Среда, 19.02.2025
Догонять или обгонять 1

Догонять или обгонять

23 октября 2014

Импортозамещение должно дать России толчок к развитию опережающих технологий 

Развитие отечественного бизнеса и повышение его конкурентоспособности на мировом рынке в условиях членства России в ВТО обсуждалось на заседании Государственного совета, которое 18 сентября в Кремле провел президент РФ Владимир Путин.

Отдел политики, Владимир КОТМИШЕВ (фото «Волжская коммуна»)

Принцип равенства
«Присоединение России в 2012 году к этой торговой организации резко повысило планку требований к национальной конкурентоспособности. Мы не только стали торговать по общепринятым международным правилам и получили возможность более эффективно отстаивать интересы российских компаний в этой связи, но и одновременно приняли на себя обязательства по снижению тарифной защиты и ограничению поддержки ключевых секторов своей экономики, – сказал Владимир Путин. – Мы с вами все хорошо помним и знаем, как непросто шла дискуссия у нас внутри страны: нужно нам присоединяться к ВТО, не нужно, что мы от этого выиграем и что потеряем… Мы отнеслись к этому очень серьезно перед вступлением во Всемирную торговую организацию. Напомню, что переговоры по этому вопросу мы вели в течение 16 лет. Считаю, что в целом мы добились от наших партнеров принятия таких решений, таких формул присоединения к ВТО, которые отвечали нашим интересам, и, несмотря на определенные издержки для отдельных секторов экономики, все-таки в целом добились приемлемых условий.
Однако в последнее время, в последние месяцы ситуация меняется. Введенные против нашей страны ограничения – это не что иное, как отказ от базовых принципов ВТО некоторыми нашими парт-нерами. Нарушается принцип равенства условий доступа всех стран – участников экономической деятельности к рынкам товаров и услуг, игнорируется режим наибольшего благоприятствования в торговле и принцип справедливой и свободной конкуренции. Делается это все политизированно, без всякого соблюдения общепризнанных норм той самой Всемирной торговой организации, о которой я только что говорил. Фактически группа стран в одностороннем порядке позволила себе зачеркнуть эти и ряд других принципов и правил ВТО для России, которая входит в число шести крупнейших экономик мира».

Важные шаги
«В ответ мы приняли защитные меры, – сказал президент, – и, я хочу здесь подчеркнуть, это именно защитные меры, они вызваны отнюдь не стремлением кого-то наказать из наших партнеров, как-то повлиять на их решение. Совсем нет, мы понимаем, что есть вещи, которые для наших партнеров являются, видимо, более важными, чем нормальное состояние мировой экономики. Бог им судья, это их решение. Но мы прежде всего при принятии ответных защитных мер думаем о своих интересах, о задачах развития, о защите своих товаропроизводителей и своих рынков от недобросовестной конкуренции. И наша главная цель – использовать одно из важных конкурентных преимуществ России, емкий внутренний рынок, заполнить его качественными товарами, которые производят реальные секторы отечественной экономики –
разумеется, сохраняя стабильность и сбалансированность внутри рынка, экономики в целом, думая, разумеется, и об интересах потребителей, об этом мы никогда не должны забывать. По сути, речь идет о формировании такой экономической политики, такой стратегии, при которой все усилия федеральных и региональных органов власти должны быть ориентированы на развитие реального сектора».
Владимир Путин перечислил реальные шаги, которые считает приоритетными.
«Во-первых, нужно обеспечить доступность кредитов, создать новые конкурентоспособные по мировым стандартам условия финансирования бизнеса. И мы с вами все хорошо помним и знаем, эта тема является ключевой для нас: даже вне всякой привязки к каким бы то ни было санкциям, мы давно об этом говорим, – сказал президент. – Правительству и Банку России было поручено проработать вопросы снижения уровня процентных ставок для кредитования промышленных предприятий, в том числе с помощью механизма проектного финансирования».
«Во-вторых, нужно развивать инфраструктуру. Очевидно, что в условиях бюджетных ограничений при развитии инфраструктуры, а это, как правило, очень капиталоемкие проекты, нужно максимально широко использовать инструменты государственно-частного партнерства, причем не только на федеральном, но и на региональном уровне».
Третьим важным направлением президент назвал подготовку квалифицированных специалистов для реального сектора.
«У нас заработал Национальный совет по профессиональным квалификациям. Он уже одобрил и рекомендовал к утверждению свыше 130 профессиональных стандартов. Мы будем стимулировать работодателей к созданию организаций профессионального образования, где люди будут получать и теоретические навыки, и практическую работу на производстве.
Очевидно, что конкурентоспособность российских предприятий будет прямо зависеть от того, смогут ли они выпускать в достаточных объемах продукцию, не уступающую зарубежной по качеству и по цене. За последние годы в разы увеличилось производство нефтехимии и изделий из пластмассы, заметно выросли объемы выпуска автокомпонентов, отдельных видов строительных и других материалов. На мировом рынке вооружений востребована продукция российского ОПК, в сфере высоких технологий наша страна занимает прочные позиции по экспорту ядерных реакторов и технологий (в мирных целях, разумеется), радиолокационной и навигационной аппаратуры, устойчив объем поставок на внешний рынок российских тяжелых грузовиков. Я уж не говорю про наши услуги в космосе. Вместе с тем, такая позитивная динамика наблюдается далеко не везде. Правительство должно разработать и утвердить планы содействия импортозамещению в промышленности и в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы. Срок выполнения поручений установлен 1 октября».

Евгений Савченко, губернатор Белгородской областиЕвгений Савченко,
губернатор Белгородской области:
— Мы должны отказаться от укоренившегося в нашем сознании мифа, что мы не можем себя накормить, одеть, обуть. Импорт продовольствия, изделий легкой, химической промышленности, обуви, бытовых товаров не уменьшается, а растет. Однако реальная экономическая практика последних лет показывает, что отечественные предприниматели с иностранными партнерами при минимальной государственной поддержке способны реализовать программу импортозамещения, создав сотни тысяч новых рабочих мест во многих отраслях экономики. Нужно сформировать перечень проектов, направленных на импортозамещение, а главное –
сопроводить их новым механизмом поддержки, который должен включать: а) доступ к инвестиционным ресурсам под 3-4% годовых; б) реализацию проектов в формате проектного финансирования с долей участия инициатора проекта не более 15% от стоимости самого проекта, и сам проект при этом должен стать предметом залога; в) компенсацию третьей части инвестиционных затрат после выхода проекта на запланированную мощность; г) необходимо увеличивать доли отечественных товаров в структуре товарных ресурсов в торговле. И задачу здесь нужно ставить совершенно конкретную – увеличить долю российских товаров в общем объеме розничного товарооборота хотя бы на четверть, а это почти 7 триллионов рублей, которые все, за исключением торговой наценки, пойдут в реальную экономику.
Алексей УлюкаевАлексей Улюкаев,
министр экономического развития РФ:
— Политика импортозамещения не должна ни в коем случае скатываться в поддержание вчерашних технологий. Если мы замещаем товары рынка, значит, технологии уже созданы, капиталовложения уже произведены и уже во многом окупились. Это ориентация на вчерашний день. Чтобы обеспечить максимально эффективный режим импортозамещения и повышения нашей конкурентоспособности, мы должны задействовать комплекс мер.
Чтобы государственные закупки – больше 8 триллионов рублей федерального бюджета – были сконцентрированы на продукции услуг отечественных производителей. Второе – это серьезное развитие кредита. Мы сейчас действуем в ситуации, когда глобальные рынки капитала для наших заемщиков практически закрыты. Единственный базовый источник финансирования для развития – это наша кредитная система. Второе важнейшее направление – это использование средств Фонда национального благосостояния, если речь идет о крупных проектах, важных для экономики. Средства ФНБ предоставляются по весьма льготной ставке (инфляция плюс один процент) и позволяют снизить общую ставку в целом по кредиту и сохранить, с одной стороны, условия, приемлемые для инвестора, но, с другой, – не губить проект завышенной ставкой. Еще одно важнейшее направление – это механизм стимулирования экспорта, прежде всего, несырьевого экспорта. Здесь у нас большие резервы, в соответствии с принятой «дорожной картой» мы должны обеспечивать темпы роста несырьевого экспорта не менее шести процентов в год. Для этого нужно задействовать такой механизм, как экспортные кредиты, как субсидирование процентных ставок, как страхование предпринимательских и политических рисков, предоставление государственных кредитов и гарантий.

Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФДенис Мантуров,
министр промышленности и торговли РФ:
— Сейчас в половине отраслей импорт составляет свыше 50% от общего объема продаж. Такая ситу-ация несет в себе и существенные риски для экономики, и реальное окно возможностей. Лояльность покупателей к отечественной продукции растет – то есть зарубежные санкции работают на продвижение российских товаров. Расширяется номенклатура товаров, подпадающих под запреты и ограничения на приобретение импорта для государственных и муниципальных нужд. Поскольку мы уже сильно продвинулись в этой части, аналогичные меры необходимо реализовать и в отношении компаний с государственным участием. Эти мероприятия не идут вразрез с правилами ВТО. Конечно, чтобы выпускать новые товары, не имеющие аналогов в нашей стране, нужны современные мощности. Здесь присутствуют главы субъектов Федерации, руководители предприятий, которые уже доказали свою эффективность по развитию новых производств не столько за счет бюджетных средств, сколько благодаря грамотному использованию административно-разрешительных мер и настойчивости в реализации инвестпроектов. Существенную поддержку таким руководителям окажут новые механизмы стимулирования, которые мы заложили в законопроект по промышленной политике.

Евгений Примаков, экономистЕвгений Примаков,
экономист:
— Проблема импортозамещения всегда была актуальной, потому что мы слишком много товаров и услуг получали по импорту. Сегодня эта проблема звучит гораздо острее, чем раньше, после того как введены против нас санкции. Особая острота этой проблемы должна быть прочувствована нами всеми, потому что от этого зависят и обороноспособность страны, и развитие, и рост нашей экономики. Сегодня очень важно сказать, что сердцевина импортозамещения – это развитие науки и технологий. Я не согласен с теми, кто считает, что за полтора-два года можно решить проблемы импортозамещения. Очевидно, потребуется целый ряд лет, и мы не можем быть уверены, что наши так называемые партнеры на Западе не будут за это время продвигаться. Ясно, что мы не можем быть догоняющей страной. В этих условиях необходимо определение критических направлений импортозамещения, где мы должны будем прорываться, применять новые, обгоняющие технологии.
Импортозамещение, естественно, должно способствовать экономическому развитию страны, росту валового внутреннего продукта. Но это не означает движения к изоляционизму ни в коей мере. Конечно, нам необходимы были обратные санкции. Но главная их цель была, насколько я понимаю, – исключить эскалацию тех санкций, которые идут против нас. Но это ни в коем случае не путь изоляционизма. Вот недавний пример: правительство приняло постановление, по которому 66 очень важных позиций (речь идет об экскаваторах, о транспорте, уборочной технике) имеют теперь право закупать только у Белоруссии или у Казахстана. Это не направлено против стран, которые участвуют в санкциях против нас, а это просто мы сужаем свои возможности. Что, мы хотим закрыть экономику, что ли? Нам не нужно этого делать.
Сердцевиной импортозамещения должно служить развитие науки и технологий, и в то же самое время импортозамещение – это крайняя необходимость, но это не означает наш поход к изоляционизму.

Обсуждение закрыто.