Совершенствование сети автодорог для комплексного развития страны обсуждали на заседании президиума Госсовета, которое президент РФ Владимир Путин провел в Новосибирске
Принявший участие в работе госсовета губернатор Самарской области Николай Меркушкин выступил с предложениями, получившими поддержку главы государства. Ключевой проблемой при строительстве дорог в стране остается,
по мнению Владимира Путина, соотношение цены и качества.
Наталья КРАЙНОВА, Сергей ПЕРМИН (фото), «Волжская коммуна»
Внимание – на проблемы
В целом по стране наблюдается положительная динамика в сфере дорожного строительства, но отрасль по-прежнему остается проблемной. Президент отметил, что нужно наращивать сеть качественных дорог. При этом целевым критерием, на который должны ориентироваться главы субъектов РФ, служит удвоение объемов дорожного строительства и реконструкции.
По мнению руководителя страны, ключевой проблемой при ремонте, реконструкции и строительстве дорог остается соотношение цены и качества – оно оставляет желать лучшего. Многие новые дороги не соответствуют стандартам, быстро изнашиваются, не выдерживают современных транспортных нагрузок.
Глава государства обозначил еще одну проблему, тормозящую развитие дорожной сети, – необоснованный рост цен на дорожные материалы (гравий, песок, щебень). «О строительстве или реконструкции дорожного объекта даже еще порой официально не объявляли, есть только планы – а оказывается, что все ближайшие земли, пригодные для разработки карьеров, уже скуплены, и в период строительства предприниматели диктуют монопольно высокие цены. Правительству следует обратить внимание на эту проблему и разработать соответствующие механизмы», – поручил Владимир Путин. Рост цен на щебень за последние 5 лет составил 46%, на песок – 79,7%. При перевозке в соседний регион цена щебня и гравия возрастает еще на 20-30%, песка – до 90%. Препятствовать этому – задача, в том числе, антимонопольной службы.
Владимир Путин предложил правительству подумать о разработке специальной программы развития скоростных магистралей и о механизмах поддержки таких проектов на региональном и муниципальном уровнях.
Работа с дорожными фондами на местах
Трудности, характерные для большинства субъектов РФ, обозначил глава Татарстана Рустам Минниханов. Одна из проблем – недостаточное наполнение региональных дорожных фондов, за счет которых и ведутся все строительные и ремонтные работы на дорогах. Минниханов предложил направить в регионы часть средств, собранных за проезд большегрузного транспорта, при этом рассмотреть возможность облагать пошлиной и грузовики весом менее 12 тонн, начиная с 3,5 тонн.
«Хотел бы предложить и непопулярную меру – добавить 1 рубль акциза на все виды горюче-смазочных материалов, – сказал глава Татарстана. – Или оставить его, когда будет снижаться стоимость ГСМ. Пусть это будут целевые деньги, которые пойдут именно в региональные дорожные фонды». Минниханов считает, что нужно также подумать об укрупнении дорожных фондов с уровня поселков до уровня муниципальных районов и городов. Этот вопрос актуален и для Самарской области.
Выполнить поручение президента
Тему наполнения дорожного фонда и привлечения дополнительных ресурсов для выполнения поставленной президентом задачи удвоения объемов дорожного строительства к 2022 году продолжил на заседании Николай Меркушкин. «Из-за снижения акцизных сборов на бензин 5-го класса многие субъекты не дотянули до прогнозных объемов фондов. Самарская область потеряла на этом около 1,5 млрд рублей. Дорожные фонды не растут, а уменьшаются», – отметил Николай Меркушкин. Он объяснил, что этот факт создает препятствие для выполнения еще одного поручения президента – привлечения бизнес-структур к строительству дорог. «К примеру, у Самарской области есть соглашение с «Газпромбанком» о строительстве нескольких крупных дорожных объектов в рамках государственно-частного партнерства. Но когда наши дорожные фонды уменьшаются, такое сотрудничество ставится под угрозу. Ведь у наших партнеров возникают вопросы, как мы будем выплачивать им деньги, если их становится все меньше», – обозначил проблему глава региона. Именно наполняемость дорожного фонда – ключевой вопрос при строительстве дорог на условиях ГЧП. Для Самарской области это актуально при строительстве магистрали Центральная и моста через Волгу в районе Климовки.
Как снизить затраты на дорожное строительство?
Губернатор также поднял вопрос о более широком использовании бетонных смесей для дорожного строительства. Дело в том, что бетонные дороги более долговечны и при небольших транспортных расходах по цене вполне сопоставимы с асфальтовым покрытием. К примеру, в Самарской области реконструкция Жигулевского цементного завода и строительство линии сухого способа производства цемента позволит более широко использовать эту технологию. «А по жизненному циклу такие дороги будут в два раза качественнее», – добавил Николай Меркушкин.
«Во всяком случае, нужно разбюрократизировать принятие решений по этому вопросу. И там, где это экономически целесообразно, действительно перейти к цементобетону», – поддержал предложение Николая Меркушкина Владимир Путин.
Президент поручил взять на контроль и еще одну тему, поднятую Николаем Меркушкиным в ходе совещания. Губернатор говорил о необходимости более активного участия собственников коммуникаций в их модернизации при ремонте дорог.
«При переустройстве городских дорог до 20% от стоимости работ составляет модернизация сетей ЖКХ и газовых сетей. Есть собственники, которым практически бесплатно достались сети 70-летней давности постройки. За свой счет они не хотят проводить их реконструкцию и ждут, когда власти начнут ремонтировать дороги и будут обязаны переложить и сети», – привел пример глава Самарской области. По его мнению, это приводит к нерациональному использованию региональных дорожных фондов. Потому и необходим механизм компенсации собственниками сетей средств, которые тратятся на переустройство и модернизацию сетей в ходе дорожного строительства.
Рустам Минниханов,
президент Татарстана:
— В 2014 году объем дорожных фондов уменьшился по сравнению с прогнозом. Снижение акцизов на нефтепродукты в рамках существующего налогового маневра, предусматривающего 100-процентное поступление средств в региональные фонды, приведет к тому, что субъекты РФ недополучат 91 млрд рублей. Для компенсации выпадающих доходов Минфином России предусмотрены межбюджетные трансферты. Однако все эти меры лишь сохранят текущий уровень финансирования и не позволят увеличить региональные дорожные фонды.