10-11 октября Самару посетил министр транспорта РФ Максим Соколов
Он принял участие в открытии Кировского моста – одного из самых масштабных проектов в сфере транспортного строительства за последние годы – и посетил Самарский государственный университет путей сообщения. О цели визита и о том, чем живет сегодня вуз, рассказал его ректор Дмитрий Железнов.
Из первых уст
— Всего несколько дней назад произошло событие особого значения: СамГУПС посетили министр транспорта РФ Максим Соколов и губернатор Самарской области Николай Меркушкин. С чем был связан этот визит и каковы его итоги?
— Они приняли участие в слете бойцов молодежных студенческих отрядов «Студенческие отряды транспортной отрасли: взгляд в будущее», который проходил на базе нашего вуза. Слет стал для нас действительно значимым событием, ведь, как отметил в своем вступительном слове Максим Юрьевич, сегодня бойцы студенческих отрядов работают во многих отраслях экономики, участвуют в реализации масштабных проектов. Они были задействованы на строительстве спортивных сооружений зимних Олимпийских игр в Сочи, объектов саммита АТЭС-2012 на Дальнем Востоке, Универсиады-2013 в Казани. Меропри-ятие прошло очень хорошо, в Самару приехали команды из 14 транспортных вузов России, в которых есть стройотряды. Мы, со своей стороны, задействовали в этом мероприятии весь студенческий актив университета, пригласили в том числе первокурсников, которые станут бойцами стройотрядов в следующем году. Думаю, для них участие в мероприятии такого уровня очень важно.
Также мы показали министру наш университет, новый корпус СамГУПС и открытый недавно Центр транспортной безопасности.
Трудоустройство гарантировано
— В сентябре в университете начался новый учебный год, первокурсники приступили к занятиям. Каковы особенности этого набора? Насколько большой популярностью вуз пользуется у абитуриентов?
— Приемная кампания-2014 прошла очень успешно. По очной форме обучения на бюджетные места были зачислены 739 человек, на внебюджетные – еще 363, по заочной – 306 на бюджетные места и 447 на внебюджетные. Так что план по бюджетному набору мы выполнили полностью.
Сегодня мы практически не чувствуем конкуренции с московскими вузами, но среди региональных вузов конкуренция сегодня серьезная. Во-первых, сократилось общее количество абитуриентов: сегодня к нам приходят учиться молодые люди, которые родились в 1990-е, когда в стране был кризис рождаемости. Во-вторых (что еще более важно), государством перед вузами поставлена задача – принципиально повысить уровень выпускников. А мы понимаем, что качественного выпускника можно сделать только из качественного абитуриента, поэтому задания ЕГЭ сейчас усложняются, а вузы сами повышают минимальный проходной балл.
Еще одна особенность этого года – достаточно большой интерес к вузу со стороны иностранных студентов. Конечно, не все они поступили. Но 16 студентов из Армении, Азербайджана, Туркмении, Казахстана, Узбекистана и даже Индонезии, которые заявили о своем желании учиться у нас и успели оформить все необходимые документы, в сентябре приступили к обучению. Были заявки и от студентов из Украины.
— Какие специальности наиболее востребованы у абитуриентов? И как обстоят дела с трудоустройством выпускников?
— СамГУПС – один из немногих вузов, в которых сохраняется и действительно работает система распределения. Из выпуска 2014 года по распределению было трудоустроено 85% наших выпускников. Не стоит забывать, что наш вуз – профильный. Поэтому студенты технических специальностей гарантированно получают путевку на предприятия железнодорожной отрасли. А в большинстве регионов, в которых мы работаем, РЖД – крупнейший работодатель с самым высоким уровнем зарплат.
Университет сегодня активно взаимодействует с работодателями: почти 40% из числа абитуриентов 2014 года поступили в рамках целевого приема. Конечно, многое зависит и от самих студентов. Те, кто серьезно относится к этому вопросу, уже с 3-4 курса начинают подрабатывать и дипломный проект готовят уже на базе конкретного предприятия, на котором потом продолжают работать.
Лидер на образовательном рынке
— Вы возглавляете СамГУПС ровно год – с октября 2013 года. Какие изменения за это время произошли в университете? Как вуз будет развиваться дальше?
— На тот момент, когда я приступил в работе, ситуация в вузе была непростой. В 2013 году университету исполнилось 40 лет, в нем сложились свои традиции и устои, но значительная часть преподавательского состава, к сожалению, достигла пенсионного возраста. При этом время не стоит на месте: появляются новые технологии, меняются методики преподавания, количество информации ежегодно увеличивается в разы, и сегодня преподаватели не могут читать даже классические курсы по лекциям 20-летней давности. Для того чтобы вуз динамично развивался, в профессорско-преподавательском составе должны быть люди разных возрастов. У молодых, быть может, не всегда хватает опыта, но есть новые идеи. Представители старшего поколения могут их оценить и помочь реализовать. Поэтому уже сегодня в университете произошли большие изменения. Значительно обновился преподавательский и административный состав, происходят изменения и в структуре вуза.
Еще один важный вопрос, требующий решения, связан с выстраиванием отношений с нашими партнерами. Так, долгое время все железнодорожные вузы находились в едином министерстве с железными дорогами. Сейчас ситуация изменилась: РЖД остается нашим стратегическим партнером и заказчиком, но мы уже не работаем в одной системе, и это сказывается, например, на финансировании вуза. Не секрет, что большинство специальностей, по которым мы обучаем, требуют практической подготовки. Конечно, студенту можно рассказать про локомотив и показать картинки, но далеко на этом не уедешь, а значит, у университета должна быть хорошая материально-техническая база, которую надо содержать и обновлять. Это – лишь один из вопросов, по которому мы взаимодействуем с холдингом.
— Какие мероприятия запланированы для дальнейшего развития вуза?
— В 2013 году в рамках реализации указов президента РФ была разработана дорожная карта СамГУПС. Мы поставили перед собой достаточно амбициозную цель: через рост эффективности и качества образовательных услуг повысить конкурентоспособность и репутацию вуза как надежного партнера для предприятий транспортной отрасли. Мероприятия дорожной карты рассчитаны на период до 2018 года и предусматривают совершенствование структуры университета, повышение качества и спектра оказываемых услуг, обеспечение многоуровневой системы образования, создание эффективного механизма стимулирования сотрудников, развитие международных отношений. Итоги всей этой работы, я уверен, будут видны уже в ближайшее время.
На мировом уровне
— Расскажите подробнее о развитии международных отношений.
— Еще в 2005 году в университете был создан Центр международных связей. Его работа начиналась с участия в международной программе Tempus, в рамках которой наши аспиранты по академическому обмену проходят обучение в ведущих европейских вузах. Сегодня у нас заключены партнерские соглашения с 10 университетами из Германии, Польши, Болгарии, Словении, Швеции, Китая, Казахстана и Украины. С каждым из них у нас своя история: с кем-то отношения еще только начинаются, с кем-то мы уже давно сотрудничаем. Так, в сентябре в Самаре работала делегация университета Марибор (Словения). В ходе их визита мы и заключили официальное соглашение о партнерстве.
Самые близкие и длительные отношения у нас с Дрезденским техническим университетом, входящим в топ-8 вузов Германии. Сотрудничать с ним мы начали еще в 1970-е гг. Сейчас там уже работают наши бывшие студенты, которые стажировались там по программам обмена, так что сегодня можно говорить о взаимопроникновении наших двух вузов. Также мы вместе с Дрезденским университетом работаем по гранту по программе Tempus по экологическому менеджменту. Всего в этой программе участвуют еще три российских вуза – Уральский и Омский университеты путей сообщения, Тюменский нефтегазовый университет.
— Каким вы видите развитие этого сотрудничества в дальнейшем?
— Мы надеемся уже в ближайшее время полноценно войти в программу международного обмена: получать гранты, активнее работать в совместных проектах, приглашать к нам иностранных преподавателей. Это и языковая практика, и возможность посмотреть другие техники преподавания, манеры, подход и пр. Пока у нас работает только один преподаватель – американец, а должно быть человек 15. Тогда мы сможем сказать, что даем своим студентам образование международного уровня.
В дальнейшей перспективе рассчитываем на развитие полноценной программы двойных дипломов. Не секрет, что в 1990-е годы элита нашего общества предпочитала обучать детей в иностранных вузах. Сегодня появилась новая форма: наши студенты получают образование в России, параллельно учат иностранные языки, а затем продолжают обучаться в зарубежном университете. Они пишут и защищают дипломную работу – и на выходе имеют два диплома: российского и зарубежного вузов-партнеров. В итоге выпускник может работать на российских предприятиях или в филиалах иностранных компаний либо продолжить обучение или работу за рубежом. Такой специалист всегда будет востребован на рынке труда.
Все эти изменения произойдут не сразу, но уже через пару лет результат будет заметен!
Дмитрий Железнов
Родился в г. Новокузнецке Кемеровской области в 1965 г. В 1989 г. окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (ХабИИЖТ) по специальности «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте», после чего был принят на должность преподавателя кафедры специальных дисциплин Читинского филиала ХабИИЖТа. В 1990-1994 гг. проходил стажировку и обучался в очной аспирантуре МИИТа.
В 1994 году защитил кандидатскую диссертацию, перешел работать в Забайкальский институт железнодорожного транспорта, где прошел путь от старшего преподавателя кафедры специальных дисциплин до заведующего кафедрой «Управление процессами перевозок», декана общетехнического факультета. С 2000 по 2011 гг. занимал должность заместителя директора ЗабИЖТа по научно-исследовательской работе.
В 2012-2013 гг. работал проректором по учебной работе Иркутского государственного университета путей сообщения. В октябре 2013 года был избран ректором Самарского государственного университета путей сообщения.
Автор более 60 публикаций, сообладатель одного патента.
Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС)
Образован в 1973 году и сегодня является крупнейшим в Поволжском регионе вузом, готовящим специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для железнодорожной отрасли и транспортно-логистического кластера страны.
Университетский комплекс СамГУПС представлен в 10 городах восьми субъектов Российской Федерации: Казань, Уфа, Ижевск, Саратов, Оренбург, Пенза, Орск, Рузаевка, Алатырь, Ртищево. В составе университетского комплекса СамГУПС 10 филиалов, общий контингент студентов – около 24 000 человек.
В структуре ФГБОУ ВПО «СамГУПС» – очное и заочное отделения, шесть факультетов, 25 кафедр, научно-техническая библиотека, четыре общежития, храм, музей, учебный полигон с железнодорожной техникой, физкультурно-оздоровительный комплекс.
СамГУПС ведет разработку перспективных проектных направлений:
— алюминиевые вагоны России (проект «АВР»);
— газотурбинные технологии и газомоторное топливо на железнодорожном транспорте;
— транспортная безопасность;
— энергетическая эффективность и энергоаудит.