Амфибии в небе 1

Амфибии в небе

25 октября 2014

В сельском районе Самарской губернии готовятся к межконтинентальному перелету

Речь идет о первопроходцах, выигравших спор у обстоятельств. Не в самое благоприятное время они взялись за любимое дело и какими-то им одним ведомыми путями подняли его на заоблачную высоту. Эти люди, в принципе, сами по себе – большие оригиналы. Во всяком случае, по их доброй воле в Красноярском районе живет и здравствует предприятие
по производству уникальных самолетов. Причем в России это единственный муниципальный район, на территории которого развивается самолетостроение.
Людмила КРУГЛОВА, Надежда КОРОЛЕВА (фото)

«Небеса обетованные»
Конечно, вначале была история приложения сил высочайших профессионалов, на практике получившая весьма нетривиальное воплощение. И так уж удачным образом сложились обстоятельства, что умные управленцы, талантливые конструкторы, грамотные «технари» – «асы» авиационной отрасли – собрались в нужное время в нужном месте. Хотя еще в 2002 году авиакомпания была только в проекте, а предприниматели «мыкались» по самарским полуподвальным помещениям в надежде поднять малую авиацию.
«Самолетостроение требует безупречной чистоты и культуры производства, в полуразрушенном здании сложно получить хороший результат, – объясняет исполнительный директор научно-производственного объединения «АэроВолга» Вячеслав Лопухов. – Прорыв начался, когда мы приобрели здесь 5,8 га земли, причем на территории, где раньше размещалась сельхозавиация, со старенькой, избитой взлетной полосой. Построили два производственных корпуса, административное здание, командно-диспетчерский пункт для руководства полетами. Здесь же находится учебный класс, где мы учим и техников, и летчиков, потому что специалистов, управляющих самолетами-амфибиями, в нашей стране не готовят».
Так небо Красноярского района стало открытым для НПО «АэроВолга». Сейчас, спустя 12 лет, можно говорить об интеграции предприятия в авиационный кластер Самарской губернии. Хотя горизонты компании гораздо шире: она охватывает своей деятельностью мировое воздушное пространство. В портфеле контрактных заказов компании значатся клиенты из Европы, Азии, Австралии, Америки. Гидропланы красноярских самолетостроителей хорошо зарекомендовали себя на международных авиасалонах и выставках – в Москве, Геленджике, Индии, Германии.
В НПО «АэроВолга» работают 75 человек, по формальным меркам – это малый бизнес. Однако его научно-производственная составляющая включает все компоненты, необходимые большому авиационному предприятию, то есть полный цикл авиастроения – от разработки проекта, изготовления, непосредственных испытаний машин малой авиации до реализации готовой продукции. В сервисный центр по ремонту авиационной техники «пригоняют» малые самолеты со всей страны, потому что специалистов такого уровня, как в НПО «АэроВолга», и в столице днем с огнем не найти.

IMG_9517

Фигуры высшего пилотажа
Идея создания компании принадлежит председателю совета директоров, летчику-спортсмену, доктору экономических наук Сергею Алафинову, он же определил нишевую стратегию и производственную программу продукции авиастроения. Выстроенная грамотная бизнес-стратегия позволила избежать возможных рисков, и вложенные им инвестиции сработали на пользу развития предприятия. Очевидно, он оказался из тех людей, которые сказку делают былью.
Возглавляет производство в Красном Яре Вячеслав Лопухов, управленец с полувековым (!) стажем в авиационной индустрии. В конце 1960-х выпускник МАИ поднимал отрасль в Ташкенте, потом был приглашен в Ульяновск – на пустом месте строить авиационно-промышленный комплекс. Начинал начальником цеха и дослужился до генерального директора завода с многотысячным штатом. Молодые энергичные люди – техническая и рабочая элита – неделями дневали и ночевали на заводе, претворяя в жизнь научную мысль. Вячеслав Лопухов успел выпустить первый самолет АН-124 «Руслан», окончить еще два вуза, уже в должности управленца. Не успевал только на дочек полюбоваться лишний раз: уходил на работу — они еще спали, приходил –
уже спали. «Впервые старшую дочку по-настоящему увидел на ее свадьбе», – шутит, вспоминая, Вячеслав Лопухов. Теперь профессионал, привыкший жить в скоростном ритме, с не меньшим энтузиазмом продолжает служить любимому делу.
«Я получаю огромное удовольствие, когда могу сделать то, к чему лежит душа. Мне хотелось создать компанию по эталону авиационного производства – с его особой культурой, интеллектуальным потенциалом, с его традициями. Конечно, то, что получилось, не с неба свалилось. Дело с трудом собиралось».
Но куда деваться от земных проблем? Не один год ушел на поиски уникальных специалистов. Усилия увенчались успехом: сейчас команда сформирована по принципу наивысшего качества. Один только главный конструктор НПО «АэроВолга» Дмитрий Суслаков стоит целого научного отдела крупного производства. Эрудит, инноватор, профессионал, умеющий творчески работать «под задачу». По мнению руководителя, конструировать летательные аппараты – его предназначение. Дмитрий Юрьевич занимается разработкой новых модификаций самолетов-амфибий ЛА-8.
Большой вклад в совершенствование гидросамолета внес один из основателей компании, генерал-майор авиации, бывший командующий соединений авиации стран Варшавского договора Михаил Еманов. В 2004 году он поднял в небо первый самолет НПО «АэроВолга», с которого началась воздушная «одиссея» крылатых амфибий. В 2010 году Михаил Еманов ушел из жизни, похоронен в Красном Яре, и сейчас речь идет о том, чтобы увековечить память летчика-испытателя, назвав новую сельскую улицу его именем.

Изображение 072

Редкая птица
Выходит, личностный масштаб заставлял их подниматься на новые высоты в авиастроении. Дмитрий Суслаков весьма оригинально объясняет суть идеи:
«Представьте себе утку, которая бегает как страус, летает как орел и плавает как рыба. К тому же «ест» умеренно, так как заправляется не авиационным керосином, а обычным бензином. Вот такая редкая птица получилась».
Действительно, красноярцам удалось сделать универсальный самолет, аналогов которому нет на мировом рынке: обладая базовыми летными характеристиками, он, кроме того, может совершать посадку и взлетать на земле и на воде. По уровню оснащенности авиационным электронным оборудованием ЛА-8 может конкурировать с большими лайнерами. За счет модифицированного двигателя, улучшения аэродинамики крыла и фюзеляжа на 25% увеличена мощность самолета и на 15% снижен расход топлива – собственно, улучшены все технические параметры. К примеру, если дальность полета ЛА-8 соответствует 1200 км, то у новых модификаций ЛА-8L-RS и ЛА-8C-RS и дальность, и мореходность увеличены почти вчетверо.
Принципиальное преимущество красноярской версии – в том, что амфибия с воды может преспокойно переместиться на сушу, взлететь в воздух, ей достаточно разбега не более 400 метров. При посадке и взлете трехколесное шасси с носовой опорой выпускается и убирается в корпус лодки, привод механизма в действие – гидравлический. Самолет рассчитан на высоту волны в 60 см, но однажды в Каспийском море совершил посадку при шторме, когда волна достигала полутора метров.
Сейчас в производственном активе – шесть модификаций базового самолета, все выпускаемые изделия имеют соответствующие сертификаты. Легкий и высокопрочный самолет незаменим в сельском хозяйстве, в труднодоступных районах, например, при тушении лесных пожаров или поисках нарушителей закона, в качестве санитарной или почтовой авиации, для грузоперевозок и региональных перелетов внутри страны. В «советском» Ульяновске, где прошла трудовая деятельность Вячеслава Лопухова, 22 района были связаны между собой как раз малой авиацией. В самом деле, целесообразно ли эксплуатировать большой лайнер для восьми пассажиров, вылетающих из Самары в Казань? Ответ очевиден. Между тем, «АэроВолга» имеет в своем арсенале небольшой пассажирский самолет на 7 мест, кроме того, Дмитрий Суслаков уже разработал версию регионального самолета, рассчитанную на 20 пассажиров. Помимо выпуска машин «под заказ», компания участвует в патрулировании газо- и нефтепроводов, в мероприятиях правоохранительных органов. В следующем году нацеливается на обучение экипажа для борьбы с браконьерами в Астраханской области.

АэроВолга_Изображение 068

Мастер-класс
Технологический процесс изготовления самолета из композиционных материалов сложен тем, что каждая деталь корпуса выклеивается в отдельные формообразующие элементы –
матрицы. Сначала делается мастер-модель в натуральную величину, но выполняется из вспомогательных элементов. Для того чтобы собрать самолет, в производстве используется порядка 550 наименований матриц, от минимальных размеров до крупных десятиметровых компонентов. Процесс трудоемкий и скрупулезный, но модельщикам удается в довольно сжатые сроки блестяще справиться с задачей. Вячеслав Лопухов не без гордости отмечает, что сборкой аэродинамических и гидравлических моделей занимаются специалисты наивысшей квалификации. В механическом цехе чудеса производительности демонстрирует буквально выдающийся фрезеровщик Юрий Поворотов. Управляющий искал его три года, и сейчас мастер требует уже три станка, потому что на одном ему делать нечего. С нетерпением ждет запуска нового оборудования, поступившего в цех. Сейчас, в связи с расширением производства, кадровая проблема опять становится актуальной.
«К сожалению, мы потеряли профессиональную школу, где людям вместе с навыками прививали любовь к авиации, – сетует Вячеслав Николаевич. – Студенты аэрокосмического университета проходят у нас преддипломную практику, но в идеале хотелось бы создать учебный центр с привлечением преподавателей для того, чтобы основательно организовать практикоориентированное обучение».
Перспективы у предприятия, которое при существующих мощностях способно выпускать до 15 самолетов в год, хорошие. С учетом развития производства возможно увеличить объемы готовых изделий, по меньшей мере, раз в шесть. Заработок неплохой, бесплатное питание в собственной столовой, бесплатная доставка на предприятие и домой сотрудников – жителей областного центра. А главное для любого молодого специалиста – работа рядом с мастерами, которые в нашей стране на вес золота.Изображение 076

Вокруг земного шара
Компания «АэроВолга» никогда не оставалась в стороне от общественной жизни Красноярского района, оказывая необходимую помощь в проведении значимых мероприятий. Ветеранам войны запомнился праздник в честь 65-летия Победы, когда на аэродроме НПО «АэроВолга» летчики показали им «высший пилотаж». Более того, специалисты-энтузиасты восстановили ночной бомбардировщик из тех, что летали в годы войны, и показали на воздушном параде. С тех пор, как авиакомпания обосновалась на красноярской земле, стало традицией в начале августа отмечать День авиации. Вячеслав Лопухов уверен, что российский авиапром вернет себе былую силу, хотя для этого необходима кооперация всех участников рынка. Но уже то, что два года назад в стране появилась программа развития малой авиации, вселяет надежду.
Сейчас команда НПО «АэроВолга» готовится к полету вокруг земного шара. Собственно, с этой целью и были улучшены летные характеристики ЛА-8, в частности, увеличена дальность полета до 4000 км.
«Такое расстояние придется преодолевать между двумя островами в Тихом океане, это порядка 16 часов непрерывного маршрута, – объясняет Вячеслав Лопухов. – Испытания прошли успешно, и в следующем году три наших самолета облетят территорию 29 стран Европы, Азии, Америки».
Круиз осуществляется совместно с группой московских специалистов, возглавляет организационный комитет летчик-космонавт, герой России Валерий Токарев. В составе летной команды – знаменитый сценарист и продюсер, пилот 3 класса Давид Кеосаян, вице-президент ОАО «РЖД», врач-космонавт, д.м.н. Олег Атьков. В проекте задействована академия наук, и в ходе экспедиции будут проведены научные исследования по гидрологии, метеорологии, океанологии. И что особенно важно, ресурсы российской малой авиации будут продемонстрированы в гигантских масштабах.
…Специалисты НПО «Аэроволга» поражают своим нетипичным подходом к бизнесу. Решая конкретно поставленные производственные задачи, они озабочены не только рентабельностью предприятия. Они по-прежнему думают о престиже страны, о возрождении отечественной авиаиндустрии и готовы приложить к решению этой задачи максимум усилий. Силы есть, мозги есть, потенциал есть.

Изображение 071

Лопухов_Изображение 057Вячеслав Лопухов,
исполнительный директор НПО «АэроВолга»:
— Основные направления деятельности нашего предприятия – проектирование самолетов нормальной категории, производство и испытание авиационной техники, а также эксплуатация и ремонт самолетов многоцелевого назначения и самолетов для выполнения фигур высшего пилотажа. На все виды деятельности получены лицензии в соответствии с требованиями Межгосударственного авиационного комитета. С 2005 года компания имеет сертификат эксплу-
атанта авиации общего назначения. Отношение к сертифицированному самолету у клиентов доверительное, соответственно, это способствует рентабельности компании. Кроме того, мы осуществляем послепродажное сопровождение самолетов, обеспечивая безопасную, продолжительную и эффективную эксплуатацию ЛА-8 в течение всего срока службы.

ЧигищевАнтон Чигищев,
начальник службы логистики НПО «АэроВолга»:
— Основу наших самолетов на 80% составляют комплектующие зарубежного производства, сегодня мы служим официальными дилерами по поставке на российский рынок импортных комплексов авиационного оборудования. Работаем с производителями «напрямую», налажена система логистики, поэтому минимум издержек позволяет производить самолет, экономичный по стоимости. Кроме того, мы осуществляем ремонт зарубежных авиационных двигателей, и это тоже результат наших добропорядочных отношений с зарубежными компаниями.

СуслаковДмитрий Суслаков,
главный конструктор НПО «АэроВолга», о самолете ЛА-8:
— Представьте себе утку, которая бегает как страус, летает как орел и плавает как рыба. К тому же «ест» умеренно, так как заправляется не авиационным керосином, а обычным бензином. Вот такая редкая птица получилась

 

Обсуждение закрыто.