Птица Феникс завтрашнего дня 1

Птица Феникс завтрашнего дня

22 ноября 2014

Реконструкция предприятия дает возможность строить проекты на будущее

ОАО «Тольяттинская птицефабрика» впечатляет своими масштабами.
На балансе крупнейшего производства находится 64 гектара земли, вмещающих
55 основных производственных объектов, львиную долю которых составляют корпуса
для выращивания миллиона птиц. За последние семь лет фабрика изменилась
до неузнаваемости, превратившись из «допотопного» советского комбината
в структурированный холдинг, работающий по самым современным стандартам.

Людмила КРУГЛОВА, Надежда КОРОЛЕВА (фото)

Задачи максимум
Действительно, еще не так давно фабрика 1974 года рождения имела в наличии морально и физически устаревшее производство, не рассчитанное на приличные мощности. Стояли пустые птичники без птиц, да и работники предприятия чувствовали себя «на птичьих правах», понимая, что в таком состоянии фабрика долго не протянет. На тот период реанимацию производства трудно было спрогнозировать.
Но так уж случилось, что семь лет назад собственником Тольяттинской птицефабрики стал Валерий Черноусов, который практически взялся за дело. Перед ним стояло несколько задач, в итоге ориентированных на качественный сдвиг предприятия и выход на рентабельность. Во-первых, надо было наладить переработку мяса, с тем чтобы продавать не только сырье, но и готовую продукцию. Во-вторых, повысить привесы птицы, а это значит организовать кормопроизводство. Многое пришлось начинать с нуля.
Сейчас, вспоминая, Валерий Александ-рович отмечает еще одно обстоятельство, похоже, для него принципиальное. Так или иначе, Тольяттинская птицефабрика –
градообразующее предприятие, обеспечивающее работой жителей Жигулевска и окрестных деревень Ставропольского района. Крепкие села с традициями – Александровка, Сосновый Солонец, Березовый Солонец, Севрюкеево, Валы, Большая Рязань – устояли только за счет того, что птицефабрика поддерживала их жизнеспособность. В производстве заняты 1060 человек, и остаться без работы для них равносильно гибели. Эта мысль не давала Валерию Черноусову покоя, поэтому он приложил все усилия, чтобы поднять производство. Так в привычный ритм фабрики вошло звучное слово «модернизация».

Возрождение
Первый кредит в размере 66 млн руб-лей целевым назначением был израсходован на строительство комбикормового завода, цеха переработки, на реконструкцию птичников. Это позволило увеличить посадочные места для птицы на откорме и, соответственно, обеспечить рост поголовья.
«Сегодня у нас нет ни одного пусту-ющего птичника, – констатирует Валерий Черноусов. – Обновленные помещения оснащены новыми клетками для содержания бройлеров и современным оборудованием. Вместимость одного птичника составляет 85 тысяч голов птицы. Произведена реконструкция корпусов родительского стада и ремонтного молодняка, поэтапно проводится модернизация всех действующих подразделений. В общей сложности за семь лет на преобразования ушло порядка 600 млн рублей собственных инвестиций. Вложения огромные, но таким образом удалось реализовать стратегию замкнутого цикла производства».
Сейчас на территории птицефабрики располагаются 15 корпусов маточников для выращивания родительского стада, шесть помещений молодняка, 31 корпус бройлерников, убойный цех, инкубатор, комбикормовый завод, цех глубокой переработки птицы, кормохранилище, склад хранения готовой продукции. Для обеспечения основных производств налажена работа вспомогательных подразделений, сюда входят водоцех, электроцех, машинно-тракторный парк, содержащий 80 единиц техники, котельная, ветеринарное отделение, зоолаборатория, столовая. Весь этот комплекс надо было привести в порядок и запустить бесперебойный механизм производства.
Результаты не заставили себя ждать. Если старая фабрика давала 37 граммов суточного привеса цыпленка, то сейчас привес достигает 57 граммов, а в красноярском хозяйстве «Птичник плюс» (так сказать, тольяттинском филиале) птица имеет небывалый привес – 70 граммов. Текущая производственная мощность предприятия составляет более 13 тысяч тонн мяса в год, это означает, что за семь лет произошло увеличение в 2,5 раза. Причем, как курочка по зернышку набирает вес, так и тольяттинская птицефабрика год от года наращивает объемы производства. Например, по сравнению с 2013 годом, производство мяса птицы в живом весе за 9 месяцев текущего года, выросло на 6,6%. Несомненно, положительная динамика связана с системной модернизацией. Но справедливости ради – все дело в том, что у фабрики появился настоящий хозяин.

Курам на радость
Грамотно обслужить миллион поголовья – нешуточное дело, а разведение племенной породы – вообще отдельная индустрия. Валерий Черноусов совместил все позиции птицеводства. На местной площадке функционируют 52 птичника, где примерно 750 тысяч поголовья находится на откорме, и, стало быть, 250 тысяч приходится на ремонтный молодняк и родительское стадо. Производительность племенного поголовья составляет 14 миллионов яиц в год.
«В настоящее время приобретен ремонтный молодняк на новое стадо, в декабре закупаю следующую партию, – сообщает Валерий Александрович. – Планирую наметить ряд мероприятий, которые позволят не только увеличить количество и качество молодняка, но и повысить процент вывода, что благоприятно скажется на экономике предприятия».
Здания для откорма бройлеров оснащены клеточными батареями, необходимой системой вентиляции, обогрева и освещения. Для улучшения климат-контроля установлены радиаторы. Летом, во время жары, через них проходит охлажденная вода, влажный воздух поступает в корпус, снижая температуру в помещениях на 5-7%, это способствует сохранности птицы в жаркий период. Микроклимат – один из важных факторов хороших привесов. Второй регулятор – корма, именно с реконструкции комбикормового цеха и приобретения дорогостоящего гранулятора начался качественный рост птицы.
«Если в кормах не хватает хотя бы одного элемента, то птица теряет продуктивность, – комментирует генеральный директор Тольяттинской птицефабрики Владимир Радайкин. – Поэтому рационы рассчитываются на компьютерах, с точностью до сотых грамма. Важно, чтобы корм был гранулирован: курица не любит пыли. Автоматизированная система управления позволяет определить качество комбикорма и четко рассчитать дозирование всех составных частей. После пропаривания комбикорм поступает на гранулятор (оборудование, прессующее смесь в небольшие гранулы). Одной такой гранулы достаточно, чтобы цыпленок получил необходимые витамины, микроэлементы и набирал вес».
Производство запущено в 2009 году, это помогло избежать объективных проблем, связанных с неурожаем 2012 года. В 2013 году цена на пшеницу выросла до 12 рублей, на комбикорма – до 26 рублей. По словам учредителя, сейчас для птицеводов сложилась благоприятная обстановка, так как зерно относительно недорогое.
Безусловно, собственное производство дает шанс не зависеть от ценовых колебаний. Но от общей ситуации в рыночной экономике все равно никуда не деться.

Мясной конвейер
Уже два года цех глубокой переработки птицы работает по самым высоким стандартам.
Посмотреть технологический процесс невозможно без соответствующей стерильной амуниции: белого халата, шапочки и бахил. Только после такой «экипировки» начальник цеха Нина Высоцкая подробно объясняет специфику переработки. Основное производство оборудовано машинами фирмы «Mayer» и фирмы «Евротехнолоджи», имеющих высокую производительность и точные настройки электронного управления процессом переработки. Особенность в том, что вся продукция производится исключительно из свежего мяса, которое поступает в цех с собственной бойни. Готовые изделия содержат только натуральные ингредиенты, ни о каких стимуляторах и модификаторах не может быть и речи.
Наблюдая, как под самым потолком, навешенные на крюки специального конвейера, «плывут» тушки, ничего лирического, конечно, не придумаешь. Более того, в права вступает бинарная логика: с одной стороны, птичку жалко, а с другой, курятину мы поглощаем с отменным аппетитом. Путь птицы к потребителю чрезвычайно тяжел, даже при наличии высоких технологий, потому что каждый работник обязан жестко соблюдать технические условия, прописанные в «гостовской» документации. С конвейера тушки попадают на модульную разделку, где делаются высокоточные срезы по суставам, потом идет сортировка на крылышки, бедра, грудки. На линии ручной филетировки выделяется филейная часть птицы. Затем – фасовка, упаковка с использованием стрейч-пленки, этикетирование в линейном режиме. Так получается продукция, которую мы приобретаем уже в товарном виде, нисколько не задумываясь о трудовых вложениях. Между тем здесь работают 76 человек, которые обрабатывают 3 тысячи голов птицы в час. В целом, цех производит 125 наименований продукции, в том числе – полуфабрикатов, колбасных изделий, копченостей, фарша.
Изготовление колбасы осуществляется с применением вакуумных куттер-машин. В коптильном цехе используется двухкамерная высокотехнологичная установка со встроенным дымогенератором, а при копчении употребляется натуральная древесина – буковая щепа. Все технологии строго выверяются – от взвешивания сырья до соблюдения температурного режима при заморозке и охлаждении изделий. Неточность не допускается. Качественное сырье и качественный конечный продукт – так на фабрике формулируют свою рыночную стратегию.
Начальник цеха Нина Высоцкая сказала, что максимальная мощность перерабатывающего производства – 450 тонн продукции в месяц, но сейчас объемы гораздо меньше. Это связано с тем, что даже изделие из курицы, экономичной по сто-имости, многим людям не по карману.
Эта проблема, кстати, не касается работников птицефабрики. Всем им ежемесячно отпускается по себестоимости 5 кг продукции, 2 кг фарша и бесплатно 44 яйца работникам вредного производства.
«У нас в цехе не было ни одного случая воровства, – говорит Нина Васильевна. Кроме того, ни один руководитель просто так не возьмет колбасу или мясо. Я не помню, чтобы Валерий Александрович Черноусов воспользовался своим правом владельца. Он, как и все, покупает продукцию в фирменном магазине».

Любить свое дело
Председатель совета директоров подчеркивает, что без команды единомышленников вряд ли удалось бы запустить этот «маховик». Во всяком случае, было бы труднее в десятки раз. Долгое время на фабрике генеральным директором был Александр Копасовский, ему принадлежит огромная роль в развитии производства. Ушел на пенсию заслуженным работником сельского хозяйства. Сейчас птицефабрику возглавил Владимир Радайкин, один из лучших зоотехников и специалистов по кормам в России.
У него очень поучительная судьба, с точки зрения преданности профессии. Родом из Оренбургской области, там выучился, женился. Перестройка переломала все планы, работы не было, а у него – семья, дети маленькие. Радайкину ничего не оставалось, кроме как искать себе применение на другой территории, в Самарской области. Так и жил в молодые годы на два города, семья – там, а он – здесь, работал на местных птицефабриках. Мог бы найти другое дело в Оренбурге, но ему, человеку с призванием работать в сельском хозяйстве, это было немыслимо. Тольяттинская птицефабрика воссоединила семью: сейчас на предприятии работают в полном составе. Представьте себе, с каким энтузиазмом, после стольких лет мытарств, люди отдаются делу! Жена, Галина Радайкина, возглавляет торговое направление, семь лет назад начинала с трех магазинов и развила сеть до 65 фирменных торговых точек. Сын заведует розницей в Сызрани, дочь – начальник инкубатора. Вся семья Радайкиных увлечена производством: тут и преемственность поколений, и обновление кадров.
Учредитель отмечает, что фабрику из руин поднял заместитель генерального директора по строительству Юрий Тарасов. В Самарской губернии опытный специалист построил несколько птицефабрик и других объектов сельскохозяйственного назначения, а теперь в полном объеме занимается реконструкцией тольяттинского холдинга.
Начальник цеха переработки Нина Высоцкая закладывала производство своей инициативой. «Она у меня 200 миллионов извела, – шутит Черноусов, – все требовала и требовала. Ну, а что получилось, вы сами видели: цех как с картинки».
Нина Васильевна – человек строгий и четкий, у нее каждый грамм на счету и каждый работник под личным контролем. Но за своих сотрудников стоит как крепость. Кстати, много лет ездит на работу в Александровку – сначала из Октябрьска, а теперь из Жигулевска.
Главный ветеринарный врач, заслуженный работник сельского хозяйства Александр Мясников семь лет назад сказал Черноусову, чтобы тот искал другого специалиста. Были проблемы со здоровьем. А через некоторое время, восстановившись после операции, вернулся на фабрику. Работает с настроением, здесь все ему дорого, близко и понятно. Вот что значит – любить свое дело.
Надо сказать, история многих людей нынешнего производства создавалась участием Валерия Черноусова. Он про это умалчивает, но даже вскользь брошенное сотрудниками «если бы не он» проясняет многие вещи. Впрочем, и так понятно: продлил жизнь предприятию – значит, продлил жизнь каждого работника. Кому-то и в прямом смысле.

Сохранить человеческий потенциал
Не так давно Валерий Черноусов узнал, что коллектив Тольяттинской птицефабрики написал письмо Николаю Меркушкину. По сути, претензий никаких, напротив, люди работой довольны. Главный смысл в том, что больно уж нехороша общая обстановка, нет уверенности в завтрашнем дне. А просьба, обращенная к губернатору, – сберечь кормилицу-фаб-рику. Людей понять можно, сермяжная правда их жизни такова, что много лет они приезжают сюда из местных сел, причем, как сказала одна работница, чуть ли не из Брусян, то есть издалека. Добираются легко, потому что доставка с работы и домой уже семь лет осуществляется фабричным транспортом. Другое дело, что душой прикипели к предприятию, и для них остаться без фабрики – все равно, что лишиться дома. Почему написали губернатору? Очевидно, в сознании оставил свой след страх еще с того времени, когда производство находилось в коллапсе и когда в области закрывались птицефабрики. Печальная участь оставшихся без работы людей им тоже известна. В психологии это запечатление называется «импринтинг», в такие моменты человек безотчетно ищет поддержку вовне ситуации. Вот народ и обратился к защитнику за пределами фабрики.
Как жить, чтобы окончательно не утратить доверие и жизненные силы? Этот вопрос сегодня волнует многих. Какие слова найти для поддержки тысячи с лишним сотрудников, когда и одному-то человеку порой не знаешь, что сказать? Черноусов ответил коллективу просто: «Да, трудное время для России, но не отчаивайтесь. Нам нужно выдержать, мы и не такое выдержали. Независимо от трудностей, будем продолжать работу и увеличивать производство».
Проводимая реконструкция, по сути, служит основой для ведения планового хозяйства с перспективным развитием. Но ее значение неизмеримо больше: она поменяла отношение коллектива к работе. Труд работников облегчен, поднят на новый уровень, ритмичность предприятия отлажена, конечный результат – со знаком качества. У людей появилась стабильность – а это сегодня самое ценное для них, тождественное сохранению человеческого и трудового потенциала для всего государства.

Общий вид фабрики Цех приготовления кормов изнутри Изображение 152 Изображение 123 Изображение 147 фасовка конвейер

Обсуждение закрыто.