«Ответственный подрядчик при ремонте дорог должен давать гарантию качества»
О том, почему разрушаются дороги, что такое щебеночно-мастичный асфальтобетон и как строить дороги качественно, журналу «Первый» рассказал директор ООО «Стройсервис» Михаил Цибин.
Елена ДОНКИНА, Хорен ГРИГОРЬЯН (фото)
— Михаил Юрьевич, расскажите, чем занимается ваша компания.
— Наша компания «Стройсервис» существует более семи лет. Мы занимаемся производством асфальтобетонных смесей, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог. У нас несколько асфальтобетонных заводов в Самарской области, которые в общей сложности могут достигать мощности более трех тысяч тонн асфальтобетонной смеси в смену.
— Какие дороги ремонтировали в этом году?
— В этом году у нас контракт с минтрансом Самарской области по капитальному ремонту автомобильной дороги. Есть контракты с администрацией Самары по ремонту улично-дорожной сети. Работаем в городских округах Новокуйбышевск и Чапаевск.
— С приходом нового губернатора и его команды изменился подход к ремонту дорог?
— Да, впервые высказано предложение по устройству автомобильных дорог из щебеночно-мастичного асфальтобетона с использованием полимерных битумных вяжущих. При ремонте и строительстве дорог они позволяют продлить эксплуатационный срок дорожного полотна в полтора-два раза.
Технология щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА) отличается более высоким содержанием щебня, свыше 70%.
Надо сказать, что технология ЩМА была разработана в Германии. Передовым опытом по применению в России обладает город Москва. Большие транспортные потоки и невозможность частого перекрытия дорог для ремонта привели к решению использовать ЩМА как на всех центральных улицах города, так и на всей площади кольцевой автодороги.
Массово в Самарской области она стала применяться в последние два года. И только в 2014 году при ремонте используются полимерно-битумные вяжущие. Это композиционный материал, получаемый путем смешения дорожных битумов, полимеров, пластификатора и иногда поверхностно-активных веществ.
— Сложнее использовать эту технологию при строительстве дорог?
— Не каждая асфальтосмесительная установка сможет произвести данный продукт. Кроме того, необходимо современное оборудование, особые марки щебня и других материалов. Есть и отличия от работы с привычными марками асфальтобетона, своя специфика технологии укладки и уплотнения смеси.
— Вы технику закупали специально для этого?
— Мы изначально думали о перспективах работы в этой отрасли и потому предвидели необходимость закупки специальной техники. Конечно, мы делали это постепенно, потому что техника довольно дорогостоящая. Практически вся наша техника – импортная: асфальтоукладчики немецкого производства, катки немецкого и чешского производства.
— Качество асфальта, уложенного по технологии ЩМА, отличается от обычного асфальтобетона?
— Да, помимо улучшенных физико-механических характеристик, ЩМА обладает повышенными эксплуатационными свойствами. Это особенно важно у нас, где в зимний период высокая износостойкость требуется для сопротивления воздействию шипованных шин, а в летний, при высоких температурах эксплуатации – более высокая устойчивость к колееобразованию.
Вообще, у нас дорожное покрытие больше всего страдает в весенний период. Процессы замораживания и оттаивания напрямую влияют на ухудшение состояния дорожного полотна. Например, на областных трассах вода быстро уходит на обочины, дорога высыхает. А в городах, к сожалению, на ряде улиц нет ливневой канализации, вода скапливается на проезжей части.
Кроме того, мало построить дорогу – ее нужно качественно обслуживать: своевременно вывозить снег, убирать наледь, отводить воду. Если все это делать, дороги будут служить гораздо дольше.
— Было еще одно нововведение: гарантия ремонта, когда подрядчик отвечает за качество работ и ремонтирует дорогу в течение нескольких лет, в случае, если это необходимо. На ваш взгляд, насколько это оправданно?
— Я считаю, что ответственный подрядчик при ремонте, конечно, должен давать гарантию. Более того, если подрядчик хочет и в дальнейшем работать в этой отрасли, он должен своевременно устранять все недостатки по гарантийным обязательствам. Гарантия нас не пугает, потому что мы стараемся строить дороги качественно. Мы их строим для себя.
— Министр транспорта региона ставил определенные задачи по использованию местных материалов при строительстве дорог. Вы как-то решаете этот вопрос?
— К сожалению, в Самарской области и ближайших регионах нет тех высокопрочных пород, которые необходимы для ЩМА. Мы используем привозной щебень, это, в основном, граниты, габбродиабазы. Железнодорожным транспортом везем с Урала.
Однако для устройства и ремонта, например, муниципальных дорог, имеющих низкую интенсивность движения, вполне применимы местные строительные материалы, что позволяет снизить расходы на такие объекты.
— С кадрами есть какие-то сложности?
— Сказать, что сложностей вообще нет, нельзя. Но мы стараемся привлекать молодые кадры. Сотрудничаем и со строительным университетом, и с колледжами, которые готовят молодежь по нашим специальностям, принимаем на практику студентов. Как правило, из 20 практикантов работать остаются один-два. Все-таки работа тяжелая, напряженная, сезонная. И немногие выдерживают этот ритм, проникаются этой профессией.
— В прошлые годы многие подрядчики заканчивали ремонт глубокой осенью, это происходило из-за того, что поздно проходили торги на ремонт дорог. В этом году изменилась ситуация?
— В этом году некоторые контракты были разыграны в июне. Конечно, нам очень бы хотелось, чтобы торги проводились раньше, потому что сезон у дорожников начинается с конца апреля и может продолжаться до конца октября. И если в начале сезона у подрядчика есть представление об объектах и объемах, то он может спланировать свою работу, он понимает, сколько нужно завезти материала, заказать битума. Есть определенный технологический процесс, мы должны его соблюдать. Говоря по-простому, девять женщин за месяц ребенка не родят. И если к работам можно приступить раньше – мы будем очень рады.
Михаил Цибин,
директор ООО «Стройсервис»:
— От лица коллектива ООО «Стройсервис» поздравляю вас с Днем дорожного работника. Вы делаете очень важное дело. Развитая дорожная сеть – это не только возможность для самарцев быстро и удобно передвигаться. Дороги – это основа экономической мощи Самарской области и нашей страны в целом. Они необходимы для развития промышленности и производства, сельского хозяйства и торговли. От нашей с вами качественной работы зависит сообщение между селами, городами, регионами.
В этот день хочу пожелать вам успехов в работе, карьерного роста, счастья и гармонии в семье. Удачи во всех начинаниях!