Объективные критерии оценки работы офтальмологов
Впервые оптимизировать работу с участием в системе ОМС группа компаний «Октопус» начала в 2010 году. Анализируя пятилетний опыт лечебной практики в условиях федеральных стандартов, генеральный директор ГК «Октопус» Вячеслав Пилягин подчеркивает, что поступление средств обязательного медицинского страхования существенно отразилось на удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи.
Людмила КРУГЛОВА, Марина ЯКОВЛЕВА (фото)
— Вячеслав Игоревич, за 20 с лишним лет «Октопус» преобразовался в многопрофильный лечебный центр, внедряющий в практику своей деятельности инновационные медицинские технологии, умеющий лечить людей качественно и добросовестно, что позволило завоевать безупречную репутацию на рынке офтальмологических услуг. Почему возникла необходимость войти в систему обязательного медицинского страхования?
— Потому что это дает дополнительные ресурсы для качественного медицинского обслуживания жителей Самарской губернии и, собственно говоря, всех других регионов страны. Сейчас со страховым полисом к нам может обратиться житель любой территории, от Татарстана до Владивостока. Таким образом, высокотехнологичная помощь стала доступнее для гораздо большего числа россиян, которые получили возможность выбора клиник. Наверное, я кого-то разочарую, сказав, что у нас нет печатного станка, и деньги мы зарабатываем, а не печатаем. И для того, чтобы соответствовать статусу современной клиники и не отстать от мировых тенденций в офтальмологии, ежегодно приходится вкладывать огромные инвестиции в обновление активов медицинского центра. Работа по системе ОМС позволила нам значительно увеличить объемы оказания медицинской помощи, что стало благом и для клиники, и для наших пациентов. В договоре ОМС четко прописано, что основным показателем служит удовлетворенность качеством лечения. Судя по отзывам людей, нам удается держать хороший уровень медицинской помощи.
— Как вы оцениваете итоги 2014 года?
— Работа по системе ОМС идет хорошо, если не брать во внимание тот факт, что в 2014 году объем заданий несколько сократился. Нас выручило то, что в конце года мы хорошо поработали с другими регионами, поэтому задание выполнили с запасом. В общей сложности, в прошлом году провели порядка 2500 операций, две трети из них отработаны в рамках системы обязательного медицинского страхования. Реалии таковы, что мы зависим от задания в рамках ОМС, тогда как потенциал нашей клиники позволяет увеличить объемы выполняемых работ практически вдвое.
В конце года вместе с больницей им. Ерошевского мы провели очередную Поволжскую офтальмологическую конференцию, которая собрала медицинских работников со всей страны. И хотя конференция не носила международного характера (как, допустим в прошлом году, когда на ее базе прошли Тюбингенские чтения), тем не менее ее значение для непрерывного профессионального образования специалистов нашей отрасли чрезвычайно велико. Наши врачи, наряду с лучшими российскими офтальмологами, участвовали в живой хирургии на базе больницы Ерошевского. Это уже хирургия высшего порядка, в формате «3D», демонстриру-ющая операции при катаракте, глаукоме, патологиях сетчатки и стекловидного тела. Потенциал хирургов «Октопуса» очень высок, что позволяет применять высокотехнологичные методы лечения, в том числе проводить витреоретинальные операции. Кроме того, профессионализм врачей стал основанием для обучения студентов-медиков.
В этом году мы продолжаем работу не только по системе ОМС, но и по заданию министерства здравоохранения Самарской области. С 2015 года в сотрудничестве с медицинским колледжем им. Ляпиной мы начинаем подготовку оптометристов, которые будут специализироваться на базе клиники «Октопус». У нас уже есть подобный опыт, порядка 79 человек мы подготовили совместно с учебным центром Нижнего Новгорода. Выпускники работают очень хорошо, и то, что министерство инициировало и утвердило учебные программы по оптометрии, стало большим прорывом в деле подготовки кад-ров.
— Как доступ частных компаний к средствам фонда ОМС изменил общую ситуацию в региональной офтальмологии?
— Сотрудничество с частными компаниями сейчас развивается на высоком уровне, приветствуется и поощряется и в нашей отрасли принесло свои плоды. А главное – это позволило снизить остроту проблем в офтальмологии, связанную и с очередностью, и с лечением пациентов. В отличие от других медицинских областей, в офтальмологии можно достаточно быстро добиться ощутимых результатов, потому что основной объем занимает катаракта, которая лечится эффективно и эффект-но. Представьте, ослепший человек буквально через несколько часов обретает зрение. В отличие от глаукомы или заболеваний на сетчатке, которые нередко несут в себе необратимые процессы потери зрения, операции по удалению катаракты, как правило, имеют только положительный результат. Тем более что с каждым годом совершенствуются технологии лечения катаракты. Например, те же мультифокальные хрусталики дают высокий корригирующий эффект, и человек даже в пожилом возрасте может без очков видеть и вблизи, и вдали. Сейчас развивается рефракционная хирургия, не единичны случаи, когда для того, чтобы улучшить зрение, делается замена хрусталика в молодом возрасте. Эти новации практикуются и у нас.
Я уже говорил о том, что у пациентов появился выбор, и люди пользуются этим. Удалось разгрузить очереди за счет мобильных комплексов клиники Ерошевского, когда они ездят по области и выявляют пациентов с проблемами зрения. В «Октопусе» также действует система, когда мы набираем людей и на своем транспорте бесплатно привозим в клинику, а после операции отправляем домой. Это удобно для пациентов, живущих в отдаленных районах губернии, потому что мы сами создаем прецедент, чтобы обеспечить людям доступ к качественной полноценной медицинской помощи. Хотя очереди на операции существуют во всем мире: и в Англии, и в Австралии, и в Новой Зеландии.
— То есть, мы можем говорить о том, что баланс частно-государственного партнерства найден?
— В нашей области сложилась благоприятная ситуация, когда есть поддержка и министерства здравоохранения Самарской области, и главного офтальмолога области, профессора Андрея Владимировича Золотарева, когда сложилось конструктивное взаимодействие со службой обязательного медицинского страхования. Главное – нам помогают, потому что для всех очевидно, что средства ОМС идут на пользу пациентам и на улучшение ситуации в региональной офтальмологии. С 2015 года запланирован переход на одноканальное финансирование, задания по системе ОМС будут не столь регламентированы. Если это подтвердится, то у нас появятся дополнительные статьи расходов, мы сможем тратить средства, в том числе и на развитие клиники. Сегодня многие частные медицинские компании готовы совершенствоваться в рамках системы обязательного медицинского страхования. В конце концов, и государственные медучреждения, и частные медицинские организации могут и должны быть равноправными партнерами в решении отраслевых задач, направленных на улучшение здоровья населения.