Быть Учителем

Быть Учителем

26 октября 2014

 

Владимир Пылев уверен в особой важности повышения престижа этой профессии

Один из стратегических векторов развития Самарской области – совершенствование человеческого капитала – неразрывно связан с образовательной отраслью. Наша система образования заметно выделяется на общероссийском фоне по всем позициям, это касается и новаторских подходов к организации образовательных ресурсов, и внедрения новых образовательных стандартов, и обеспечения достойного уровня оплаты труда педагогических работников. Накануне Дня учителя министр образования и науки Самарской области Владимир Пылев рассказал «Первому» о системных шагах, способствующих позитивным изменениям в региональной системе общего образования.

— Что значит – быть учителем в наше время?
— Во все времена любой человек, говоря о том, кто повлиял на его формирование, называет имя учителя. Это аксиома. Сегодня мы рассматриваем классическое понимание роли учителя, когда он не просто «урокодатель», а наставник, умеющий разглядеть потенциал в каждом ребенке и замотивировать его на успешное развитие. Каким вырастет будущий гражданин нашей страны, каковы будут его моральные качества – во многом зависит от его школьного учителя. Значит, для нас особо важно, чтобы профессия учителя была престижной.
— Один из факторов повышения престижа профессии – рост зарплаты учителей. Как сегодня выглядит экономика оценки труда педагогов?
— Прежде всего, необходимо отметить системность и последовательность подхода к решению этого вопроса губернатора и правительства Самарского региона: именно губернатор инициировал повышение зарплат педагогам два раза в год и выплату стимулирующих премий. Наряду с системными шагами рост зарплаты учителей обеспечивает комплекс мероприятий. Во-первых, почетные звания: три педагога получили звания «Народный учитель Самарской области», 20 педагогов – «Заслуженный учитель Самарской области», 19 – звание «Заслуженный работник образования Самарской области». В 2014 году педагоги, подготовившие победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, ежемесячно получали премиальные от 2500 до 76500 рублей. В течение года выплачивается премия в 10 тысяч рублей педагогам, успешно реализующим долгосрочные воспитательные проекты особой общественной значимости. Все молодые педагоги получают ежемесячную денежную выплату в размере 5 тысяч руб-лей. Кроме того, в 2014 году на уровне правительства Самарской губернии решено осуществить единовременную денежную выплату в размере 12 тысяч рублей педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений.
— А то, что губернатор принял постановление о выплате стимулирующих премий ученикам – победителям и призерам всероссийских конкурсов, способствовало росту численности одаренных детей?
— Безусловно, но не будем ограничиваться только денежными средствами. Система ориентирует педагогов на выявление, сопровождение талантливых детей с раннего возраста и обеспечение преемственности этой работы на каждой образовательной ступени. В реализации приоритетного направления задействованы усилия учителей –
предметников, психологов, воспитателей. В 2012 году мы создали Самарский региональный центр для одаренных детей, и сейчас там занимаются 233 учащихся 9-11 классов. В очно-заочных школах для одаренных детей ежегодно организуются занятия по гуманитарному, физико-математическому, социально-экономическому, лингвистическому профилям. Все эти меры в комплексе, в том числе и стимулирующие выплаты, приносят свои плоды.
— Результаты уже ощутимы?
— Во всяком случае, уже два года ученики Самарской области показывают стабильные результаты на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников. Если в 2013 году лучшими стали 16 учащихся (два победителя и 14 призеров), то в 2014 году отличились уже 17 ребят, из них четыре победителя и 13 призеров. Прошлый год принес победу самарским школьникам в олимпиадном движении международного уровня. На первой международной олимпиаде по экспериментальной физике IEPhO двое ребят получили серебряные призеры и один – «бронзу». Абсолютным чемпионом международной астрономической олимпиады в Вильнюсе стал ученик 10 класса тольяттинского лицея №57 Кирилл Гришин. По итогам Дельфийских игр Самарская область заняла 2 место, пополнив победную копилку 12 золотыми, четырьмя серебряными, шестью бронзовыми медалями и пятью дипломами. Результаты нас радуют, но вместе с тем мы понимаем, что приоритетное направление, обусловливающее инновационный путь развития страны, находится в начале пути. Дальнейшая работа по сопровождению молодых талантов будет продолжена. В 2014 году выпускники школ, поощренные ученической медалью «За особые успехи в учении», получат преимущественное право на обучение в вузах по востребованным для экономики региона специальностям с частичной или полной оплатой образовательных услуг. Целевое направление на обучение будет подкрепляться трехсторонним договором между получателем выплаты, министерством образования и науки Самарской области и вузом, расположенным на территории региона.
— Если обратиться к делам текущим, что показывает мониторинг качества образования?
— В общеобразовательных школах Самарской губернии накоплен большой опыт научно и методически выстроенного мониторинга качества образования. Как правило, выпускники на экзаменах получают спрогнозированный и удовлетворяющий их результат, согласующийся с их дальнейшей траекторией обучения. А для учебного заведения результаты ГИА и ЕГЭ –
инструмент для улучшения качества образовательного процесса. Такая системная работа обеспечивает стабильные результаты, которые показывают учащиеся 11-х классов на выпускных экзаменах.
Вместе с тем, результаты государственной итоговой аттестации 2014 года в 9-х классах заставляют обратить пристальное внимание на качество обучения в основной школе. В этом году аттестата об основном общем образовании не получил 1291 человек, что составляет 5% от общего числа выпускников 9 класса текущего года, допущенных к ГИА. В прошлом году этот индикатор равнялся примерно 1,9 %, то есть ухудшение очевидно. Девятиклассники показали самый низкий за последние три года результат по математике – 3,3 (по пятибалльной шкале).
— Очевидно, далее следует «работа над ошибками»?
— Конечно. Чтобы выправить ситуацию, в регионе с 1 сентября включилась в работу сеть учебно-методических объединений. Исходя из результатов ГИА, одним из направлений их деятельности станет региональный мониторинг и корректировка знаний по «западающим» темам, в частности, по математике и русскому языку.
В течение 2014/2015 уч. года методисты Самарской области будут заниматься такими приоритетными темами, как проработка основных положений Концепции математического образования в Российской Федерации, организация и проведение региональной школы молодых историков, корректировка и разработка новых программ повышения квалификации для учителей русского языка и литературы. В новом учебном году в программу выпускных экзаменов вводится сочинение как допуск к ЕГЭ. Поэтому перед методическими объединениями стоит ключевая задача по подготовке учащихся к написанию итогового сочинения в 11-х классах. С 2015 года на территории области будет введен обязательный мониторинг по иностранному языку.
— Как внедряются новые федеральные стандарты общего образования?
— Поэтапно и последовательно. В рамках эксперимента в прошлом учебном году по новым стандартам начального общего образования обучались школьники 1-х, 2-х и 3-х классов всех образовательных учреждений, 22 школы внедрили ФГОСы в четвертых классах. С 1 сентября 2013 года введены стандарты основного общего образования во всех пятых классах школ области, и в 41 образовательном учреждении по новым стандартам занимаются учащиеся шестых классов. Все без исключения учителя начальной школы повысили свою квалификацию. Доля обучившихся руководителей школ и педагогических работников – 92,5%, в следующем году мы планируем довести эту цифру до 95%.
— Насколько образовательные учреждения подкрепляются ресурсной поддержкой, необходимой для работы в новых стандартах?
— В рамках реализации проекта модернизации региональной системы общего образования закуплено и поставлено в 311 образовательных учреждений 2534 комплекта учебно-лабораторного оборудования. Объемы федерального субсидирования составили 270 млн рублей.
В целях углубленного изучения дисциплин технической направленности с 2013 года осуществляется поэтапное оснащение школ области соответствующим оборудованием. За счет средств федеральной субсидии 45 образовательных учреждений обеспечены комплектами, в состав которых входят компьютерная техника, периферийное, цифровое, измерительное оборудование, а также оборудование для изучения робототехники и механотроники. Таким образом, 100% учащихся, перешедших на обучение в соответствии с требованиями ФГОС, имеют возможность пользоваться оборудованием, необходимым для реализации новых стандартов.
— Что вы хотели бы пожелать учителям?
— Все вышесказанное – лучшее подтверждение великого труда педагогического сообщества Самарской губернии. Наши замечательные учителя создают новую историю образовательной отрасли, а вместе с тем, каждый из них из года в год пишет свою педагогическую поэму – с любовью к профессии, к детям, к своей стране.
У Бисмарка есть выражение о том, что войну выигрывают не генералы, а школьные учителя. Эта фраза имеет глубокий созидательный смысл: учитель выигрывает сражение за светлое будущее сотен и тысяч детей, с честью выполняя свой профессиональный долг. Желаю нашим учителям новых побед, ярких достижений, талантливых учеников!

Обсуждение закрыто.