Время больших возможностей 1

Время больших возможностей

23 октября 2014

Вячеслав Малеев уверен, что бизнес должен получить особый статус

Качественно объяснить проблемы импортозамещения сегодня может только человек, глубоко погруженный в эти процессы и находящийся на переднем крае борьбы за российский рынок. Сегодня для «Первого» эти вопросы прокомментировал депутат Самарской губернской думы, председатель комитета по местному самоуправлению, член комитета по промышленности областного парламента, президент промышленной группы «Автоком» Вячеслав Малеев.

Алевтина ЛУКЬЯНОВА, Олег ДАВЫДОВ (фото)

Кризис как шанс


— Тема санкций – сегодня одна из самых актуальных. В этой связи проблема импортозамещения выходит на первый план. Как вы реагируете на эти вызовы? Подготовили уже производственные мощности?
— Вызовы – наверное, самое точное слово для обозначения тех мероприятий, которые по отношению к нашей стране проводят США. И на вызов, на борьбу с ними нас должны двигать здоровые мотивы, основанные на развитии. Нам нужно понимать, как мы будем защищать себя и свой бизнес, свою страну, свою экономику. Конечно, то, что сейчас происходит, для России – очередное испытание, поскольку экономические санкции существуют и надо отдавать себе трезвый отчет, что они будут усугубляться и для этого найдутся новые причины. Происходит передел рынка, экономических отношений, переустройство мира в целом. Однополярность мира, существовавшая почти целое столетие, рушится. Надо быть готовым к тому, что нас ждет непростой, проблемный с экономической точки зрения период жизни, пока мы не выработаем новые условия, методы и инструменты, чтобы уйти от жесткой сырьевой зависимости, пока мы не научимся создавать качественный конкурентоспособный продукт и успешно продавать его на мировом рынке. И для нас, тех, кто занимается промышленным производством, – это серьезное испытание, но, вместе с тем, и огромный шанс. Точно такой же шанс сегодня дан и тем, кто занимается сельским хозяйством. И те, кто им воспользуется, сможет переориентироваться, запустить переработку и создать качественную продукцию, в которой заинтересован потребитель, окажутся на высоте.
На мой взгляд, сейчас именно в сельском хозяйстве у нас наметились серьезные перемены в сторону развития, тем более что по всей стране уже давно вкладывались серьезные средства в это направление. Меня очень радует урожай, который в этом году собрали в Самарской области, – 2 миллиона тонн зерна, такого не было очень давно. У нас в Безенчукском районе, например, собрали больше 80 000 тонн зерна – последний раз такой результат был 25 лет назад! Люди района горды тем, что в рейтинге муниципалитетов Самарской области по совокупности показателей мы поднялись с 31 на 4 место.
Что касается промышленной группы компаний «Автоком», мы производим разные виды продукции: газоперекачивающие агрегаты и комплектующие для предприятий Газпрома.
Например, мы активно участвуем в проекте «Сила Сибири», в поставках оборудования на «Южный поток». Если вернуться к вопросу о санкциях, то в этом случае они в нашу пользу, поскольку развернули страну к реализации этих проектов. Мы участвуем в программе по созданию унифицированного агрегата для перекачки газа, а это очень серьезная тема, которая определяет перспективы работы не только на период санкций, но и на долгие годы вперед, поскольку касается строительства новых объектов и модернизации действующих станций, обслуживающих предприятия компании «Газпром».
Производим мы и много видов продукции для военно-промышленного комплекса – от автомобильных стеклоочистителей, реле и датчиков до специальных комнат по перевозке оружия, специализированных автомобилей для ремонта бронетехники в полевых условиях и т.д. Этот сегмент у нас тоже неплохо развивается, имеет хорошую загрузку, конечно, не как в советский период, но тем не менее заказы у нас неплохие, грех жаловаться.
Занимаемся мы и производством автокомпонентов, как раз этот сегмент подвержен сегодня наиболее серьезным испытаниям. Но я всегда помню о том, что, например, компания «Тойота» стала компанией в ее нынешнем понимании только тогда, когда попала в серьезный кризис. Именно тогда они нашли новые формы работы, новое видение бизнеса, занялись совершенствованием и оптимизировали свою структуру таким образом, что даже в условиях кризиса он стал для них прибыльным. В 1956 году компанию возглавил господин Тайити Оно, который провел полную модернизацию управления, применил систему «Кайдзен», что в переводе означает «непрерывное улучшение». И мы на своих предприятиях используем эту систему непрерывного улучшения и бережливого производства. Мы хорошо понимаем, каким образом надо сжать структуру и оптимизировать все процессы для того, чтобы работать в плюсовой зоне. Хотя сегодня это чрезвычайно тяжело, поскольку ситуация меняется совершенно спонтанно: автозаводы то запускаются, то также неожиданно останавливаются. Корректировки планов приходят еженедельно, что, конечно, стабильности не прибавляет.

20110720_Davidoff-studio_6986

Поддерживать своих
— Появились ли какие-то законопроекты в Самарской губернской думе в связи с новыми трендами в политике государства?
— В прошлом году у нас сложился конструктивный диалог с министерством промышленности, в ходе которого была разработана программа развития промышленности Самарской области, появились определенные цели и задачи, понимание, что именно нужно делать и куда двигаться. Основной акцент в этом документе делается на инновационный путь развития промышленных предприятий, на техническое и технологическое переоснащение, на модернизацию их энергетических систем. Все эти мероприятия теперь поддерживаются из бюджета Самарской области.
— В связи с санкциями в этой политике будут происходить корректировки?
— На мой взгляд, главная задача сегодня для промышленных предприятий – возможность переоснащать производство, закупать современное оборудование, внедрять новые технологии, что, безусловно, в конечном итоге положительным образом отразится на качестве и количестве выпуска-емой продукции. Именно потому в закон о бюджете этого года мы включили положение о компенсации предприятиям процентов, выплачиваемых ими по кредитам, которые направляются на инвестиции и энергомодернизацию производств. Губернатор поддержал нашу инициативу, дал поручение о включении этого положения в бюджет, и сегодня этот механизм уже работает. Я знаю ряд предприятий (в том числе и наше), которые, имея все основания для компенсаций, подали необходимые документы в правительство Самарской области. Надеюсь, эти мероприятия будут только разворачиваться, и у еще большего числа компаний появится возможность воспользоваться льготами. Ведь, к сожалению, в последние годы некоторые местные производители начали серьезно проигрывать в конкурентной борьбе с зарубежными компаниями, открывающими здесь производство. У них дешевые деньги, региональные власти предоставляют им бесплатно землю под строительство, коммуникации, подводят дороги – им создают все условия, а собственный бизнес остается в роли провинившегося. Получается, наше производство необходимо модернизировать в сжатые сроки, а это не настолько затратно, т.к. нужно всего лишь скомпенсировать ставки кредитования, а остальное предприятия сделают сами. Очень важно, чтобы банки начали кредитование инвестиционных проектов. Я считаю, необходимо власти и дальше поддерживать отечественные предприятия, ведь мы уже работаем и сегодня платим налоги, наполняя бюджет Самарской области.
— Сегодня в отечественном промышленном секторе можно условно выделить три стратегии развития. Одна – совместное предприятие с постепенным трансфером технологий. Вторая – опора на собственные силы. И третья – строительство иностранцами собственного производства в России. Как вы оцениваете перспективы каждого из этих направлений? Какие из них у вас в компании положены в основу стратегии развития?
— Мы в «Автокоме», с одной стороны, развиваем собственные предприятия, стараемся сделать их конкурентоспособными, отвечающими современным требованиям по качеству, оснащению, по культуре производства, по самому продукту. А с другой стороны, широко используем практику совместных предприятий. Мы активно применяем опыт, технологии и подходы наших иностранных партнеров, видим, какую идеологию они исповедуют, учимся у них.
Командная работа
— Можете ли привести примеры эффективного сотрудничества с иностранными партнерами?
— У нас есть партнеры из Испании, наша компания «СIE Автоком» работает в сегментах мехобработки, обработки деталей из пластика, в сегменте штамповки. У нас есть российско-индийское предприятие в партнерстве с компанией «Рутц», производим звуковые сигналы. Мы поставляем комплектующие практически во все страны мира – в Северную Америку, в Южную Америку, Бразилию, Европу. И когда вам начинают рассказывать, что русские не способны производить качественную продукцию, – не верьте! Я со всей ответственностью заявляю, что на автомобилях марок «Феррари», «Мерседес», «Порше», «Фольксваген» стоят тормозные поршни, произведенные на нашем заводе, находящемся в Ивановской области. Эти изделия отвечают последним требованиям времени. Это очень точная деталь в автомобиле, поскольку находится в его тормозной системе, тем более в мощных, скоростных моделях. Есть такой показатель – нормы PPM (количество бракованных изделий на миллион штук). Так вот у нас этот показатель равен нулю. Мы продолжаем работать над другими проектами и продуктовыми линейками по улучшению качества.
— Большинство предприятий в нашей стране с удовольствием покупали бы российское, но зачастую не могут, потому что нет современного продукта. Это, на ваш взгляд, одна из тем импортозамещения? Что нужно сделать, чтобы изменить эту ситуацию?
— Любая производственная цепочка несет в себе две составляющие – технологии и квалифицированные кадры. С одной стороны, ты должен иметь хорошее оборудование, с другой – непрерывно обучать персонал работать на этом оборудовании, искать новые продукты, новые технические решения, новые материалы, улучшающие потребительские свойства этих продуктов. Так что это командная работа, включающая в себя целый ряд различных факторов, которые в совокупности дают отличный эффект, когда ты можешь конкурировать с кем угодно. Почему же у нас сегодня такая проблема с переоснащением производства? Все упирается в чрезвычайно дорогие кредиты. Инвестиционные кредиты должны быть на уровне 6-7 процентов, а никак не 17-18. И потом, должна быть доступная процедура получения инвестиционного кредита. Ведь не секрет, что сегодня это настолько сложно, что многие предприятия берут короткие кредиты и пускают их на свои инвестиционные нужды. А это, в частности, лишает их возможности воспользоваться льготами, которые предоставляет им государство как на региональном, так и на федеральных уровнях. Я имею в виду компенсацию процентов по инвестиционным кредитам, о которой уже ранее рассказал более подробно.
— В Самарской области автомобильный кластер – традиционно один из приоритетных. Какую долю занимает в нем ваша промышленная группа? Есть ли, на ваш взгляд, шанс существенно потеснить импорт на этом рынке? Может быть, у вас есть собственный волшебный рецепт?
— Никакого волшебного рецепта у меня нет. Все рецепты давно известны: производи как можно больше качественной продукции и как можно меньше расходуй на это средств и ресурсов. Формула предельно проста: «качество наименьшей ценой». Что касается занимаемой доли на рынке производства автокомпонентов, не могу ответить однозначно. Есть определенные продуктовые линейки (например, стеклоочистители, тросовая группа, звуковые сигналы), где мы занимаем до 80 процентов рынка. Есть другие сегменты, где мы просто присутствуем, там небольшой процент. Наша промышленная группа производит свыше 800 наименований изделий. Мы поставляем свою продукцию на заводы, производящие тракторы, автобусы, грузовую технику, тепловозы, не говоря уж о легковых автомобилях. Мы охватываем практически весь автомобильный рынок. Пока еще присутствуем не на всех заводах и компаниях, которые построили свои сборочные производства в России после 2005 года, согласно постановлению №166 правительства РФ. Но уже ведем переговоры с компанией «Тойота», делаем попытки захода на «Ниссан», работаем с компанией «Фольксваген». Я уверен, что и эти двери мы в конце концов откроем.
Правительство принимает немало мер по поддержке российского автопрома, однако новые требования собственников, например, «АВТОВАЗа», приводят к тому, что значительно сокращается количество отечественных поставщиков автокомпонентов. Еще пять лет назад было более 300, а сейчас осталось около 100. Это нормальная ситуация? Сколько должно в конце концов остаться поставщиков?
Говоря об «АВТОВАЗе» и всей автомобильной промышленности в целом, стоит непременно говорить о том, что этот сектор экономики способен создавать вокруг себя особый рынок. Так происходит во всем мире. Это наблюдалось и в Самарской области. Люди, работающие на «АВТОВАЗе» и на предприятиях, которые производили комплектующие для этого завода, становились и покупателями этих автомобилей. Они каждый день видели эти машины, привыкали к ним, знали их сильные и слабые стороны. Точно так же, как когда-то Генри Форд стал первым, кто решил продавать своим рабочим автомобили, которые они сами же и производили. В 2008 году мы с Владиславом Капустиным, работавшим тогда в должности министра экономического развития Самарской области, провели анализ поставщиков «АВТОВАЗа и выяснили, что на тот момент в прямых отношениях с «АВТОВАЗом» в губернии работали 323 предприятия с общей численностью сотрудников 320 000 человек. И это, как мы уже заметили, еще и потенциальные покупатели вазовской продукции. Сегодня эта цифра сократилась до 80 000 человек и менее 90 предприятий. Урон для Самарской области, как и для российского автопрома, и для экономики страны в целом, огромен.
— Предполагалось, что организация современных сборочных производств должны привнести в Россию новые технологии автомобильной промышленности, а также обеспечить нам локализацию комплекту-ющих не менее 30%. Вы вписались в этот процесс? Если да, то насколько?
— Автоконцерны, подписавшие соглашения на основании постановления №166, имеют четко прописанные сроки и объемы локализации комплектующих. Сейчас наступил период, когда большинство из них должны 30% компонентов покупать у российских производителей. Значительную часть производства взяли на себя отечественные заводы, но на поставки сложных систем и модулей в сборе в Россию пришли крупные мировые компании – такие, как Faurecia, Lear, Bosch, Pirelli, Visteon и т.д. Для нас эти фирмы служат новым рынком с очень хорошим потенциалом. Все наши предприятия активно занимаются разработкой проектов для поставок им комплектующих. Мы уже сегодня ведем поставки на Faurecia, Lear, Visteon; есть заявки от Bosch, над которыми мы работаем. Для нас крайне важно, чтобы правительство РФ сохранило требования по сохранению графиков локализации комплектующих для автомобильных сборочных заводов.
-Насколько, по-вашему, сегодня в бизнесе важна роль личности? Хватает ли лидеров, которые увлечены своими предприятиями, занимаются их развитием, а не уповают на доброго царя, на панацею очередных неотложных мер господдержки или упрекают во всем оказавшихся более профессиональными конкурентов?
— Я – жесткий приверженец концепции, что кадры решают все, в любой ситуации. Будь у вас самый успешный бизнес, но если вы поручите им управлять безответственному дилетанту, он угробит ваш бизнес.А если во главе слабого, буксу-ющего бизнеса поставите профессионала – сразу увидите, как ситуация будет выравниваться. Зависимость здесь очень жесткая, и ничего с этим не поделаешь. Какую бы систему управления ты ни создавал – на предприятии ли, в муниципальном образовании ли, в регионе ли России –
все зависит от конкретных людей. Я уверен в том, что люди с высоким интеллектуальным потенциалом подбирают себе подобных и стараются продвигать процессы вперед. Люди же со слабым потенциалом, представляя себя незаменимыми, оставляют вокруг себя выжженное поле, и как следствие, очень скоро начинается процесс стагнации. Можно менять систему выборов, систему назначений – в любом случае, кадры решают все.
— Достаточно ли у вас в ваших компаниях таких кадров?
— Что вы! Дефицит таких кадров огромен, невероятный дефицит кадров в России! Потому что мы слишком мало обучали своих людей, слишком долго разгоняли систему бережливого производства, мы не научили своих людей считать деньги, не заточили их на финансовый результат, на экономику, основанную на технологических решениях. Главное – мы должны научиться создавать любой продукт в виде услуги, в виде товара. Этот продукт должен быть высокого качества и по доступной цене. И под это заточить коллективы. Там у нас должны возникнуть руководители этих процессов, настоящие лидеры, конструктивные оптимисты.
— Вот с оптимистами в России, кажется, как-то не очень, столько вокруг людей, которые не верят в завтрашний день…
— А почему возникает этот пессимизм? В последнее время мне довольно часто приходится затрагивать эту тему. Себя я отношу к людям дела, я – производственник. Мне очень нравится созидать, делать что-то полезное, чтобы двигать вперед наши предприятия, наш регион. Я не люблю стоять на месте, я – спортсмен. Когда мы выезжаем на трассу, участвуя в гонке, мы не смотрим на отстающих, а ориентируемся на тех, кто впереди нас. Мы стараемся их догнать и обогнать, мы делаем для этого все возможное: настраиваем машины, настраиваем процесс для того, чтобы стать лучшим. Так и в жизни. Если мы сегодня будем строить стадионы, качественные дороги, в больницах вовремя менять оборудование, делать хорошие ремонты по реальным, а не завышенным расценкам, научимся, наконец, эффективно расходовать деньги и делать жизнь вокруг себя лучше – мы будем и в завтрашний день смотреть с оптимизмом. Но если все время лежать на диване, смотреть в окно на переполненный мусорный бак и сетовать, дескать, опять не вывезли… Какой уж тут оптимизм! А всего-то надо встать с дивана, дойти до управляющей компании и объяснить работающим там, что если завтра они не вывезут этот мусор, то послезавтра будут приняты определенные меры. Нельзя быть равнодушным – ни к своему подъезду, ни к мусору во дворе, ни к ямам на дороге напротив твоего дома. Я знаю, какие суммы мы заложили в бюджете Самарской области на спорт, на дороги, сколько уже отремонтировали школ, как и на что тратим эти деньги. И я вижу, как реально меняется жизнь вокруг нас, и понимаю, что сами мы тоже меняемся. Думаю, что и такой большой процент проголосовавших на выборах за губернатора Самарской области Николая Ивановича Меркушкина – есть прямое подтверждение того, что люди хотят перемен. Они увидели, что перемены начались, и просто их поддержали. Я вообще неисправимый оптимист. Встаньте, начните действовать, и жизнь ваша непременно изменится в лучшую сторону.
— Насколько сегодня трудно защитить инвестиции на территории России, а также насколько сложно взаимодействовать с муниципальными, региональными и федеральными властями?
— Сразу напрашивается встречный вопрос – а кто нападает? Рейдерства на территории страны сейчас практически не осталось. В любом случае, это не системные вещи, эпоха бандитских переделов давно ушла в небытие. Какие-то единичные случаи бывают везде, в любом государстве, от этого никто не застрахован. Важно отметить другое: сегодня в России созданы условия для развития бизнеса, есть возможности для инвестирования. Инвесторов готовы принять и поддержать в каждом регионе России, а если это проект федерального уровня, то, я вас уверяю, поддержка найдется и на уровне министерства экономического развития РФ. Будут предоставлены все возможные льготы, энергетическое обеспечение, сопровождение по линии региона и правительства РФ. Сегодня инвестиционное поле в России очень хорошее. Перед инвестором откроются все двери, если он заявит о том, что у него есть перспективный проект и финансовые возможности для его реализации. Разумеется, нельзя сказать, что у нас все в этом плане идеально. Проблемы есть, и их нужно решать, но вместе с тем, старт-ап сейчас очень хороший. Наше время – время возможностей, другое дело, кто и как ими сумеет воспользоваться. Я считаю, что сегодня в России, имея хорошие интеллектуальные способности, довольно легко себя реализовать. В той же Европе или Америке это сделать намного сложнее.
— Что нужно тем, кто сегодня работает в реальном промышленном секторе, от государства, кроме того, что оно уже делает?
— Очень нужно дешевое финансирование, потому что в условиях резко падающего рынка и спроса на продукцию необходимо сделать все возможное, чтобы минимизировать потери для бизнеса. Сейчас, в условиях кризиса, нужно дать возможность российскому бизнесу выжить и не мешать ему развиваться. Потому что именно бизнес создает рабочие места и своими налогами наполняет бюджеты всех уровней, а значит гарантирует выплаты зарплат бюджетникам, пенсий, обес-печение всех социальных программ в стране. Сегодня бизнес нужно взять под охрану и ни в коем случае не менять ни налоговую политику, ни тарифную. Снижать налоги и тарифы можно, повышать нельзя ни в коем случае. И еще – важно создать дополнительные условия для инвесторов. Бизнес в нашей стране должен, наконец, получить особый статус, все должны понимать, что именно он наполняет бюджеты всех уровней деньгами.

Обсуждение закрыто.