«Аир» – уникальная самарская компания, занимающаяся строительством очистных сооружений, утилизацией нефтесодержащих отходов и переработкой отработанных масел
ЗАО «Аир» как инжиниринговая фирма экологического профиля начало свою деятельность в 1992 году. В числе первых задач компании были эксплуатация очистных сооружений и систем водоснабжения, их реконструкция и строительство.
Елена ДОНКИНА
Сейчас «Аир» значительно расширил поле деятельности. Компания занимается научно-исследовательской работой в области инженерной экологии, проектированием систем водоснабжения, канализации и сооружений по очистке сточных вод, проведением обследований, пуско-наладочных работ, эксплуатацией объектов водоснабжения, канализации и сооружений по очистке сточных вод.
Еще одно направление деятельности компании – утилизация нефтесодержащих отходов и ликвидация загрязнения нефтепродуктами грунтовых вод и почвы на производственных площадях КНПЗ и прилегающей территории.
В рамках долгосрочных соглашений между правительством Самарской области и руководством ОАО «НК «Роснефть» ЗАО «Аир» участвует в реализации программы «Ликвидация линз нефтепродуктов в дочерних обществах ОАО «НК «Роснефть», расположенных в Самарской области» с 1997 года. В соответствии с лицензией на право пользования недрами, предприятие проводит изыскательские и зачистные операции по устранению техногенных загрязнений на территории Куйбышевского района Самары, является инвестором и исполнителем работ. Всего за время проведения таких работ было извлечено около 70 000 тонн нефтепродуктов с поверхности грунтовых вод. Извлеченные неф-тепродукты-загрязнители привлекаются в качестве сырья в процессе переработки нефти с получением товарных продуктов: бензина, дизельного топлива, компонента котельного топлива.
В пробуренных неглубоких скважинах «Аир» использует уникальное оборудование, позволяющее откачивать только нефтепродукты без извлечения грунтовых вод.
Кроме того, предприятие занимается проблемой отработанных автомобильных масел и нефтеотходов, которая для Самары стала критичной в 1998 году. В то время в городе не было предприятий, способных утилизировать нарастающий поток таких отходов. Масло выливалось в водоемы, канализацию, на землю. Администрация города искала пути решения этой проблемы. ЗАО «Аир», обладающее приспособленными для переработки и утилизации нефтеотходов производственными площадками на территории ОАО «КНПЗ» и практическим опытом, откликнулось на проблемы городских экологов и стало первым предприятием, осуществляющим сбор и экологически контролируемую переработку отработанных автомобильных масел.
Игорь Кондратьев,
генеральный директор ЗАО «Аир»:
— Мы много лет занимаемся проблемами экологичной переработки нефтепродуктов и стараемся постоянно развиваться, двигаться вперед. В этом нам помогает Ассоциация «Обращение с отходами» – крупнейшее общественное объединение операторов рынка вторичных ресурсов на территории Самарской области. Хочется от лица всего коллектива поздравить Ассоциацию с юбилеем. Общественная организация уже десять лет активно работает и помогает региону решать экологические проблемы. Желаю дальнейших успехов и развития!
Было создано подразделение по приему отработанных нефтепродуктов у предприятий города. За короткий срок был разработан механизм приема нефтеотходов, выработана гибкая ценовая политика, привязанная к качеству принимаемых отходов, приобретен специальный автотранспорт, составлен удобный для клиентов график приема. Уже к 2001 году объем принимаемых нефтесодержащих отходов составлял пять тысяч тонн в год. Доля перерабатываемых в них смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ) составила 64%.
Источники образования и сбора отработанных автомобильных масел и нефтеотходов –
это автотранспортные предприятия, коллективные гаражи и автостоянки, промышленные предприятия, предприятия автосервиса.
Наиболее агрессивной составляющей неф-тесодержащих отходов являются нефтепродукты, имеющие третий класс опасности по воздействию на окружающую среду. Состав неочищенных отработанных масел и СОЖ очень сложен. В него входят загрязнители: металлы и их соединения, растворенные в воде ионы, тосол, технологические жидкости и добавки, эмульгаторы, продукты окисления и т.д.
Экологически контролируемая переработка отработанных автомобильных масел и СОЖ –
это очистка от технологических примесей, которые концентрируются в отходах каждой технологии. А также отделение водной фазы, с возвращением во вторичный оборот от 10 до 90% отстоявшихся нефтепродуктов, минимизируя загрязнение окружающей среды тем, что сжигается в качестве котельного топлива взамен или в смеси с мазутом и для приготовления эмульсола для формовки железобетонных изделий.
В процессе работы с нефтеотходами и особенно с трудноразделимыми эмульсиями специалисты ЗАО «Аир» совершенствовали технологии, искали рациональные методы разделения устойчивых эмульсий, проводили аналитические исследования (в том числе со специалистами Казанского государственного университета), проводили лабораторные опыты, изучали отечественный и мировой опыт. В итоге был спроектирован, построен и запущен в эксплуатацию комплекс по утилизации отработанных масел и СОЖ.
В процессе эксплуатации СОЖ на предприятиях в них накап-ливаются продукты окисления, загрязнения и другие примеси. В конечном итоге отработанные СОЖ собирают и подвергают утилизации. В комплексе по регенерации отработанных СОЖ и масел происходит нагревание, отстаивание сырья, обработка деэмульгатором и центрифугирование.
Оборудование комплекса соответствует всем современным требованиям санитарных норм, предъявляемым к состоянию окружающей среды в части сокращения загрязнения атмосферы. Предусмотрены защита от разливов нефтепродуктов и отвода дождевых вод, необходимые противопожарные мероприятия.
Комплекс по переработке отработанных масел и СОЖ образует промышленные стоки, которые по мере накопления вывозятся на переработку на специализированные предприятия. В процессе эксплуатации комплекса образуются твердые отходы производства – нефтешламы, которые также вывозятся на переработку на специализированные предприятия.
Очищенное масло, образующееся в результате переработки, возвращается в оборот как компонент топлива. Применяемые инженерные решения исключают возможность проникновения нефтепродуктов в почву.