Земля его жизни 2

Земля его жизни

24 сентября 2014

В губернии наблюдается положительная динамика развития крестьянских хозяйств

Мурат Нурмашев одним из первых в губернии начал развивать предприятие малого бизнеса в аграрной отрасли. Вот уже более 20 лет КХ «Нурмашев М.Р.» занимается растениеводством в Красноярском районе. Глава хозяйства с огромной ответственностью относится к качеству производимого сырья, понимая, что от этого напрямую зависит жизнеспособность
его относительно небольшого сельхозпроизводства.
Людмила КРУГЛОВА, Надежда КОРОЛЕВА (фото)

Вопреки времени
В 1993 году ситуация в аграрном секторе нашего региона была плачевной. Многие сельчане не смогли справиться с непонятными для них переменами в жизни. Конечно, не только они пострадали, но им досталось, как говорится, по полной программе. Разорялись крепкие хозяйства, народ – кто спивался, кто уезжал в город. Земля осталась брошенной. Именно в тот момент Мурат Нурмашев пошел «против ветра» и основал маленькое растениеводческое хозяйство в селе Старый Буян, взяв в обработку 125 га земли. Вообще-то, рисковал он сильно. На вопрос «почему?» глава крестьянского хозяйства отвечает простодушно: «А я, кроме, как работать на земле, ничего не умею. Купля-продажа – это «не мое», там нужен определенный авантюризм, а я человек не азартный, спокойный. Суеты не люблю. А здесь целый день в поле –никто не мешает, тишина. Только трактор гудит».
Все так, да не так. Мурат Распаевич не из тех людей, у которых «душа нараспашку», он свои чувства глубоко прячет. Но когда видишь, с какой отеческой заботой он обозревает свои поля, как внимательно осматривает растения, все становится предельно ясно. Земля делит людей на тех, кто от нее бежит, и на тех, кого она притягивает. И, пожалуй, счастье Нурмашева – в том, что он всегда понимал: никуда ему от этой магнетической силы не деться.

Родом из народа
Истоки, конечно, в детстве. Родился Мурат в селе Хилково Красноярского района. Сызмальства познал, что такое крестьянский труд. Семья многодетная, шестеро детей, родители в четыре утра спешили на животноводческую ферму, а с домашними делами справлялись старшие ребятишки. Живности и в личном подворье хватало: коровы, овцы, куры, гуси – всем уход и контроль требовался. Когда выдавалась свободная минутка, Мурат бежал в поле – послушать, как гудят трактора. В нем рано проснулся интерес к технике.
После окончания школы поступил в Рождественский сельхозтехникум на агрономическое отделение. Молодой специалист сразу включился в любимое дело, начав работу в мастерских по обслуживанию сельскохозяйственной техники в совхозе «Старо-Буянский» сначала мастером, потом заведующим. На этой оптимистической ноте и застала его перестройка.
Надо было выживать. Вот тогда Нурмашев занялся растениеводством. Сел за руль комбайна и бороздил по этой самой перестройке, по всем кризисам и коллапсам, случившимся на нашей многострадальной земле. Первые пять лет пахал один. Правда, подросшие сыновья помогали, они к тому времени умели управлять всеми видами техники. Сначала рентабельность была нулевой, потом чуть-чуть «привес» пошел. Стал увеличивать площади, взял людей на предприятие.
Конечно, было желание все бросить, когда уж совсем невмоготу. В кризисные годы проблем – «через край», и финансовых, и кадровых. Работая в зоне рискованного земледелия, в полной мере познал погодные капризы. К примеру, идет уборка гречихи, а тут дождь, как назло. Зерно прорастает – хоть «караул» кричи. Не говоря уж о том, что проблемы с реализацией сырья как были, так до сих пор никуда не делись. Но глава крестьянского хозяйства все перетерпел. Очень он упорный.

Личные активы
В настоящее время на 800 га арендной земли произрастают рожь, подсолнечник, гречиха, то есть культуры, оптимальные для супесчаной почвы. В этом году озимая рожь порадовала: собрал, в среднем, 25 центнера с 1 га, а на некоторых полях и до 30 ц выходило. По словам Мурата Распаевича, доходность хозяйству обеспечивает научный подход к растениеводству. Не один год он сотрудничает с семеноводческим комплексом Бугаева, который снабжает хозяйство Нурмашева элитными семенами. Высокопродуктивная рожь дает прирост центнеров на пять и, безусловно, пользуется хорошим спросом на рынке. Самую рентабельную культуру на сегодня – подсолнечник – отправляет на местные маслозаводы, а теперь еще иногородние предприятия заинтересовались сырьем.
«Рентабельность держится только за счет качественных семян, – подытоживает Нурмашев. – Хотелось бы еще стабильных цен на продукцию, но мыслимо ли это: себестоимость озимой ржи – 2 рубля 60 копеек? Цена на дизельное топливо тоже «кусается»: за последние лет шесть выросла втрое. Как выживать? В банк обращаюсь только в случае крайней необходимости, слишком уж высоки процентные ставки. Ну, конечно, комбайн без кредита не вытянешь».
Сейчас производственная база хозяйства пополнилась новой техникой. В эксплуатации находятся два трактора К-701, три колесных трактора МТЗ, три комбайна, два «КамАЗа». Можно сеять, культивировать и за смену обрабатывать до 30 га земли. И хотя рабочие кадры есть, Нурмашев по-прежнему садится за руль трактора. Зачем, ведь вроде как начальник?
«Какой я начальник, если на себя работаю, – смеется Мурат. – Любой аграрий рассчитывает на прибыль. А здесь ведь лишних средств не бывает. Потому и выживаю, что замещаю агронома, экономиста, тракториста и всех остальных».

Философия жизни
В свое время земля помогла ему «встать на ноги», а теперь он по-настоящему получает удовольствие от работы. Версия про то, что человек рожден не для работы, а для счастья, приводит его в недоумение:
— Если работать не будешь, то и счастья не будет. Я другого опыта не знаю. Родители своим примером показывали, как жить надо. Если бы я эту землю не любил, ни минуты бы не остался в сельском хозяйстве. Мне труд в радость.
— А деньги не радуют?
— Честно заработанные – радуют.
— Чем же отличаются честно заработанные от нечестно заработанных?
— Не знаю. Нечестно заработанных денег в руках не держал.
Под этими словами подпишутся батальоны сельских тружеников, которые, невзирая на трудности, поднимают приоритетную отрасль. Мурат ничуть не сомневается, что сельхозпроизводителям под силу накормить не только нашу губернию, но и соседние области. Во всяком случае, со многими руководителями хозяйств он лично знаком и знает, что эти люди душой болеют за агропромышленный комплекс и делают все, от них зависящее, для подъема сельского хозяйства.
Рассказывать про трудности Мурат, в принципе, не любит. Говорит, что сознательно выбрал стезю, в которой «пахота на износ», поэтому «жалоб нет, что сам сделал, то и получил». Можно было бы больше взять земель в оборот, но он предпочитает «лучше меньше, да лучше». По большому счету, условия для работы созданы, администрация Красноярского района оказывает должную поддержку, субсидии идут. Остается только удивляться его личностным качествам: человек, который во всем привык рассчитывать только на себя, любую помощь принимает с благодарностью.
«Я вижу главное, – сказал Нурмашев. – В 1990-х землю бросили, а сейчас наступило время собирать камни. Нам еще пахать и пахать: впереди – подъем».

Мурат Нурмашев,
глава КХ «Нурмашев М.Р.»:
— Николай Иванович Меркушкин поставил перед сельхозпроизводителями приоритетную задачу – повысить урожайность производимой продукции, для того чтобы создать в Самарской области «подушку» продовольственной безопасности. Но проблема заключается в том, что при хорошем урожае цена на зерно падает. Получается, что в таких условиях аграриям работать нецелесообразно, ведь в итоге они понесут убытки и все их старания будут сведены на «нет». Что делать? Я считаю, нужно вводить механизмы государственного регулирования в форме тех же договоров на государственные закупки у аграриев определенной части урожая по фиксированным ценам. У производителя должны быть гарантии.

Нурмашев_DSC_0027 Нурмашев_DSC_0020

Обсуждение закрыто.