Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара успешно сочетает базовое образование с творческим и интеллектуальным развитием ребенка
Деятельность школы «Росток», созданной на базе Центра «Поиск» совместными усилиями школы №29 и Центра в рамках проекта «Ступени», не только эффективно помогает социализации детей, но выступает еще и профилирующим компонентом, помогающим воспитанникам в выборе будущей профессии.
Знаете, какой главной профессиональной компетенцией, по мнению экспертов, должен обладать современный педагог? Уметь мотивировать. Это волшебное свойство учителя – одаривать ученика желанием захотеть: исследовать, трудиться, искать. Строить свою личность, свою судьбу. Быть всегда в поиске.
Согласитесь, уникально редкая компетенция для современной средней школы. А вот в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Центр внешкольной работы «Поиск», который занимается дополнительным образованием детей и подростков от трех до восемнадцати лет, на ней-то все и держится! Недаром назвались «Поиском». Причем вот уже около 30 лет. Столько, сколько существует Центр, в прошлом – Дом пионеров Октябрьского района.
Директор «Поиска» Софья Железникова считает: «Ребенок в школе может быть не успешен, а у нас раскрывается. Школа – это обязательное. Хочешь, не хочешь – должен ходить. А педагог дополнительного образования должен быть таким профи, чтобы ребенок пришел и раскрылся, чтобы ему понравилось сюда ходить».
Работает коллектив педагогов на результат: воспитаннику положено участвовать в конкурсах, концертах – так он получает оценку и обратную связь, обретает вкус к успешности. А ситуация успеха запрограммирована участием во всех конкурсах. Баллы, грамоты, дипломы… Кстати, это касается и педагогов Центра: они участвуют во всех всероссийских педагогических конкурсах. В кабинете Софьи Геннадьевны грамоты, дипломы и призы, которыми отмечены она сама, Центр и его педагоги, присутствуют в таком количестве, что при желании можно было бы увешать все стены.
Это Софья Железникова придумала в свое время образовательный проект «Ступени», и с 1995 года интеграция общего и дополнительного образования в ее варианте стала назваться школа «Росток». В нее поступают выпускники студии раннего развития дошкольников Центра. Первую половину дня дети учатся в «Поиске», как в школе, а после обеда с ними занимаются педагоги Центра. Пообедали, сделали уроки – и разбегаются по кружкам. Выпускает «Росток» уже оперившихся и состоявшихся – победителями всевозможных олимпиад и конкурсов. К слову, здесь очень много проектов. Например, один из самых интересных – центр межнационального общения детей и подростков «Самарская горница», в рамках которой идет работа со всеми воскресными школами города. Каждый год завершается интернациональной сменой «Шире круг».
Образование с опорой на личностное развитие дает стабильно высокие результаты. Например, выпускники школы «Росток» 2005 года – теперь пример для всех: Глеб Егоров стал абсолютным победителем Всероссийской олимпиады школьников в 2007 году, а Георгий Хорунжев, тоже в 2007-м, победил в десятом Международном слете юных астрономов. А выпускница школы 2009 года Анастасия Михеенкова одержала победу во Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды и стала обладателем премии президента РФ 2009 года. Вот такие «ростки» дает «Поиск».
Софья Железникова,
директор Центра внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара:
— В Самаре много учреждений дополнительного образования, и у родителей есть выбор, куда вести ребенка. У нас – эстетическое, научное, физкультурно-оздоровительное направления. Есть свои планетарий, музей. Дети выезжают в экспедиции, участвуют в научных конференциях. Я очень рада, что наш Центр дает возможность раскрыться талантам детей. Будущее определяется успехами прошлого, и я очень хочу, чтобы дверь к творчеству, к осознанию своего таланта, открытая нами нашим ученикам, была всегда распахнута настежь.