Школа как культурное пространство 1

Школа как культурное пространство

31 декабря 2014

В Самарской Вальдорфской школе искусство – образ жизни

С появлением на земле человек оказывается в определенных культурных условиях, созданных
для него, в первую очередь, родителями. Ребенок впитывает культуру окружающего бытия всеми органами чувств. В более поздний период важную роль в этом процессе, бесспорно, играет школа.
В МБОУ СОШ «Самарская Вальдорфская школа» воспитывают поколения, приобщенные к культуре
и ее частному проявлению – искусству.

Сергей ГВОЗДЕВ

Воспитание самосознания –
основа современной культуры
В Самарской Вальдорфской школе основной чертой современного человека считают способность пронизать сознанием окружа-ющую действительность, способность к самосознанию. То есть именно осознание себя и мира ведет человека к свободе и ее неотъемлемой части – ответственности за себя и за мир. Это главная черта современной культуры, ведущая в будущее. Формирование ее в человеке лежит в основе педагогического подхода. Учителя прикладывают все усилия, чтобы воспитать эту способность в себе, в школьниках и в родителях.
Не секрет, что каждому человеку даны способности восприятия звука, цвета, формы, движения, речи, мысли. В Вальдорфской школе считают, что задача общего образования – все эти способности максимально развивать, чтобы, имея широкий опыт разнообразной культурной и интеллектуальной деятельности, молодой человек мог определиться с целями своей конкретной судьбы и жизни.

«Каждый человек – художник»
Одна из основных задач, которую ставит перед собой педагогический коллектив школы, – привитие общей культуры. В этом сегодня состоит огромная потребность нашего времени, города, страны. И успешное решение этой задачи не зависит от интеллектуальной одаренности ребенка, как, впрочем, и от музыкальной или художественной. Принято считать, что художественное и музыкальное образование – сфера приложения талантов одаренных детей, а не естественная потребность каждого культурного, социально здорового человека. Но еще в XX веке Йозеф Бойс провозгласил, что «каждый человек – художник», расширив понятие художественного до социального искусства, имея в виду широкое понимание художника как творца, создающего и преобразующего реальность.
Способность восприятия другого человека и окружающего мира, сопереживания, формирования собственной эстетической оценки – это социально-эмоциональный интеллект, о котором заговорили в последние годы в психологической науке. Как раз он-то и развивается в процессе общего образования, пронизанного художественной составляющей. В Самарской Вальдорфской школе работают так, чтобы искусства становились частью образа жизни. Не чем-то, касающимся определенного урока или послеобеденного занятия с определенным учителем, а именно частью жизни – ребенка, учителя, родителей, школы.
В младших и средних классах нет исключений – все дети поют, играют на блок-флейтах, скрипках, лирах, читают стихи, работают с ритмическим движением, водят хороводы, упражняются в рисунке и живописи, лепят из воска и глины. Эта деятельность служит полноценной составляющей образования, столь же важной, как языки, математика и другие науки. Естественно, что эти умения должны быть и у самого учителя начальных и средних классов. Он получает их в рамках дополнительного образования как учитель Вальдорфской школы. Например, Ольга Брысякина, имея базовое университетское образование «математика», не только преподает математику, но и учит своих пятиклассников многоголосому пению и ритмической работе с элементарными музыкальными инструментами по системе музыкального образования Карла Орфа. Пятиклассники не только замечательно поют, но и любят это делать.

Вхождение в мир музыки и театра
С восьмого класса дети продолжают занятия искусствами и музыкой, но уже со специалистами. Параллельно с четвертого класса каждому ученику предоставляется возможность заниматься музыкой индивидуально. Часть детей обучаются в школьном музыкальном отделении, где преподают, в основном, музыканты оркестров Самарского театра оперы и балета и Самарской государственной филармонии. Некоторые дети учатся в городских музыкальных школах. Много лет о развитии музыкального отделения школы заботится замечательный музыкант и педагог Галина Овчинникова.
Раз в месяц по утрам классы собираются вместе и демонстрируют то, что они выучили. Для школы это событие – пусть и небольшой, но концерт. В конце четверти или в праздники дети выступают перед родителями и гостями. Раз в неделю репетирует сводный хор средних и старших классов.
Действует и школьная филармония, когда знакомые детям преподаватели по классу инструмента и преподаватель искусства речи собираются вместе и показывают детям младших и средних классов музыкально-литературную композицию, связанную со временем года и символизирующим его праздником. Такие программы, в которых точно определена аудитория и тщательно подобраны музыкальные произведения, становятся еще более крупным культурным событием, которое стараются не пропускать и взрослые слушатели. Камерная обстановка, живой звук и игра профессиональных музыкантов, высококачественный литературный материал, соответствующий возрасту, – это прекрасная возможность вхождения детей в непростой мир классической музыки: опыт переживания ее красоты и привычка работы души.
В старших классах наиболее востребованными становятся художественные проекты, в которых участвуют учителя, вдохновленные поэзией, музыкой, театром, съемкой фильма, а также их ученики. Художественные руководители выдвигают основную идею, а содержание и форму определяют участники проекта. Здесь тоже соблюдается степень свободы – участие обязательно, но проект выбирает сам участник. Ученики трех старших классов образуют свободные проектные группы вне рамок своих классов. Очень интересные современные театральные проекты рождаются под руководством Дарьи Кисель –
выпускницы Самарской Вальдорфской школы, учителя английского языка, участницы « Театра слова» Клары Саркисян.
Показ проектных работ проходит, как правило, в течение нескольких часов и собирает в школе большую аудиторию: кроме родственников и друзей ребят, приходят все интересующиеся. Тут и происходят многочисленные открытия возможностей участников. Порой для учителя становится неожиданностью, когда слабо успевающий в науках ученик вдохновенно поет средневековые баллады, читает рассказы Даниила Хармса или стихи Велимира Хлебникова.
В театральных постановках активно участвуют и родители. Например, традиционно мамы и папы учеников первого класса показывают на Рождество пьесу «Поклонение пастухов». Это особое переживание для многих зрителей, особенно тех, кто уже исполнял эту постановку. Текст пьесы знаком ученикам и учителям и стал уже школьным фольклором.

Дорога искусств
Результат подобного вхождения в искусство – интерес к этой области проявления человеческого духа. Выходя из стен школы, выпускники естественным образом включаются в культурную жизнь города. Их часто можно встретить в картинных галереях на открытиях выставок, на концертах, на показах прогрессивного кино. Причем в роли не только зрителей, но и авторов произведений – художников, музыкантов, скульпторов.
Искусство как часть образа жизни – это течение, которое влечет, поэтому к учителям в Вальдорфской школе справедливо предъявляются высочайшие требования. Умение работать и с детьми, и со взрослыми, да еще в области искусств присуще далеко не всем. Разумеется, в каких-то классах ставится много спектаклей, в иных чаще собираются хор или оркестр. Особых способностей требует от педагога и работа с подростками, ведь необходимость изучения наук подкрепляется необходимостью сдачи экзаменов и последующей перспективой продолжения образования в вузах. Значит, занятия искусствами напрямую связаны с харизмой учителя.
Очень важная составляющая культурного образования в школьном возрасте – это собственная практическая деятельность. Ученики пишут стихи в различных стилях, задействованы в спектаклях, в музыкальных постановках, в школе даже снимают кино. Так собственный опыт становится дорогой, по которой с пониманием и радостью можно войти в мир культуры и искусств, развивающий духовную природу человечества.

42130003

Обсуждение закрыто.