Петр Ковалев: «Мы можем обеспечивать горожан лучшей продукцией»
Хлеб с «мельницей» – собственным знаком качества, производимый Георгиевским хлебозаводом, – один из самых вкусных в губернии. О том, как предприятию удается сохранить качество продукции, зачем завод организует производство «живой воды» и что нужно местным производителям для развития, рассказал «Первому» директор Георгиевского хлебозавода Петр Ковалев.
Лена ДОНКИНА, Сергей ОСЬМАЧКИН, Юлия РУБЦОВА (фото)
— Петр Петрович, на ваш взгляд, как скажется запрет импорта ряда продукции на Самарской области?
— Ограничение поставок ряда продуктов из-за границы будет способствовать развитию нашего сельского хозяйства. У нас страна всегда была аграрной. Самарская область в свое время была лидером по производству зерна. И сейчас, я считаю, потенциал у региона огромный. Главная сложность в развитии отрасли, которую я вижу, — обеспечение сельского хозяйства кадрами, потому что село сегодня, к сожалению, умирает. Никогда горожанин, приезжающий в село, не останется здесь жить. А для того чтобы вырастить сельского жителя, нужно время. Каким калачом заманить молодежь в село? Свой дом, высокая зарплата. Для этого сейчас много делает правительство Самарской области, реализуя соответствующие программы. Правильная установка. Но вместе с тем порой приходит «кадр» из службы занятости, без опыта, без заинтересованности в конкретной работе и только для того, чтобы поставить подпись, что вакансий открытых нет. А мы нуждаемся в кадрах!
Время нужно и на развитие отрасли, особенно это касается животноводства: стадо крупного рогатого скота за один день не вырастишь. Тем не менее, я уверен, что мы способны выпускать продукцию более качественную, чем та, которую привозят к нам из-за рубежа. И я убежден, что многие люди, попробовав продукцию, которая производится в Самарской области, от нее уже не откажутся. Наше местное мясо, например, гораздо вкуснее, чем мясо мороженое привозное. Наше молоко жирнее и свежее. Наши яблоки ароматнее и вкуснее. Важно, чтобы сегодня это поняли и жители больших городов. Мы можем обеспечивать горожан лучшей продукцией. Самарцы достойны лучшего.
— «Георгиевский» хлеб очень известен в Самаре и ряде районов. Какую еще продукцию вы выпускаете?
— Мы выпекаем более 20 видов хлеба и хлебобулочных изделий, используя только натуральные ингредиенты: прессованные дрожжи, опарный способ производства. В нашем хлебе нет улучшителей группы Е. А таким вкусным он получается благодаря тому, что мы используем только ручной труд. Техника, конечно, снижает издержки, но она ухудшает и вкусовые качества продукции. Как только металл дотрагивается до теста, хлеб сразу теряет 30% вкусовых качеств, поэтому мы используем ручной труд и проверенные рецепты, которые позволяют сделать продукцию пышной, красивой и вкусной.
— А как вам удается конкурировать с крупными хлебозаводами?
— Нас выбирают потребители, потому что наш хлеб вкуснее. Кроме того, мы постоянно расширяем ассортимент, разрабатываем новые продукты. Конечно, делать хлеб вручную дороже. И нам сложно конкурировать с теми производствами, где процессы полностью автоматизированы, где при создании хлеба используются различные улучшители вкуса, цвета, где большие объемы производства. Эти производители могут позволить себе снизить цену хлеба. И мы постоянно находимся в этих «тисках»: с одной стороны, мы хотим качество нашей продукции улучшать, с другой – цены на ГСМ, газ, муку постоянно растут, а мы повышать цену при этом не можем. Это стало причиной банкротства многих хлебозаводов. Потому и за рубежом, и в России очень редко используется ручной труд – только если в небольших частных пекарнях, но и цена у них гораздо выше средней цены на хлеб.
— У вас есть еще какие-то направления производства?
— Сейчас мы открываем совершенно новое для нас направление – будем производить «живую воду». Это непросто, потому что ее изготовление требует сложного и дорогостоящего оборудования. Кроме того, процесс производства такой воды достаточно длителен.
Вода, которую мы сейчас используем на производстве, – отличная вода из наших скважин, она проходит серьезную очистку. Ее можно пить, но все равно она не обладает такими же вкусовыми качествами, как «живая вода». В естественных условиях вода очищается, проходя через различные породы, где и обогащается минералами. Она становится «живой». Мы сейчас поставили перед собой задачу: воду, которую мы используем, – оживить, и уже закупили сложное оборудование для минерализации воды. Для того чтобы вода могла «набрать свой вкус», пройдя естественную минерализацию, нужно от трех месяцев до полугода.
Сейчас мы уже подготовили водяные танки, частично завезли минералы. Новый корпус, в котором будет располагаться необходимое оборудование, уже готов. Оборудование для очистки воды у нас есть. Процесс монтажа и наладки необходимого оборудования мы планируем завершить к следующему году.
— «Живую воду» вы будете использовать для выпечки хлеба?
— Не только. Сегодня мы уже наладили выпуск кваса. Для его производства в следующем году мы также будем использовать «живую воду». Планируем выпускать и лимонады под брендом «Георгиевские напитки», хотим даже организовать небольшую пивоварню. Но сначала мы хотим организовать производство «живой воды», чтобы наша продукция была еще качественнее. «Живую воду» мы также планируем продавать в бутылках.
— А какой объем производства воды и лимонадов предполагается?
— Воды – более десяти тонн в сутки. Лимонадов и кваса – около семи тонн в сутки. Производство лимонадов планируем начать уже в этом году. Сейчас мы готовим этикетку и бутылку. Наша цель – не большое производство, а качество продукции. Но если будет спрос, мы готовы расширяться. Сейчас мы используем только одну скважину, но у нас в запасе есть еще две.
— Каким образом вы реализуете продукцию? Есть с этим какие-то сложности?
— К сожалению, да. Сегодня мы не можем на равных условиях конкурировать с крупными торговыми сетями. На наш взгляд, в организации сети для реализации местной продукции очень велика роль региональных властей. Я считаю, что при строительстве новых супермаркетов просто необходимо ставить условие, при котором застройщик был бы обязан впоследствии выделять часть торговых площадей для местной продукции. Чтобы она был представлена в торговле от 30 до 50 процентов оборота. Такую норму хотелось бы закрепить на уровне федерального законодательства. Это необходимо для развития местных производств, потому что в городах региона сегодня господствуют крупные торговые сети, которые вовсе не стремятся продавать местную продукцию. И даже создают для нас очень неудобные условия. У них есть месячная отсрочка платежа. То есть, мы сразу должны выделить им товарный беспроцентный кредит. Потом сам товар выставляется на прилавках на невыгодных для нас условиях. Часто выкладывают нашу продукцию на таких полках, где покупатель ее не видит. А за «проходные» места в супермаркетах нужно платить отдельно.
А какой смысл нам поставлять продукцию, чтобы потом забирать ее обратно? При этом понятно, что торговые сети лукавят, когда говорят: «Мы заключили договоры, а они не хотят нам поставлять продукцию». Да, мы не хотим. Но не хотим потому, что нам создают условия такие, при которых мы не можем работать. Это просто может привести нас к банкротству.
— Собственную сеть не пробовали организовать?
— Пробовали. Конечно, это было бы очень удобно. Но для того, чтобы в городе поставить киоск и продавать в нем хлеб, нужно пройти огромное количество бюрократических барьеров. Нам необходима поддержка региональных властей в этом вопросе. Необходимо разрешить торговлю с доставкой горячего хлеба прямо во дворы. Так раньше торговали и хлебом, и молоком. Но это должно быть решение властей. Это должна быть государственная политика, при которой государство обеспечивает производителя сбытом, в то время как производитель обязуется не повышать цены на свою продукцию.
Несмотря на все сложности, мы все равно развиваемся. Сегодня мы на хлеб ставим печать – «мельницу», наш Знак качества. Мы не сразу пришли к этому. Когда ставишь свой знак на продукцию – зона ответственности увеличивается.