Самарский форсайт 1

Самарский форсайт

24 сентября 2014

Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг нуждается в коррекции, требующей более активного влияния государства

Эта идея прозвучала на I Поволжском конгрессе работодателей «Кадровые стратегии работодателей-2014», который был проведен в СГЭУ под эгидой правительства Самарской области.
Оксана ТИХОМИРОВА

Главной его темой стала подготовка специалистов, востребованных на промышленных предприятиях. Форум собрал более 300 участников со всей России – руководителей организаций Приволжского федерального округа, директоров по персоналу, специалистов кадровых служб, руководителей консалтинговых компаний и кадровых агентств, представителей органов государственной власти, ученых, работников высшего и среднего образования, студентов и аспирантов вузов. Их от имени главы региона Николая Меркушкина приветствовал врио вице-губернатора – председателя правительства Самарской области Александр Нефедов.
В подготовке специалистов, которые будут востребованы на рынке труда, вроде бы заинтересованы и вузы, и предприятия. Однако существование конфликта между сферой высшего образования и рынком труда сегодня стало более чем очевидным. Какие формы сотрудничества между властью, бизнесом, вузами и госпредприятиями наиболее эффективны в современных условиях – об этом и многом другом и шла речь на пленарных сессиях и экспертных диспутах I Поволжского конгресса работодателей «Кадровые стратегии работодателей-2014». А центральным событием конгресса стало пленарное заседание, на котором с докладами по теме выступили врио министра труда, занятости и миграционной политики Самарской области Олег Фурсов и заместитель министра образования и науки Лариса Загребова, председатель Поволжского банка ОАО «Сбербанк России» Владимир Ситнов, исполнительный директор Союза работодателей Самарской области, ректор Самарского государственного экономического университета Габибулла Хасаев и ректор Российской экономической академии имени Г.В.Плеханова Виктор Гришин.
Парадоксально, но факт: дефицит рабочих кадров и специалистов ИТР констатируется несколько лет, а меж тем рынок труда переполнен «менеджерами» разного вида. Возник даже синдром ненужности образования и знаний: образование, подтвержденное соответствующим дипломом, оказалось необходимым формальным атрибутом работника. Реальные же знания стали вроде как не нужны. С другой стороны, экстенсивное расширение рынка образовательных услуг вступило в конфликт с необходимостью обес-печения высокого качества образования. Сегодня дисгармоничные взаимоотношения между «старой» системой образования и «новым» рынком труда блокируют позитивные сдвиги в региональной и оте-чественной экономике. Как решить эту застарелую проблему? Самарский форум отвечает: взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг в современной России нуждается в коррекции, требующей более активного влияния государства.

Какие же кадровые стратегии самарские работодатели смогут взять на вооружение по итогам работы конгресса? «Первый» адресовался с этим вопросом к человеку, который и придумал данный конгресс, – генеральному директору консалтинговой компании «Форсайт Проект» Ксении Римм.
— Какие первоочередные стратегические задачи, по вашему мнению, поможет сформулировать и поставить конгресс как формат-инструмент?
— Проблему частно-государственного партнерства в широком смысле – чтобы выработались схемы, инструменты и методы решения проблемы дисбаланса. Ведь очевидно, что сегодня для формирования полноценного рынка труда необходима координация интересов работодателей, наемных работников, учебных заведений и органов власти.
…Задача формирования прямых результативных коммуникаций между системой образования и бизнесом является одной из самых сложных, особенно в нынешних экономических условиях. Выпускники вузов неконкурентоспособны на рынке труда в силу отсутствия необходимого предприятиям опыта, их приходится «доращивать» до соответствующих компетенций, а это дополнительные затраты. Основная проблема заключается в отсутствии баланса между рынками труда и образования. Учебные заведения, не получая своевременного «заказа» от предприятий, готовят специалистов на основании конъюнктурного спроса со стороны абитуриентов. Абитуриенты же и их родители принимают решение о выборе образования, исходя из существующих социальных стереотипов.
— Разговоры о том, что образование и труд должны вести между собой постоянный диалог с целью подготовки востребованных рынком специалистов, – как анекдот «с бородой». Почему же при огромном количестве таких разговоров – разговоров людей, отягощенных титулами, статусами и возможностями, воз и ныне там? Что должно произойти, чтобы такой диалог состоялся? Какие форматы заложены в конгресс для того, чтобы процесс уже не обрывался?

— Проблема взаимодействия образования, бизнеса, власти давно назрела. Я думаю, потому, что каждый решает проблему в своем аспекте, со своей стороны. У меня нет готовых ответов на все вопросы. Но я убеждена, как и уважаемый ректор СГЭУ Габибулла Рабаданович Хасаев, который поддержал идею конгресса, что надо создавать площадки для трехсторонних диалогов. Когда я формировала этот форум, то хотела создать такую дискуссионную площадку, на которой бизнес, образование и власть услышали бы друг друга и решили, что им делать. С предложением своих вариантов. Потому что бизнес не знает о том, чем живут органы власти, а власть – о бизнесе. И потребности региона бизнесу неизвестны. У нас была идея – пригласить субъекты федерации, которые сегодня уже успешно решают пусть не всю проблему, а какую-то ее часть, чтобы они рассказали, как они это сделали. Как они внедрили вот эти интересные обучающие площадки, открыли ресурсные центры. Зачем изобретать велосипед, если Самарская область может применить уже апробированный опыт коллег? Идея была именно такая: встретиться, обсудить, проанализировать узкие места, найти решения путем мозгового штурма, выработать совместное решение, закрепить его в итоговых резолюциях, «дорожных картах», протоколах о намерениях. Взять существующий опыт – питерский, казанский, московский, екатеринбургский — и его использовать. И наконец начать студентов учить так, как надо работодателю. Не просто знать, а уже и делать. Я надеюсь, что наш форум – не очередное «бла-бла-бла». Здесь формируются определенные решения. Главное – работодатель уйдет с пониманием, что ему делать, какие кадровые стратегии он может применить.

Римм Ксения

11_09_2014_00240 11_09_2014_00288

НефедовАлександр Нефедов,
врио вице-губернатора – председателя правительства Самарской области:
— Нам надо повысить конкурентоспособность отечественного производства и обеспечить устойчивый экономический рост, особенно с учетом вступления России в ВТО. Важнейшими предпосылками к решению этой задачи служат повышение производительности труда, а также активное инвестирование в образование. К сожалению, из-за дефицита профессиональной подготовки кад-ров по многим направлениям мы не можем полноценно конкурировать на международном уровне. Поэтому образование должно стать одним из важнейших конкурентоспособных преимуществ нашего региона. Уверен, что подготовка высококвалифицированных специалистов, прочная связь образовательного процесса с производством, повышение престижа рабочих профессий позитивно отразятся на экономике региона.
ФурсовОлег Фурсов,
врио министра труда, занятости и миграционной политики Самарской области:
— Основными целями государственной политики, направленной на развитие сферы труда и занятости региона, являются обеспечение появления кадрового потенциала, повышение трудовой мобильности рабочей силы и создание сбалансированного по спросу и предложению рынка труда. Хочется отметить достаточно высокий уровень занятости в Самарской области. За май-июль 2014 года показатель составил 68,5% (по России он – 65,7%), и очень низок уровень безработицы (по данным Международной организации труда, это 3,8% в регионе, тогда как по стране – 4,9%). Таким образом, Самарская область занимает первое место среди субъектов ПФО как регион с очень низким уровнем безработицы и входит в четверку лидеров среди всех субъектов РФ. Граждане стали реже обращаться в службу занятости. Также немаловажную роль сыграло создание системы поощрений и мотивации, в том числе поддержка молодых специалистов, работающих в сельской местности.

Обсуждение закрыто.