В гонках участвуют машины практически всех классов и видов – от микроавтобусов до грузовых и ретро-автомобилей. Гонки проводятся чуть ли не каждую неделю. А сколько для этого нужно ремонтных мастерских, заправок, гостиниц, кафе и ресторанов, запчастей… Одной только резины нужно столько!.. Потому что через полтора часа спортивного заезда колеса можно выкидывать. Одним словом, любая построенная трасса собирает вокруг себя мощную инфраструктуру, вплоть до производств, выпускающих сувенирную продукцию с символикой данной трассы.
— В Самаре все это тоже будет, когда вы построите «Самара-Ринг»?
— Конечно, будет! Для того мы и работаем.
— Давайте вернемся к вопросу об автодроме, который строится в Крыму.
— Признаюсь, меня приятно удивил высокий уровень этого проекта. Там уже практически полностью выполнены все подготовительные работы, проложены все коммуникации, полностью построен картинговый комплекс со всеми необходимыми боксами и питлайном мирового уровня. Степень готовности всего комплекса – около 60%, осталось возвести здание паддока и положить полотно на шоссейно-кольцевой трассе. К сожалению, у владельца этой площадки возникли финансовые трудности, и он не в состоянии самостоятельно достроить автодром. Мы сейчас ищем возможности, чтобы завершить проект. Я уже обсудил эту тему с СМП-банком, Борис Романович Ротенберг поддержал этот проект и выдал соответствующие поручения. В ближайшее время мы собираемся снова поехать в Крым, чтобы доработать бизнес-план.
— Получается, что проект очень перспективный?
— Я считаю, что это один из лучших проектов на территории РФ. Во многом, конечно, тому способствуют еще и географическое местоположение, и связанные с этим благоприятные климатические условия, ведь эта трасса может работать практически круглый год, за исключением, может быть, одного-полутора месяцев. К тому же сейчас в Крыму очень демократичные цены на проживание, питание, очень удобно будет отправлять туда команды на сборы – хорошая экономия средств.
— Вы рассматриваете этот комплекс в качестве тренировочной базы или как площадку для проведения соревнований, в том числе и международных?
— Во всех отношениях. Это и очень хорошая тренировочная база. И, конечно, трасса по уровню подготовки абсолютно соответствует мировым аналогам. Там можно проводить и чемпионат России, и другие соревнования, международные в том числе. Я считаю, что этот автодром нужно обязательно достроить. Мы планируем включить его в Российскую автомобильную федерацию, а в следующем году провести там чемпионат России по картингу. Все это вполне возможно.
— Какова окупаемость таких проектов?
— Как правило, в мировой практике такие комплексы окупаются лет за десять. Я не случайно выходил с инициативой в Самарской губернской думе, чтобы рекомендовать всем муниципалитетам и городским округам для тех, кто строит спортивные и оздоровительные комплексы, установить специальные условия по налогу на землю и на имущество именно потому, что это долго окупаемые проекты. А строить их необходимо! Самарская область очень отстает по развитию спортивной инфраструктуры. У нас мало стадионов, ледовых дворцов, мало теннисных кортов, бассейнов – у нас мало всего. Нет гоночных специализированных трасс… Может быть, есть одна для ралли-кросса, да и та не соответствует современным стандартам.
— Для гонщиков цель – кубки, гонорары, слава… Но вы же – все-таки не совсем обычный гонщик. Какая у вас мотивация?
— Кубков у меня много – в офисе, дома, у мамы. Но поначалу я не ставил себе цели стать чемпионом России. Я всегда занимался бизнесом, и это было для меня важнее. Все чемпионаты в автоспорте разбиты на этапы, их семь или восемь, и чтобы стать чемпионом, нужно пройти все. У меня просто никогда не получалось проехать весь сезон от начала и до конца, хотя я и был неоднократным победителем разных этапов чемпионата страны. И подумал: что же мне мешает наконец-то завоевать чемпионский титул? Гонки выигрываю, в технике разбираюсь неплохо. Словом, я решил, что пройду все этапы, чтобы побороться за титул чемпиона России. Решил – и сделал. Я стал чемпионом России, обладателем кубка России, был неоднократным призером чемпионата России. Дальше можно было повторять этот этюд многократно. Только смысла в этом я уже не видел, на моем статусе это все равно никак бы не отразилось. И я поставил себе новую планку – отправился покорять Европу. Мы были призерами чемпионата Испании на машинах Seat Leon. Для нас это большое достижение, ведь испанская школа очень сильная, там много отличных пилотов. Достаточно, наверное, назвать Фернандо Алонсо – представителя испанской школы в «Формуле-1».
Затем я в составе команды Russian Bears выиграл целый ряд известных международных гонок: Барселона 24, Алканиз 500 км, этапы серии GT OPEN и Трофи Иберико, на многих соревнованиях мы становились призерами и победителями отдельных этапов. Сейчас мы выступаем в классе GT Open на автомобилях Ferrari. Когда я пересел на Ferrari, понял, что мне нужно еще очень много работать: этот автомобиль требует совершенно других навыков, нежели у меня были до того. Здесь все другое: настройки, подходы, работа инженеров, скорости. В Монце, к примеру, мы едем со скоростью 285 км в час. Пришлось поменять все, вплоть до команды, которая нас обслуживает, и, конечно, измениться самим.
— А самая высокая скорость, с которой вы ездили?
— 349 км в час на автомобиле Ferrari , но это было не на спортивной трассе.
— И все же ради чего вы сегодня участвуете в гонках?

— Надо хотя бы раз побывать на гонках, чтобы понять, что такое автоспорт. Пилот, выступающий в таких серьезных классах, – пилот-инженер, человек, который должен очень много думать, работать над собой и над автомобилем. Это огромная командная работа: пилота, инженеров, техников, которым необходимо так идеально настроить автомобиль, привязав его к конкретной трассе и к конкретным погодным условиям, чтобы выиграть. Ветер, дождь, температура асфальта, солнечный день или пасмурный – все эти факторы очень сильно влияют на то, как ведет себя автомобиль. И почти каждый год меняется марка резины, а с новой резиной ты получаешь совершенно другую машину…
— Получается, это очень интеллектуальный вид спорта?
— Очень! В его основе лежит именно интеллект человека, но физическое состояние также имеет большое значение. Нагрузки таковы, что за уикенд я теряю до четырех килограммов веса. Есть места на каждой трассе, где перегрузка измеряется в несколько G . Мне нравится та огромная работа над собой, над автомобилем, над командой, которую я проделываю в процессе подготовки к гонкам. Но для меня это еще и отдых, так как есть возможность переключиться головой совершенно в иной, адреналиновый мир. Ведь, по сути, я все время на работе, не оглядываясь на выходные и праздники. И отдых свой нахожу именно в автоспорте, когда приезжаю на трассу и сажусь в свой Ferrari.
— Участие в гонках, строительство трасс требует огромных ресурсов, будь то спонсорские деньги либо какие-то другие финансовые вложения. В чем здесь бизнес, а в чем – хобби для вас?
— Да бизнеса здесь никакого нет. Это чистое хобби. А еще я очень хотел, чтобы мой сын занимался каким-то видом спорта и научился ставить перед собой цели и добиваться побед. Ему сейчас 21 год. он оканчивает Самарский государственный технический университет. Сегодня он сам уже – именитый спортсмен, победитель кубка России, многократный призер чемпионатов России в различных дисциплинах, участник чемпионата Европы. Ему это нравится. Спорт интересен, заразителен, он формирует характер мужчины.
— У него есть кумир среди гонщиков?
— Это уж его нужно спросить, хотя я всегда и говорил ему: «Не создавай себе кумира!» Знаю только, что в прошлом году он очень подружился с братом пилота «Формулы-1» Льюиса Хемильтона, Николасом и теперь вместе с ним следит за гонками «Формулы-1» и болеет за Люиса Хемильтона.
— А у вас кто пример в гонках?
— Мне по складу характера, по манере вождения автомобиля всегда нравился Михаэль Шумахер. Очень внимательно наблюдал за его карьерой, за его победами. У него был особый, необыкновенный дар пилота, гонщика, да и человек он удивительный. У меня много друзей, которые хорошо его знали, тренировались с ним, соревновались с ним на картинге, в других дисциплинах. Они отзываются о нем как о человеке очень легком в общении, открытом, солнечном. Я от всей души желаю ему выздоровления.
— Какую роль играет компания «Автоком» в ваших гоночных проектах?
— Компания «Автоком» – один из участников и главных спонсоров этих проектов.
— Известно про ваш благотворительный фонд. Какие цели и задачи стоят перед ним?
— Если так можно выразиться, специализация нашего благотворительного фонда – помощь детям до 16 лет. В основном, средства в фонд поступают в виде ежемесячных взносов от предприятий, входящих в промышленную группу «Автоком». Суммы перечисляются разные, в пределах 30000 рублей в месяц, но поскольку предприятий у нас много, в целом в месяц набирается от полумиллиона до 700000 рублей. Сегодня пожертвования поступают и со стороны: наши партнеры и друзья, зная о существовании у нас благотворительного фонда, выражают желание участвовать в его программах. Собранные деньги мы распределяем следующим образом: примерно половина идет на медицинскую помощь и социальные проблемы. Например, мы ежемесячно помогаем бабушке, которая взяла на воспитание четверых внуков, чьи родители погибли в автокатастрофе. Оказываем помощь многодетным семьям, детям с редкими заболеваниями. Далее, четверть собранных средств идет на поддержку спорта – отправляем ребят на соревнования, покупаем спортивный инвентарь. И оставшиеся 25% направляем на творческую деятельность детей: ансамбли, хореографические группы, фестивали, выступления, пошив костюмов… Кроме того, мы помогаем детскому дому в Калужской области. Ведь деятельность нашего фонда распространяется на территорию шести регионов, где работают наши предприятия. Но, разумеется, основная сфера наших интересов – Самарская губерния, на которую уходит примерно 60-65% средств нашего фонда.

max-IMG_6941 max-IMG_6992 max-IMG_8468 IMG_0872 main-IMG_8399 max-IMG_3449

Обсуждение закрыто.