Важнейшая ценность

Важнейшая ценность

22 февраля 2015

Воспитание Патриота и Гражданина – одно из ключевых направлений педагогической деятельности в самарских школах

Патриотизм входит в число наиболее значимых, непреходящих ценностей и служит важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития. О том, как реализуется программа патриотического воспитания детей в Самаре, «Первому» рассказала руководитель городского департамента образования Лилия Галузина.

Маргарита ПЕТРОВСКАЯ

— Патриотическое воспитание требует системного подхода. Есть ли такой подход у департамента образования?
— Да, конечно. Есть специально разработанная целевая долгосрочная программа «Патриотическое воспитание детей и подростков городского округа Самара» на 2013-2017 годы. В нее включены разделы, охватывающие все аспекты патриотического воспитания: «Развитие школьного музееведения», «Военно-спортивная подготовка», «Воспитание гражданской активности», «Воспитание героическим примером». В программе четко прописаны источники финансирования и определены мероприятия на каждый год.
— Сегодня, в преддверии 70-летия Победы, школьным музеям, наверное, уделяется особое внимание?
— Каждое из направлений патри-
отического воспитания требует особого внимания, поскольку все они взаимо-связаны. Но музейная деятельность позволяет приобщить детей к поисковой работе, дает возможность прикоснуться к героическому прошлому, понять и почувствовать, какой ценой была завоевана победа. В Самаре действует 81 паспортизированный школьный музей, в том числе 40 из них – это музеи Боевой славы. Только в 2014 году паспортизированы несколько музеев: музей Боевой Славы «Жители блокадного Ленинграда» в школе №90, музей истории поселка Шмидта в школе №134, музей истории образования имени Заслуженного учителя РФ А.М.Зубовой в детской школе искусств №4 и музей этнографии в школе искусств №5.
В рамках действия программы в школьных музеях улучшаются условия хранения и экспонирования музейных предметов. Все музеи снабжены специальным оборудованием – застекленными витринами, стеллажами, стендами. Музеям выделяются денежные средства на приобретение формы и костюмов для актива, поездки в поисковые и экскурсионные экспедиции, ремонт помещений.
В образовательных учреждениях города работают 34 музейных комнаты, 13 залов Боевой и Трудовой Славы, 23 уголка Боевой и Трудовой Славы, 66 историко-краеведческих, туристско-краеведческих кружков, историко-краеведческих факультативов, историко-краеведческих клубов.
Для активистов школьных музеев организуются марафон «Музей и дети», городской смотр-конкурс школьных музеев. Для методистов музейной работы проходят учебно-методические семинары. В 2014 году более 65 тысяч школьников приняли участие в музейных мероприятиях.
— В некоторых школах, помимо музеев, есть памятники, мемориальные доски. Будет ли продолжена такая традиция сохранения памяти?
— В муниципальных образовательных учреждениях находятся три памятника и монумента со статуями, семь стел, обелисков и коллективных монументов с информацией, один барельеф, две стены памяти, два памятных знака, 45 мемориальных досок, у которых в Дни воинской славы дежурит почетный караул, проводятся торжественные и памятные мероприятия. Это значимые элементы патриотического воспитания, и, конечно, традиция увековечивания продолжается. В 2013-2014 годах были открыты девять мемориальных досок в честь выпускников школ, погибших при исполнении воинского долга в Афганистане и на Северном Кавказе. В ближайшее время к 26-летней годовщине вывода войск из Афганистана в школах города планируется открытие мемориальных досок выпускникам, погибшим при исполнении воинского долга в Афганистане.
— Какие мероприятия военно-спортивной подготовки вы особо могли бы отметить?
— В феврале прошлого года на базе средней школы №170 Самары была организована спартакиада, посвященная Дню защитника Отечества. В ней участвовали более 1000 человек. Затем 6 и 7 мая 2014 года прошел городской праздник «Радость Победы», посвященный 69 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В рамках праздника состоялся слет воспитанников военно-патриотических объединений.
Для подготовки юношей к службе в рядах Вооруженных Сил для всех учащихся десятых классов школ города организуются военно-полевые сборы в тесном взаимодействии с воинскими частями и районными военными комиссариатами. В 2014 году в сборах участвовали 2798 школьников. В рамках программы для школ города приобретаются электронные стрелковые тиры. Сборы проходят также в ходе трех профильных смен: на базе детских оздоровительных центров «Юность» и «Союз». Второй год подряд для 339 учащихся школ города были организованы военно-полевые сборы на учебно-тренировочной базе Самарского юридического института в селе Богдановка Кинельского района.
— Воспитание патриотизма невозможно без конкретных героических примеров. Как это направление реализуется в Самаре?
— Школьники города активно взаимодействуют с ветеранами Великой Отечественной войны: приглашают их на классные часы, линейки и Уроки мужества, посещают и оказывают необходимую помощь на дому. Во всех районах города проводится акция «Звезды памяти» по нанесению звезд на дома проживающих в них участников Великой Отечественной войны. Учащиеся участвуют в акции «Живое слово», организованной региональной общественной организацией родителей военнослужащих «Сыновья»: военнослужащим, проходящим службу в рядах Вооруженных Сил в горячих точках планеты, ребята собирают посылки, отправляют видеоролики с добрыми пожеланиями. Большую работу проводят отряды Городской лиги волонтеров, в которых насчитывается 564 человека из 32 школ города. Учащиеся организуют трудовые десанты по очистке от снега воинских захоронений на городских кладбищах, обелисков павшим героям, обновляют и обустраивают мемориальные доски памяти о героях войны.
По поручению главы Самары в школах города весной 2014 года установлены стенды «Дни воинской славы России».
46 школ носят имена Героев Советского Союза, России, кавалеров Ордена Славы, выдающихся людей, боевых частей и соединений. В 2014 году СОШ №64 присвоено имя Виталия Викторовича Талабаева, а школа №95 стала носить имя Евгения Валерьевича Золотухина.
В 2015 году планируется присвоение имен героев средним школам №149 — Героя России Александра Ивановича Баранова, №168 – Героя Советского Союза Евгения Александровича Никонова, лицею «Технический» – Героя Социалистического Труда Сергея Павловича Королева.
В честь знаменательных дат в 2013-2014 учебном году был организован Пост №1 на Площади Славы у Вечного огня. В несении Почетной караульной службы участвовали школьники многих самарских школ.
Департамент образования активно взаимодействует с Общественным советом ветеранов при главе городского округа Самара. Специалисты департамента выступают на заседаниях совета по вопросам патриотического воспитания в школах, приглашают представителей совета для участия в городских социально значимых мероприятиях. Школьники города участвуют в мероприятиях, организуемых Самарской городской общественной организацией ветеранов, Самарским областным советом ветеранов (пенсионеров), Самарским региональным отделением Всероссийской общественной организации «Боевое братство», Самарским региональным отделением «Союза десантников России».

Обсуждение закрыто.