На Сызранском НПЗ успешно монтируется сверхтяжелое оборудование на установке гидроочистки дизельного топлива
Сегодня на место, отведенное проектом, уже встали реактор, сепаратор и колонна. Самый тяжелый агрегат – 400-тонный реактор – был поднят в рабочее положение и смонтирован на фундаменте 11 сентября. Реактор – итальянского производства. Это «сердце» новой строящейся установки гидроочистки дизельного топлива.
Павел ФИРСОВ, Игорь КАЗАНОВСКИЙ (фото)
Своими глазами
На площадку ОАО «Сызранский НПЗ», где строится установка гидроочистки дизельного топлива (ГОДТ), мы приехали в половине третьего. Рядом со стройплощадкой – 128-колесная модульная платформа Cometto, на которой реактор проделал путь от причала на берегу Волги до завода.
Сейчас платформа пуста. Операция по подъему началась около трех часов назад. Длина 400-тонного реактора 36 м, диаметр – 3,6 м. Толстостенный стальной сосуд «завис» на 38 мощных «прядях» под углом около 30 градусов и медленно, сантиметр за сантиметром, ползет вверх, поднимаясь в вертикальное положение.
На глаз это движение незаметно, как перемещение минутной стрелки в часах. Расчетная скорость – около 4 метров в час. Максимальная – до 6 метров в час. Точность позиционирования в трех плоскостях – до 1 миллиметра. На всю операцию по подъему и установке реактора по технологической карте уйдет около 9 часов. Необходимо уложиться в световой день.
Вместо привычных в таких случаях стрел автокранов прямо над фундаментом на 70-метровой высоте нависла балка портала. Она надежно опирается на широко расставленные ажурные стойки.
«В процессе монтажа задействованы две подъемные системы: B-SET («самоподъемная башня») и SBL, – поясняет руководитель службы монтажа, сотрудник группы компаний «Спецтяжавтотранс» Павел Горохов. – Такое оборудование голландской разработки сегодня существует в двух экземплярах: один комплект в США, другой – в России».
При сборке этой конструкции все работы проводятся на поверхности площадки. По мере добавления звеньев портал постепенно «вырастает» до расчетной высоты. Операцию по подъему оборудования выполняют до 10 специалистов.
Константин Стежко,
генеральный директор ОАО «Сызранский НПЗ»:
— Сегодня у нас сейчас строятся восемь технологических комплексов, объекты общезаводского хозяйства, объекты, предназначенные для поддержания экологической чистоты предприятия – как атмосферы, так и оборотной воды, которая забирается из реки Волги. На данный момент в целом по объектам модернизации общий уровень строительной готовности превышает 30%. 2014 год будет посвящен активному строительству, а в следующем, 2015-м, мы планируем приступить к пусковым операциям.
Конечной целью модернизации становится не только выпуск моторного топлива стандарта «Евро-5» (мы уже сегодня часть продукции выпускаем по этому стандарту), но и достижение эффективных производственных параметров как на уровне лучших российских предприятий, так и на мировом уровне.
Рекорды каждый день
«Убийца кранов» – так называют эти системы сами производители. За надежность, безопасность, устойчивость к неблагоприятным погодным условиям. Этот уникальный комплект способен поднять на высоту до 100 метров груз массой до 1600 тонн. Подъемные устройства приводятся в движение гидравликой. Вот прямо сейчас на 70-метровой высоте на балке портала системы B-SET работает пара гидравлических прядевых домкратов, они и поднимают реактор. А нижнюю, остропленную, часть сосуда удерживает на весу система SBL. Ее опоры катятся по специальному комплекту сборных балок-рельсов, которые проложены до самого фундамента.
Как рассказал генеральный директор ОАО «Сызранский НПЗ» Константин Стежко, по программе модернизации ОАО «НК «Роснефть» на нефтеперерабатывающих заводах компании строятся 70 новых установок. На многих из них используются толстостенные стальные реакторы, рассчитанные на высокое рабочее давление и температуру. На сегодня уже 11 таких уникальных сосудов на Ачинском, Туапсинском НПЗ, а теперь и на Сызранском НПЗ подняты и смонтированы на фундаменты с помощью подъемных систем B-SET и SBL.
Сами монтажники, попавшие в Книгу рекордов Гиннесса за доставку и подъем 1300-тонного реактора на Ачинском НПЗ, свою сегодняшнюю работу уникальной не считают. Но от этого она не становится менее значимой и ответственной для сызранцев.
На часах 15:30. На стройплощадке мы уже час. Основание реактора заметно приблизилось к фундаменту, а сам он поднялся до 45 градусов к горизонту. Подъем идет «штатно», где-то совсем рядом напрягаются электродвигатели и гидронасосы, обеспечивая рабочее давление в гидросистеме подъемного комплекса. Но шум от них заглушает рев соседних установок. Там идет пропарка агрегатов: на Сызранском НПЗ в разгаре комплексный ремонт, который обычно занимает до 40 рабочих дней.
От фундамента до пуска
На флоте есть давняя, проверенная вековым опытом традиция: капитан будущего судна или боевого корабля, будь то сверхсекретная атомная подлодка или супертанкер, проходит с ним путь от закладки до спуска на воду и достройки у заводской причальной стенки. В нефтеперерабатывающей отрасли поступают так же. Новой установки гидроочистки дизтоплива на Сызранском НПЗ пока еще нет. Как рассказал Константиин Стежко, начало пусконаладочных работ запланировано на май-июнь 2016 года. А начальник установки уже есть. Вот он, Владимир Шапак, а вместе с ним к нам подходит механик установки Сергей Нечаев.
«Вместе с подрядчиками мы фактически строим установку «с нуля», – рассказывает Владимир Шапак. – Мы участвуем в проверке документации, работаем с проектным институтом, следим за тем, чтобы все делалось в полном соответствии с проектом. А заодно изучаем все нюансы конструкции. Только так можно изучить установку от «а» до «я».
Сегодня уже известно, что в штате установки ГОДТ будет 36 сотрудников. Как пояснил Константин Стежко, для обеспечения ввода в строй и эксплуатации всех строящихся новых установок потребуется принять на работу около 800 человек. Сегодня предприятие активно занимается переобучением, подготовкой кадров с использованием компьютерных тренажеров, стажировок на других предприятиях НК «Роснефть».
За последний год на Сызранский НПЗ принято 47 молодых выпускников вузов и техникумов, а в следующем году прием увеличится. «Мы с уверенностью можем сказать, что потребность в кадрах будет полностью удовлетворена», – говорит Константин Стежко.
Стратегические задачи
Сегодня на Сызранском НПЗ строятся восемь технологических комплексов, объекты общезаводского хозяйства, объекты, предназначенные для поддержания экологической чистоты предприятия. В целом по объектам программы модернизации уровень строительной готовности превысил 30%. В 2014 году главная задача этой программы – активное ведение строительно-монтажных работ. В следующем, 2015-м, планируется приступить к пусконаладочным операциям на ряде установок.
Цель модернизации – не только полный переход на выпуск экологически чистого бензина и дизтоплива класса 5 по Техническому регламенту (он соответствует стандарту «Евро-5»). Как пояснил Константин Стежко, параллельно с этим ведется работа по повышению эффективности производства. И с точки зрения энергоэффективности, и с точки зрения глубины переработки нефти. И, разумеется, модернизация должна увеличить отбор светлых нефтепродуктов – бензина и дизельного топлива, продуктов, наиболее востребованных конечным потребителем.
Когда мы покидали стройплощадку, было без минуты 16 часов. Реактор добрался почти до 60 градусов к горизонту. Скорость подъема постоянна, но чем ближе к вертикали, тем угол увеличивается быстрее – таковы законы тригонометрии. В расчетное время стальную махину аккуратно опустили на анкерные болты, намертво соединив с фундаментом. Через несколько дней настала очередь многотонного сепаратора. Здесь технология попроще – этот агрегат монтировался в горизонтальном положении. А сейчас уже начат монтаж технологических эстакад, обвязка трубопроводами, монтаж и настройка контрольно-измерительной аппаратуры и автоматики…
До вывода установки ГОДТ на режим остается меньше полутора лет.