Дошкольное образование реализуется с учетом дальнейшей перспективы детей
Детский сад «Терем-Теремок» – структурное подразделение ГБОУ ООШ №21 в Новокуйбышевске – служит региональной опорной площадкой по внедрению федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования. Педагогический коллектив включился в разработку основной общеобразовательной программы и вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования детей от 1 года до 7 лет в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Навстречу новым стандартам
В свое время в числе пяти российских дошкольных учреждений новокуйбышевский коллектив участвовал в подготовке программы «Сообщество», на которой воспитывалось не одно поколение детей. Сейчас основная общеобразовательная программа и вариативные примерные образовательные программы дошкольного образования разрабатываются в соответствии с приказом министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В дальнейшем, с выходом реестра примерных образовательных программ, коллектив планирует работу на основе примерной образовательной программы «Успех».
По словам руководителя детского сада Валентины Астаповой, этот програм-мно-методический комплекс наиболее близок по духу педагогам, так как он уходит от учебной (ЗУНовской) модели построения образовательного процесса, опираясь на принцип возрастной адекватности, предполагает свободу развития детей, нацеливает на развитие детской инициативы, творческого начала, обеспечивает преемственность с образовательным процессом начальной школы, реализует комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса с помощью международного и российского календаря праздников (событий), учитывает индивидуальные и возрастные особенности развития дошкольников. Причем родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, что повышает их ответственность за развитие ребенка.
Особенностью основной общеобразовательной программы детского сада является исключение из образовательного процесса детей 3-6 лет учебной деятельности как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Формирование предпосылок учебной деятельности – один из главных итоговых результатов освоения программы. Адекватные возрасту формы работы с детьми – экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Главный вид деятельности – игра. Также самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются восприятие художественной литературы и фольклора, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность, труд.
Стимул к развитию
Педагоги детского сада уверены в правильности избранного курса на успех, который сопровождает их не один десяток лет. Дипломы достижений детей и воспитателей едва умещаются на стенах кабинетов. Здесь и почетные грамоты, адресованные руководителю, – за многолетний добросовестный труд, за значительный вклад в воспитание детей. Валентина Астапова – управленец с 27-летним стажем в системе дошкольного образования, 16 лет возглавляет детский сад «Терем-Теремок». В период демографического кризиса в детском саду функционировало только 7 групп из 14. С 2000 по 2009 годы Валентина Алексеевна открыла в детском саду еще 7 групп, ранее переоборудованных под специализированные помещения. Если в 1999 году количество детей было минимальным (126), то сейчас в 14 группах воспитываются 216 дошкольников и 80 малышей – в группах раннего возраста. Стараниями педагогов и родителей детсад прекрасно оформлен, одно удручает – много лет не было капитального ремонта. Валентина Алексеевна надеется, что и с этой задачей справится, во всяком случае, отступать не намерена.
Большинство воспитателей имеют высшее образование, 22% учатся в среднем специальном учебном заведении по специальности «воспитатель». Все педагоги прошли переподготовку по теме «Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования». Руководитель совместно с педагогическим коллективом, родителями успешно проводят процесс обновления предметно-развивающей среды.
Валентина Астапова,
руководитель детского сада «Терем-Теремок»:
— Мы стояли у истоков проектной деятельности в нашем городе, у нас много эффективных методических материалов, которые мы форматируем для работы в новых стандартах. Мы готовы создать оптимальные условия для развивающего образования, как того требует новый закон. Важно, чтобы эта работа подкреплялась финансовыми вложениями в дошкольные учреждения.