Компактный вариант

Компактный вариант

20 ноября 2014

Приоритет бюджета региона – социальная направленность

Правительство Самарской области одобрило проект регионального бюджета на 2015 год
и плановый период 2016-2017 годов. Несмотря на непростую ситуацию в российской экономике,
в бюджете увеличено финансирование мер социальной поддержки населения,
в полном объеме будут выполнены обязательства по индексированию зарплат бюджетников.

Павел ФИРСОВ, Владимир Котмишев (фото) «Волжская коммуна»

Базовый сценарий
Проект регионального бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов представлял заместитель председателя правительства Самарской области – министр управления финансами Сергей Кандеев. По его словам, в основу проекта положен базовый сценарий прогноза социально-экономического развития региона на 2015 год. Он учитывает непростую ситуацию, которая сегодня сложилась в российской экономике. Учтен и тот факт, что даже в этих условиях экономические показатели Самарской области лучше общероссийских. По информации Сергея Кандеева, общие доходы областного бюджета в 2015 году составят 129,2 млрд рублей, в 2016-м – 140,8 млрд рублей, в 2017-м году – 150,1 млрд рублей. А расходы составят в 2015 году 138,250 млрд рублей, в 2016-м – 142,235 млрд рублей, в 2017-м – 151,506 млрд рублей. В представленном проекте объемы доходной и расходной частей бюджетов 2015 и 2016 годов меньше, чем плановые показатели, утвержденные для этого периода год назад. Бюджет стал компактнее, и по-другому нельзя: экономическая ситуация в стране в конце 2014 года значительно жестче, чем предполагали год назад.
На что же пойдут бюджетные средства? Один из центральных приоритетов – социальные расходы.
«В условиях экономии не пострадают социальная сфера, медицина, спорт, продолжится практика повышения зарплат сотрудникам бюджетной сферы. В соответствии с указами президента России эта практика будет продолжена», – гарантировал губернатор Самарской области Николай Меркушкин. Так и сделано. В частности, в 2015 году общий объем ассигнований, направленных на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, составит 24,784 млрд рублей. По отношению к 2013 году рост этих расходов превысит 7 млрд рублей. Расходы на оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в 2015 году предусмотрены в объеме 22,3 млрд рублей, в том числе 17,4 млрд рублей – за счет собственных доходов областного бюджета.
Как отметил Сергей Кандеев, по сравнению с 2013 годом объем социальных расходов, финансируемых за счет собственных средств региона, вырастет на 2,3 млрд руб-лей.
Конечно, не забыта и медицина. Межбюджетные трансферты фонду обязательного медицинского страхования (ОМС) предусмотрены в сумме 11,0 млрд рублей. Из них на ОМС неработающего населения – 10,8 млрд рублей, это на 35,4% больше расходов 2014 года.

Удалось решить проблемы
«Бюджет на 2015 год будет сложнее, чем бюджеты прошлых лет, – предупреждал губернатор Самарской области Николай Меркушкин еще накануне верстки регионального бюджета. Связано это, в первую очередь, с ценой на нефть.
«Если в 2012 году цена доходила до 126 долларов за баррель и достаточно долго держалась, сейчас мы имеем цену в 85 долларов, и это огромная разница. К сожалению, Самарская область очень сильно привязана к нефти, многие крупные налогоплательщики региона связаны с экспортом «черного золота»: «Роснефть», «Самаранефтегаз», «Транс-нефть», «Лукойл», поэтому колебания цен на нефть серьезно сказываются на наших доходах», – констатировал глава области.
Так и есть. Доходная часть бюджета Самарской области в немалой степени зависит от поступлений по налогу на прибыль организаций; в текущем году это 34,2 млрд рублей, из которых 43%, или 14,8 млрд рублей, дают как раз так называемые консолидированные группы налогоплательщиков», структуры крупных компаний – «Роснефти», «Транснефти»,«Газпрома», «Лукойла»… А доходы этих ресурсодобывающих компаний действительно сильно зависят от цен на мировых рынках нефти и газа. Тем не менее объективные расчеты, опирающиеся на проектировки федерального бюджета, позволили запланировать на 2015 год доходы от налога на прибыль от предприятий и подразделений крупных компаний в сумме 15,2 млрд рублей. А с учетом поступлений от местных компаний налог на прибыль организаций принесет региональному бюджету в 2015 году 40,478 млрд рублей. Проектируя бюджет-2015, областному минфину удалось решить проблемы сокращения поступлений по акцизам на нефтепродукты, связанные с так называемым «налоговым маневром» в нефтегазовой отрасли, а также решить ряд других непростых вопросов. В частности, чтобы обеспечить выполнение всех социальных обязательств, в бюджет заложено сокращение расходов на содержание управленческого аппарата. «В этих экономических условиях областному правительству необходимо более эффективно выстроить работу, минимизировать траты. Перед всеми министерствами поставлена задача – минимум на 20% сократить расходы. Это вполне реально, для этого есть все резервы. Эта тема уже обсуждалась с новым составом кабинета министров», – заявил Николай Меркушкин.

Обсуждение закрыто.