Качество металла, как и качество металлоконструкций ОАО «Самарский резервуарный завод», позволит российским программам работать в секторе нефтегазовой промышленности
Свое 65-летие одно из значимых промышленных предприятий Самарской области – ОАО «Самарский резервуарный завод» – ознаменовало выходом из финансового оздоровления,
полностью сохранив производственный потенциал, рыночную нишу и бренд. Предприятие переживает новый виток развития, связанный с приобретением бизнеса ОАО «СРЗ» московским предпринимателем Дмитрием Нижегородовым, имеющим многолетний опыт работы на рынке поставок и EPC услуг
для нефтегазовой и нефтехимической промышленности. Видение сегодняшней ситуации на заводе
и в отрасли, перспективы развития, цели руководителя и задачи коллектива – в его специальном интервью.
Ольга ОГНЕВА
— Дмитрий Анатольевич, ваш путь в нефтехимическую отрасль был достаточно извилистым?
— После окончания Уфимского авиационного института я работал на выпускающей кафедре технологии машиностроения, потом – на научно-техническом предприятии, которое занималось поставками высокотехнологичного оборудования и его обслуживанием.
За три года работы в ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» я «дорос» до коммерческого директора, в конце 2002 года возглавил дочернее предприятие ОАО «Нижнекамскнефтехим». За восемь лет деятельности в этой должности я досконально изучил потребности рынка нефтяных и нефтехимических продуктов. Тогда же начал заниматься поставками резервуаров в различные нефтяные компании и нефтехимические предприятия России.
Имея многолетний опыт работы, я принял решение о необходимости владения производственной площадкой со сформированным брендом и производственными мощностями. В результате было выбрано ОАО «СРЗ», находящееся на тот момент в процедуре финансового оздоровления. Привлекательной особенностью ОАО «СРЗ» является диверсификация: завод не только производит резервуарные металлоконструкции методами рулонной и полистовой сборки, но и имеет современные линии по оцинкованию металлопроката, что позволяет выстраивать долгосрочные отношения с заказчиками на строительном рынке.
Процедура финансового оздоровления завода началась в конце декабря 2011 года. Общая сумма долгов предприятия составляла около 3,5 млрд рублей. Я обратился к кредиторам с предложением о продаже мне прав требования по долгам «СРЗ», единовременно погасил долги перед Поволжским Сбербанком, которому завод задолжал порядка 800 млн рублей, с другими кредиторами договорился о заключении мирового соглашения. На текущий момент мы должны не более 100 млн. В 2014 году мной на должность генерального директора ОАО «СРЗ» был приглашен Е.В.Косарев. Евгения Валерьевича я знаю со времен моего взаимодействия с предприятиями «Роснефть» как опытного управленца и производственника, знающего металлургию и машиностроение. В этот кризисный для российской экономики год менеджмент завода под управлением Евгения Косарева и я занимались восстановлением партнерских связей с крупнейшими потребителями и выстраиванием отношений с ведущими металлургическими комбинатами, обеспечивающими поставку металлопроката. Сейчас завод ежемесячно выпускает более 1,5 тысячи тонн резервуаров и до 10000 тонн оцинкованного листа.
— В ОАО «СРЗ» утверждена программа, цель которой – увеличение доли рынка завода в производстве и EPC услугах в резервуарном производстве до 15%. В чем ее суть?
— Первый шаг (и мы его сделали) был связан с завершением процедуры финансового оздоровления. Второе – отказ предприятия от коммерческих посредников. Наша стратегия заключения контрактов сводится к тому, что мы ведем переговоры и контрактуем исключительно прямых потребителей нашей продукции. Это дает нам возможность заключать долгосрочные контракты, прописывать в них ясную систему ценообразования, заранее планировать логистику наших отгрузок и так далее. Таким образом, наша стратегия – это переход на долгосрочные прямые контракты. Данная схема выгодна не только нам как производителю, но и непосредственно заказчику.
Третье направление – в банковской сфере мы ведем активный поиск стратегического партнера, гарантирующего обеспечение обязательств завода. В настоящее время мы сотрудничаем с ОАО «Банк Зенит» и ОАО «БалтИнвестБанк», которые поддержали меня и менеджмент в начале нашего пути. Мы им благодарны, но считаем своей задачей расширение круга банков-кредиторов, а возможно, и партнеров-инвесторов, заинтересованных в сотрудничестве с предприятием реального сектора экономики.
Мы планируем восстановить производство горизонтальных резервуаров для АЗС и газгольдеров для нефтехимической промышленности, которые некогда входили в номенклатуру ОАО «СРЗ». Я вижу также перспективы в расширении номенклатурного ряда строительных металлоконструкций гражданского назначения. На мой взгляд, нам надо искать тот сегмент рынка, где мы можем делать уникальные вещи из металла.
— В планы предприятия входит развитие EPС бизнеса?
— Безусловно. Мы уже имеем собственные конструкторское и проектное подразделения и планируем развитие таких направлений, как шеф-монтаж, монтажные и пусконаладочные работы. В 2014 году нам уже удалось продемонстрировать эффективность такого подхода ряду потребителей, в нескольких проектах мы успешно реализовали полный комплекс услуг – от проектирования металлоконструкций до их монтажа и сдачи в эксплуатацию. Сегодня такие услуги оказывают, в основном, не производственные предприятия, а различные проектные организации, которые берут на себя функции генподрядчиков. Развивать сферу сервисного обслуживания важно еще и потому, что из-за неправильного монтажа может серьезно пострадать качество изделия.
— Какие шаги вы предпринимаете для увеличения объема заказов?
— В связи с событиями на Украине практически все заказы, которые мы планировали, отложены на следующий год. Как вы зна-
ете, американские санкции, которые оказались намного масштабнее ранее объявленных европейских, затронули более 90% российского нефтяного сектора и почти всю российскую газодобычу. Крупнейшие компании – «Газпром», «Роснефть», «Новатэк», «Транснефть» и «Газпром нефть» – потеряли доступ к американскому рынку капитала. В связи с этим их программы развития претерпели значительное сокращение.
Но не все так плохо. Для России объявленные санкции – мощный толчок к тому, чтобы по максимуму отказаться от импорта. К слову, качество нашего металла, как и качество резервуарных металлоконструкций, вполне соответствует мировым нормам.
Что касается заказов для ОАО «СРЗ», одно из значимых событий – включение завода в базу данных потенциальных поставщиков ОАО «НК «Роснефть». Это дало нам право участвовать во всех тендерах, проводимых этой компанией и ее дочерними предприятиями. Соответственно, появилась возможность поставлять резервуары для крупнейшего российского потребителя напрямую, минуя посредников.
Основная сегодняшняя задача – это выстраивание долгосрочных отношений с крупными нефтегазовыми компаниями. Для успешного функционирования предприятия горизонт планирования должен содержать ориентиры на несколько лет (а не месяцев) вперед.
— По вашему мнению, есть ли перспективы у Самарского резервуарного завода?
— Несомненно. Несмотря на все сложности, потенциал у предприятия, у коллектива огромен, поэтому наша главная задача – стать лучшими. А это значит внедрять передовые технологии – экономичные и безопасные, поднимать культуру производства, менять отношение людей к работе, психологию – от позиции простого исполнителя к позиции ответственного участника производственного процесса.