Каждый ребенок здесь – личность
На первый взгляд кажется, что самарская школа №138, что в Промышленном районе, ломает все возможные стандарты и стереотипы. Но завуч Наталья Сатонина не соглашается: «Обычная общеобразовательная школа!» И действительно, стандарт образования здесь такой же, как у всех, аттестаты выпускники получают на общих основаниях. Просто задачи педагогам, да и ученикам иногда приходится решать не совсем стандартные, нетривиальные…
Надежда ЛОКТЕВА, Ирина СЕДЫХ (фото)
Записывают сюда своих детей родители по необходимости: и находится-то школа не в самом благополучном районе, и ученический состав ее разнороден – тут и дети мигрантов, и ребята с особенностями в развитии… Тем не менее, здесь удивительно теплая и спокойная обстановка, которую чувствуешь сразу же, как только заходишь в это небольшое двухэтажное здание. Этой обстановке, конечно, способствует и сравнительно малое количество детей – во всей школе чуть больше 190 учеников, так что у педагогов есть возможность уделить внимание каждому.
Некоторым ребятам это необходимо особенно. Так, логопед Марина Новенькова работает с детьми из начальных классов и не только. Занимаясь коллективно и индивидуально, используя различные методические приемы и упражнения, можно и скорректировать речевые дефекты, и предупредить развитие дисграфии. Обширный и глубокий опыт консультирования и занятий с разновозрастными детьми и их родителями имеется у педагога-психолога Эмилии Фридман, а ее наработки по эмоциональному выгоранию у учителей помогают справляться с трудностями и коллегам.
В школе имеются специализированные классы коррекционно-развивающего обучения для детей с особенностями в развитии. «Родители часто стесняются заявлять о проблемах ребенка, боятся, что на его будущем будет поставлен крест, – говорит директор школы Олег Лаврушкин. – Однако нужно понимать, что школа – помощь, что с таким ребенком нужно много работать и заниматься, принимать его как личность, как гражданина, который должен общаться с другими гражданами».
Всестороннему развитию детей способствуют и внеклассные занятия, внеурочная деятельность также входит в современный образовательный стандарт. В классе у Ольги Алиевой четвероклассники выполняют задания на развитие логики, работают с интерактивной доской – к слову, таким оборудованием, а также компьютерами, проекторами, аудио- и видеоаппаратурой оснащены несколько классов.
Любовь к русскому языку и литературе даже тем детям, кто в начале учебы едва говорил по-русски, прививают преподаватели Татьяна Панькина, Виктория Блинова. Заместитель директора по воспитательной работе Рамиля Зайнетдинова курирует в школе духовно-нравственное, патриотическое, экологическое направления, работу с родителями. В школе проводится много мероприятий, направленных на развитие дружбы народов, уроки и классные часы, посвященные гражданственности, патриотизму, памяти о Великой Отечественной войне.
Действует в стенах школы №138 и воскресная мордовская школа «Валдо Ойме» (Светлая душа). Гордость ее руководителя, педагога-организатора Людмилы Панькиной – маленький музейный уголок мордовской культуры: старинные костюмы с вышитыми рубахами, утварь, книги…
«За долгую жизнь у школы много выпускников, которыми мы, педагогический коллектив, по праву гордимся, помним и с благодарностью принимаем от них посильную помощь в организации всевозможных поездок, экскурсий и др., – заявляет директор Олег Лаврушкин, – вот и эта публикация стала возможной для нас благодаря выпускнику 1991 года Александру Радаеву».