Успех – это инновации, помноженные на профессионализм
Глобальные изменения, происходящие в системе здравоохранения, приковывают к отрасли все больше внимания. Огромное внимание уделяется обновлению оборудования, внедрению высоких технологий, разработке новых лекарственных средств. И именно сейчас для каждого руководителя лечебного учреждения на первый план выходят вопросы организации и применения грамотных управленческих технологий. Своим опытом создания успешной системы оказания медицинской помощи на амбулаторном этапе делится главный врач Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области Самарской городской клинической поликлиники №15, кандидат медицинских наук Лидия Федосеева, награжденная в 2014 году почетным знаком «За труд во благо земли Самарской».
Светлана СМИРНОВА
Система управления качеством
Достижение поставленных перед здравоохранением целей невозможно только с помощью увеличения объема финансовых вливаний. Гораздо важнее правильно распределить имеющиеся ресурсы: материальные, профессиональные и кадровые. Среди множества управленческих технологий – управление на основе принципов системного подхода, уже продемонстрировавшее ранее свои возможности в промышленности. Эти принципы подразумевают не только оценку конечного результата, но и глубокий анализ всех процессов, влияющих на эффективность и качество медицинской помощи. Только высокоорганизованная система способна оперативно реагировать на практически постоянные изменения окружающей действительности, изменяться и рационально использовать резервы каждого сотрудника. Вопросы системного подхода к управлению качеством медицинской помощи в 15-й поликлинике отрабатываются на протяжении уже почти 10 лет. Демонстрацией ее эффективности стало улучшение демографических показателей на территории обслуживания: снижение смертности, особенно от болезней системы кровообращения, повышение рождаемости и уровня здоровья детей. «Одним из условий работы системы управления служит максимальное использование всех профессиональных ресурсов медицинских кадров, – поясняет Лидия Федосеева. – Еще в середине 1990-х годов нам удалось ознакомиться с зарубежным опытом организации амбулаторной помощи, кардинальным отличием которого служит самостоятельная работа медицинских сестер. С того времени работа среднего медицинского персонала стала полноправным самосто-ятельным процессом медицинской помощи населению». Сегодня медицинские сестры –
это не просто исполнители назначений и «оформители» медицинской документации. Им доверено раннее активное выявление пациентов с минимальными клиническими проявлениями хронических заболеваний, а также факторов риска их развития, обучение пациентов основам здорового образа жизни, правилам контроля течения своих заболеваний. Организация таких мероприятий, как профилактика распространения и раннее выявление туберкулеза, создание иммунитета от управляемых инфекций, проведение онкологического осмотра, – те мероприятия, ответственность за эффективность которых полностью возложена на медицинских сестер.
Работа в команде
Наделение дополнительными полномочиями потребовало, прежде всего, организации системы непрерывного профессионального образования медицинских сестер на рабочем месте. С этой целью в поликлинике №15 были разработаны технологические стандарты деятельности, алгоритмы, контрольные карты. Все рабочие места медицинских сестер сегодня оснащены современными приборами экспресс-диагностики, электрокардиографами. Отличительной особенностью работы этого медучреждения служит полная автоматизация рабочих мест, создание электронной амбулаторной карты пациента. Врач и медицинская сестра, работая в команде, имеют доступ к информации о состоянии здоровья каждого пациента, вносят результаты проведенных исследований, мониторинга параметров состояния здоровья. Для медицинской сестры открыто самостоятельное электронное расписание, где пациенты могут записаться на прием. Медицинские сестры осуществляют динамическое наблюдение за пациентами, активно участвуют в организации и проведении стационарного лечения на дому. Таким образом организуется работа команды «врач –
медицинская сестра», которая, обеспечивая преемственность медицинской помощи, предоставляет расширенный спектр амбулаторно-поликлинических услуг. С целью координации деятельности среднего медицинского персонала и интеграции зоны их ответственности в общую систему оказания медицинской помощи была реорганизована управленческая структура, в состав которой вошли старшие медицинские сестры всех структурных подразделений. Развитие сестринского дела в поликлинике проходит под непосредственным руководством министерства здравоохранения Самарской области, ученых Самарского государственного медицинского университета и Самарской региональной организации медицинских сестер.
Эффективные технологии
Что позволит оценить эффективность внедрения тех или иных технологий? Конечно же, изменение состояния здоровья прикрепленного населения, рациональное использование имеющихся финансовых ресурсов. «Мы постоянно оцениваем, насколько эффективен тот или иной метод организации, лечения или реабилитации, применяемый нами, – говорит Федосеева. – Так, раннее активное выявление пациентов с артериальной гипертензией, использование современных лекарственных препаратов в сочетании с физической реабилитацией и обучением позволило сократить количество вызовов «скорой помощи» и числа госпитализаций. Адекватное обучение пациентов понимать свое заболевание, жить с ним и предупреждать развитие осложнений привело к снижению количества инфарктов и инсультов, развивающихся у них. Клинический эффект выражается в снижении общей смертности до 12%. Мы с гордостью констатируем четкую тенденцию в снижении числа инфарктов миокарда. Так, в 1998 году их было 250, в 2014 количество уменьшилось до 123». Снижение осложнений приводит к уменьшению экономических затрат отрасли в целом. Экономический анализ, проведенный в поликлинике, показал, что только грамотное ведение больных с артериальной гипертензией позволило учреждению сэкономить около 33 млн рублей. Адекватное обучение пациентов экономит около 7 млн в год.
Все применяемые в ЛПУ (лечебно-профилактическом учреждении) технологии имеют под собой научное обоснование. Поликлинике №15 присвоен клинический статус, что служит отражением тесного сотрудничества с профессорско-преподавательским составом Самарского государственного медицинского университета (СамГМУ). Уже внедрены современные методы лечения бронхиальной астмы, артериальной гипертензии, обструктивной болезни легких, заболеваний сосудов нижних конечностей. Сегодня сотрудничество поликлиники и вуза направлено на профилактику сердечно-сосудистых катастроф. В поликлинике проводят выявление и отбор больных для проведения в клиниках СамГМУ операций на сосудах головного мозга, шеи и сердца. Совместно с учеными медуниверситета разработана программа реабилитации пациентов после операции, восстановления из трудоспособности и социальной адаптации. «Решать проблемы практического здравоохранения без контакта с профессиональными и образовательными учреждениями сегодня просто невозможно, – уверена Лидия Федосеева. Нужно брать технологии, уже доказавшие свою эффективность, тогда будет результат. Результат просто так не приходит. Любой руководитель должен набраться терпения, выбрать цель и идти к ней». Увеличение объема обязанностей, выполняемых медицинской сестрой, потребовало создания системы экономической мотивации повышения качества ее работы, основанной на дифференцированном подходе к оплате труда, ориентированного на результат. Стимулирующая система оплаты труда создает условия не только для адекватного вознаграждения работы сотрудников, но и для здоровой конкурентной среды, направленной на мотивацию к профессиональному росту каждого сотрудника и развитию ЛПУ. Достижения медиков не остаются незамеченными пациентами. На протяжении 5 лет по решению общественного совета при главном враче поликлиники №15 награждаются самые достойные и заслужившие уважения коллеги.
Лидия Федосеева,
главный врач самарской городской поликлиники №15 Промышленного района:
— Врач оценивает уровень профессиональной подготовки медсестры: можно ей доверить «вести» пациента или нет. Если да, то медицинская сестра оценивает состояние пациента, при необходимости делает экспресс-диагностику, затем оформляет все необходимые документы на рецепт, но подпись свою ставит врач. Пациенты с огромным удовольствием ходят на прием к медицинским сестрам, очень им доверяют. Дело в том, что медсестры охотно принимают на себя все эти обязанности, связанные с определенной ответственностью.
Лариса Пудовинникова,
главная медицинская сестра самарской городской поликлиники №15 Промышленного района:
— На протяжении многих лет работы в области самостоятельной деятельности медсестер мы уже не видим себя в другой роли. Считаем, что делаем большое дело в команде с врачами. Престиж медицинской сестры повышается. А пациенты как их уважают! Они считают: если им дают талон к медицинской сестре – дела с их здоровьем не так уж и плохи! Они считают медицинских сестер очень компетентными.
Ирина Назаркина,
заместитель главного врача
по медицинской части самарской городской поликлиники №15 Промышленного района:
— При такой системе частичной самостоятельной работы медицинских сестер доступность медицинской помощи для населения увеличивается в несколько раз. К тому же мы освобождаем врача от тех манипуляций, которые может выполнить средний медицинский персонал. Высвобождается время для пациентов, требу-ющих более пристального внимания. А это – качество медицинской помощи. Делегирование определенных полномочий медицинской сестре требует повышения ее профессионального уровня.