Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира
Основная цель педагогов МБДОУ детского сада №240 г.о. Самара – всестороннее формирование личности ребенка, подготовка к обучению в школе, формирование у детей современного уровня знаний, развитие их интеллектуального потенциала, творческих способностей и дарований.
Светлана СМИРНОВА, Ирина СЕДЫХ (фото)
В детском саду №240 для воспитания и обучения детей используется Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы». В дополнение к основной применяются так называемые парциальные программы дошкольного образования: «Физкультурные занятия с детьми», «Развитие речи в детском саду», «Здравствуй, мир!», «Математические ступеньки», «Конструирование и художественный труд в детском саду», «Цветные ладошки» (лепка, рисование, аппликация), музыкальные занятия.
Серьезное внимание уделяется сохранению здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Дошкольникам прививают основы здорового образа жизни и любовь к физкультуре и спорту – для этого в группах есть необходимое оборудование и методическое обеспечение.
На протяжении нескольких лет ведется работа по внедрению детского экспериментирования в практику работы детсада. Педагоги МБДОУ №240 считают, что оно благотворно влияет на целостное развитие ребенка: активизацию мыслительных процессов, развитие речи, творческих способностей, возникновение познавательного интереса к окружающему, положительно влияет на эмоциональную сферу.
Условия в лаборатории детского экспериментирования детсада №240 приближены к настоящей экспериментальной лаборатории. Здесь собран необходимый материал для опытов и экспериментов, направленных на ознакомление детей с различными свойствами окружающих предметов и явлений, с законами природы и их применением в собственной жизнедеятельности. В группах же воспитателями организованы «Центры науки» в соответствии с возрастом детей, а для детей старших и подготовительных групп многие годы действует кружок «Почемучка».
В январе 2013 года на базе МБДОУ №240 было успешно проведено методическое объединение «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира» с демонстрацией образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие по Реке времени: история жилища и благоустройства», где присутствовали воспитатели самарских детских садов, представители от Центра развития образования и территориального информационного методического отдела Советского района. Мероприятие было отмечено похвальными грамотами за содержательность, целостность и занимательность.
В течение многих лет педагогический коллектив и воспитанники детсада представляют свое творчество на городских конкурсах, выставках, мероприятиях. Воспитанники, активно участвующие в районных и городских фестивалях детского творчества – таких, как «Мир глазами ребенка», «Я познаю мир», «Радуга талантов», «Росточек», – неоднократно награждались дипломами за исполнительское мастерство.
Ежегодно детский сад №240 участвует в конкурсах на лучшее новогоднее оформление ДОУ и прилегающей к нему территории и в летнем конкурсе по благоустройству и озеленению ДОУ – и нередко занимает призовые места. Например, в 2014 г. садик занял первое место в районном конкурсе по озеленению.
Нина Свищева,
заведующая детским садом №240:
— Мы принимаем ребенка таким, какой он есть. Уважаем каждого маленького члена нашего общества, верим, что каждый ребенок – талантливая, уникальная, творческая личность. Мы – за свободное развитие. Предоставляя ребенку право выбора, мы стимулируем развитие навыков самодисциплины, независимости, самостоятельности, ответственности, способствуем формированию высокой самооценки. Мы верим в то, что дети – наше будущее, и оно прекрасно.
Юлия Муренина,
старший воспитатель детского сада №240:
— Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.