«Мечтаю быть похожим на прадедушку» 1

«Мечтаю быть похожим на прадедушку»

23 февраля 2015

В школе-интернате «Преодоление» изучают историю по семейным судьбам

Формирование патриотических чувств зависит от многих факторов – среды, образа жизни в семье, отношений в школьном коллективе. Однако для тех детей, кто ежедневно трудится над тем, чтобы выйти за пределы своих возможностей, примеры мужества и героизма служат не просто мотивацией – они воодушевляют школьников с ограниченными возможностями здоровья на их собственные, личные подвиги и победы. В одном из старейших учебных заведений Самары – специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате «Преодоление» – патриотическое воспитание так же неотделимо от образовательного процесса, как и учебные программы.

Елена НЕШТАДТ

Воспитание уважения к судьбе
Нравственно-патриотическая работа с учащимися в школе-интернате ведется постоянно и включает в себя несколько направлений. «Формирование высокопатриотического духа – наиважнейшая для нас задача, осуществляемая путем непрерывного, созвучного взаимодействия педагогов и воспитанников школы-интерната в рамках учебного и воспитательного процесса», – отмечает директор ГБС(К)ОУ школа-интернат «Преодоление» г. Самары Наталия Родина. Проверенный временем опыт передачи молодым поколениям понимания силы своего народа, веры в устойчивость страны – жизненные примеры необычайной доброты, милосердия и нравственной стойкости «человека в инвалидной коляске» или «человека с белой тростью». По-иному взглянуть на мир помогают и исторические факты – того далекого военного времени, когда защитники Отечества, не раздумывая, отдавали свою жизнь за жизнь своих товарищей, детей и близких.
А находят эти факты сами ученики школы «Преодоление» – в рамках проектно-исследовательской деятельности, одного из приоритетных методов воспитательной работы. Так, совсем недавно завершился проект «Война в судьбе моей семьи», в котором участвовали 25 семей учеников. На подготовительном этапе изучалась информация по теме, подбирались документы. Затем собирались недостающие сведения, архивные документы об участниках Великой Отечественной войны, о тружениках тыла. По итогам встреч, анкетирования, личных бесед с фронтовиками, после изучения аудио- и видеозаписей каждый школьник вместе с родителями оформлял собранный материал.
На заключительном этапе проектный альбом-книга памяти «Война в судьбе моей семьи» оценивался наряду с другими, но все пополнили экспозицию школьного музея. Кроме того, свои проекты воспитанники защищали на школьной конференции исследовательских работ.
«Ожидаемые результаты таких исследовательских проектов – расширение знаний учащихся в изучении истории своей страны, семьи, осознание гордости за своих близких, воспитание уважения к их нелегкой судьбе, – рассказывает Наталия Родина. – И главное – формирование у детей гражданско-патриотических, нравственных качеств личности.
Заинтересовавшись судьбой своей семьи, ребята не могут не заинтересоваться судьбой других семей и героев, и, наконец, судьбой нашей страны».

фото 2 Татаринцев Н.С.

Реликвии поколений
Одной из лучших работ был признан альбом, созданный семьей Глеба Рябова, ученика 7 класса школы-интерната. Его прадед Николай Семенович Татаринцев 27-летним ушел из Куйбышева на фронт в июле 1941 года. Воевал на Белорусском фронте в звании старшего лейтенанта. В 1942 году погиб. До сих пор, после долгих поисков, найти могилу нашего земляка его потомкам не удалось. Но остались его личные письма, адресованные любимым жене и дочкам, ставшие теперь драгоценной семейной реликвией…
«Здравствуй, Нюся!
Привет вам, моим дорогим, мой боевой привет.
Нюсенок, я жив и здоров, нахожусь в боевой обстановке, пока все в порядке, не отчаивайся, дорогая, что так долго не писал, поверь, что нет возможности, не нахожу времени даже покушать, ты сама понимаешь, что значит война.
Меньше беспокойся, будь мужественна, береги себя ради наших дочурок, их счастья мы не отдадим никому, кровожадного Гитлера рано или поздно уничтожим, не пожалеем своей жизни. Будь стойким большевиком и помни, что если я погибну, значит ради счастья нашего поколения, нет, я не пожалею своей жизни, если это потребуется, а фашизм сотрем с лица земли. Держи себя гордо, не унывай…
Нюся, я не могу спокойно смотреть, как чутко относится к нам население, на дорогах ребятишки, старики в бочонках на колясках развозят воду, колхозницы у дороги стоят и предлагают кушать яички, девушки забрасывают цветами, мужчины вооружаются и несут охрану мостов и т.д. по личной инициативе.
Ну все, милая, будь здорова, крепко-крепко целую тебя и моих деток».
Ни в одном из писем лейтенант «не жалуется на суровые фронтовые будни, а наоборот – подбадривает и вселяет надежду на скорое светлое будущее без фашизма», – подчеркивает в своей работе правнук Николая Татаринцева. И добавляет: «Я мечтаю быть похожим на своего прадедушку, быть таким же мужественным и заботливым».

Ответственность за судьбы
Наступивший год, год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне знаменует начало масштабной программы, которая пройдет в школе-интернате «Преодоление». В частности, пройдут акции «Дети читают о войне», тематические экскурсии в музейные комплексы Самарской области и России в рамках проекта «Музей и дети», операция «С Днем Победы!» (поздравление с праздником ветеранов Железнодорожного района). Также планируется создание и распространение научно-исследовательских проектов, участие в научных конференциях школьного, муниципального, окружного, регионального уровней, конкурс боевых листков «История российской армии», конкурс рисунков «Мы за безопасный мир».
«Эта память, верьте, люди, всей земле нужна…» – эти строки стали лейтмотивом всех запланированных и уже проведенных юбилейных событий. Так, в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания «Мое Отечество» прошла декада русского языка и литературы «Победа в сердце каждого живет». Ключевым стал музыкально-поэтический спектакль «Этих дней не смолкнет слава…», в котором юные артисты раскрыли свои актерские дарования, а зрители смогли на время очутиться в тех «гремящих сороковых». Урок мужества и боевой славы «Герои былых времен» был посвящен Героям Советского Союза, чьи имена увековечены в названиях улиц города Самары. Учащиеся узнали много новых интересных фактов о подвигах героев, в том числе наших земляков – Санфировой, Булкина, Агибалова. Необычайно трогательной была музыкальная гостиная – «Песням тех военных лет поверьте», когда все участники и зрители окунулись в атмосферу военного времени – пели под живой аккомпанемент песни о Родине, о встрече и разлуке, об утрате и надежде и, конечно, о Победе. Серьезное соперничество развернулось между участниками конкурса чтецов «Стихи поэтов война рифмовала».
Педагоги школы-интерната «Преодоление» насыщенными мероприятиями формируют новые жизненные установки личности – человека, обладающего развитым чувством ответственности не только за себя, но за судьбу своей страны.

IMG_1723

Обсуждение закрыто.