В кризисные моменты экономики бизнесу нужно развиваться
Директор крупнейшего туроператора в Самарской области по зарубежным турам и речным круизам «Спутник-Гермес» Наталья Денисова рассказала «Первому» о том, что происходит сегодня на туристическом рынке Самарской области, как компания пережила банкротство московских операторов и почему нужно развивать бизнес в период экономического спада.
Елена ДОНКИНА, Ирина СЕДЫХ (фото)
— Как вы оцениваете ситуацию на туристическом рынке России и Самарской области?
— Как в любом бизнесе, как в любом процессе – и политическом, и экономическом, – в отрасли туризма происходит глобализация. Это общемировая тенденция, связанная с приведением отрасли к единому знаменателю. Наверное, это правильно. То, что творилось в последние годы в туризме, иначе, как безобразием, не назовешь. Туристические компании открывались повсеместно: при парикмахерских, при юридических конторах, при салонах красоты. Люди, не имеющие ни должного образования, ни опыта работы в сфере туризма, оказывали услуги, основываясь только на принципе «чем дешевле, тем лучше для клиента».
Меня всегда удивляло, что заказчики не понимают опасности работы с партнерами, у которых цена тура дешевле его себестоимости. В любой отрасли есть специалисты, которых мы выбираем однажды и потом работаем только с ними. Мы ходим к одному парикмахеру, к одному стоматологу и т.д. Так почему, собираясь отдыхать, мы выбираем агентство, не задумываясь о его репутации, стабильности, а зачастую руководствуясь только вопросом цены тура? Почему мы доверяем свой отдых людям, которых видим порой в первый раз? Ответы на эти вопросы люди должны давать себе сами.
— Вас затронуло банкротство крупных российских операторов – таких, как «Лабиринт», «Южный крест»?
— Мы не работали с компаниями «Южный крест», «Инна тур», «Ланта тур», «Капитал». И когда они ушли с рынка, мне все говорили: «Ты как будто знала, что это произойдет». Я, конечно, не знала. Я просто видела динамику происходящего в этих компаниях, сравнивала и интуитивно принимала решения о безопасности своей компании.
А с «Лабиринтом» мы сотрудничали… Он входил в пятерку крупнейших туроператоров, длительное время осуществлял свою деятельность, имел многочисленные вылеты из Самары, финансовые гарантии, был членом ассоциации «Турпомощь». И когда оператор ушел с рынка, конечно, мы не бросили своих туристов, активно помогали собирать документы для подачи в страховую компанию, экономя их время, подготовили весь пакет документов так, что их принимали с первого раза.
Всем туристам была возвращена комиссия, были предложены скидки на туристические продукты других туроператоров, которые мы предоставляли из причитающейся нам комиссии, предоставили бесплатные авиабилеты по своим туроператорским направлениям, а также 50% скидки на речные круизы компании «Спутник-Гермес». С каждым клиентом мы работали индивидуально.
То, что происходило летом и осенью на туристическом рынке, – это естественный отбор. Выживали те операторы, которые здраво подходили к ситуации со снижением спроса, увеличением курса валют, демпингу. Кто выжил – те не наращивали объемы, а разумно сокращали программы, чтобы не нести убытки.
Однако с уходом части крупных операторов беды в туризме не закончились, и сейчас как крупный, так и малый бизнес переживает резкое падение спроса в связи со сложившимся ухудшением финансовой ситуации в стране.
— Как «Спутник-Гермес» реагирует на кризисные явления в экономике?
— Несмотря на сложное время, компания развивается. Мы не уволили ни одного сотрудника, хотя так же, как и другие, были вынуждены минимизировать затраты. Более того, сейчас мы планируем реализацию новых проектов. Я не буду о них рассказывать, мы пока держим это в тайне, но весной вы о них узнаете.
В кризис надо или наступать, потому что освобождаются ниши и появляются новые возможности, или затаиться. Мы таиться не будем, мы будем наступать. У компании есть финансовые ресурсы, которые позволят это сделать, есть все возможности для развития. В компании работает штат профессиональных людей, мы занимаемся обучением, у нас развита система мотивации.
— Какие направления вы сейчас развиваете?
— Мы ведем разноплановый бизнес. У нас в собственности один теплоход и еще три мы арендуем. Мы содержим их и ремонтируем с помощью профессиональных лицензированных компаний, подбираем кадры на теп-лоходы, сами обучаем людей. Все теплоходы ежегодно проходят проверку в речном регистре. Это очень большая и серьезная работа.
Мы развиваем направление корпоративного обслуживания. У нас есть клиенты, которые доверяют нам корпоративный отдых своих сотрудников на протяжении уже десяти и более лет. Мы участвовали в четырех бизнес-миссиях в Крыму и задумываемся о начале перевозок на полуостров.
У нас большой операторский отдел, который занимается зарубежными направлениями отдыха, и мы, несмотря ни на что, поддерживаем неплохие объемы продаж туров в Европу, ОАЭ, Шри-Ланку.
У нас есть большой каталог лечебных туров. Мы занимаемся такими направлениями, о которых не знает никто в Самаре. Это лечение сахарного диабета на курорте в Сербии, мы раскручиваем курорт Пиештяны в Словакии, который специализируется на лечении опорно-двигательного аппарата.
Мы подписали очень интересный контракт с моими давними партнерами и друзьями в Одессе. Они организуют речные круизы по рекам Европы: по Роне во Франции и Рейну в Германии, по Дунаю.
Сейчас мы занимаемся развитием такого направления туризма, как морские круизы. Мы являемся представителями многих круизных компаний, у нас есть система онлайн-бронирования морских круизов.
— Вам интересны проекты в Самарской области?
— Да, конечно, мы активно развиваем городские экскурсии и активно-познавательные туры по области. Если говорить про городские маршруты, то это обзорные экскурсии по Самаре с тематическими направленностями. Среди загородных маршрутов наиболее популярны водные прогулки и экскурсии на правый берег Волги, в национальный парк «Самарская Лука» и Жигулевский заповедник. Уже сейчас на новогодние каникулы мы собрали восемь автобусов (300 чел.) на тур выходного дня в Тольятти: «Цирк Дю Солей + В гости к хаски».
Вообще, Самарская область имеет высокую туристическую привлекательность уже потому, что располагает уникальными природно-ландшафтными богатствами: река Волга, живописный берег и пляжи, Жигулевские горы, эндемичные растения и животные. Кроме того, у области богатая история и достойные историко-культурные объекты. Так что туристический потенциал весьма разнообразен!
К сожалению, долгое время не было хозяина в губернии. Но сейчас видны позитивные процессы: у нас строятся дороги, ремонтируются парки, устанавливаются памятники… Но мне как жителю Самары, человеку, который любит свой город, хотелось бы, чтобы все это делалось еще «вчера».
— После банкротства московских компаний надзорные ведомства проводили проверки местных игроков. Коснулись ли они вашей компании?
— Да, компанию ООО «Спутник-Гермес» тоже проверяли. Каких-либо крупных нарушений выявлено не было. Есть чисто рабочие вопросы. Например, наш договор содержал пункт об информировании туристов о том, что фактически понесенные расходы зависят от сроков аннуляции и могут достигать 100%, но, как мы с вами понимаем, это вовсе не означает, что компанией «Спутник-Гермес» установлен размер фактически понесенных расходов, подлежащих обязательному удержанию, поскольку не закреплен срок, в который такие расходы могут возникнуть. Данный пункт носит информативный характер и позволяет потребителю своевременно принять решение о заключении договора страхования от невозможности совершения поездки, который позволил бы в дальнейшем минимизировать затраты туриста.
Мы написали в ведомство ответное письмо с просьбой разъяснить нам выявленное нарушение. Все расходы туроператор подтверждает документально. Компания «Спутник-Гермес» всегда идет навстречу своим клиентам и делает все возможное, чтобы минимизировать расходы наших туристов. Нельзя здесь винить прокуратуру. Они выполняют свою работу. Туристическое законодательство у нас, к сожалению, не совершенно. Но это рабочие вопросы, которые мы конечно решим.