В школе №174 берегут историческую память
Музей этого учебного заведения интегрирован в образовательный и воспитательный процесс настолько, что здесь (об этом знают все ученики) можно не только погрузиться в историю или запланировать исследовательский проект. Эта комната служит и комнатой отдыха, где можно в тишине побеседовать с одноклассником или с педагогом, попросить у него совета. При этом само пространство музея неизменно остается святыней для все новых и новых поколений учащихся самарской школы №174.
Елена НЕШТАДТ, Ирина СЕДЫХ (фото)
Вахта памяти
Школьный музей был создан в 1999 году, тогда же образовательному учреждению было присвоено имя Ивана Павловича Зорина, ленинградца, юнги первого набора Соловецкой школы юнг ВМФ, в 15 лет ставшего кавалером ордена Отечественной войны II степени. В 18 лет он уже имел 18 боевых наград. Но обо всех его подвигах, а также о подвигах его товарищей – выпускников Соловецкой школы юнг ВМФ – самарские мальчишки и девчонки не узнали бы так подробно, если бы не еще один юнга первого набора, участник Великой Отечественной войны Юрий Павлович Зай-цев. Именно он пришел в школу с инициативой создания музея и с материалами, личными вещами однополчан.
«Казалось бы, Самара – город, имеющий отношение только к речному флоту. Но не все, наверное, знают, что из Куйбышева в Соловецкую школу юнг с 1942 по 1944 годы отправилось более 700 человек, – рассказывает ученик 9 «Б» школы №174 Андрей Жаднов. – На том месте у Речного вокзала, откуда они уходили в плавание, установлен памятник, на набережной также есть Аллея Соловецких юнг».
Вот уже пять лет подряд школьники участвуют в международной акции «Вахта Памяти. 15 дней до Победы». Ученики стоят почетным караулом у памятника юнгам ВМФ в течение двух часов по 15 минут каждый. «В прошлом году, – вспоминает методист музея Елена Ивановна Савельева, – на долю старшеклассников выпало настоящее испытание – было объявлено штормовое предупреждение, на Волге поднялся сильный ветер, пошел град. Но они выстояли, никто не сменился раньше положенного срока».
Так молодежь хранит память о тех, кто завоевал Победу, мирное небо над их головой. «Чтобы смело заглядывать в будущее, нужно внимательно смотреть в прошлое, – говорит ученик 9 «Б» класса Никита Гришин. – И из патриотических чувств, и из любопытства, и для того, чтобы научиться оперировать историческими фактами».
Прикладная история
Действительно, знания, которые школьники приобретают здесь, становятся полезными: кто-то с помощью морского узла научился завязывать шнурки, кому-то пригодилась на экзамене история про кортик. Но главное, считают сами юные экскурсоводы, – рассказать о подвигах предков через жизненные личные истории. «Мы сами приходили в этот музей, учась в начальной школе, но многого, наверное, не понимали, упускали, – делится ученица 11 «Б» Мария Бушняк. – Сейчас же, когда мы провели в музее несколько лет, понимаем, что мы в ответе за каждый экспонат, за каждого человека, который сюда приходит. Важно дать понять любому, какую гордость мы испытываем за тех, о ком рассказываем. Мы стараемся для каждого возраста подбирать понятные ему слова, но доносить историю судеб, эмоции тех 14-16 летних мальчишек». И это с успехом удается – по итогам городского конкурса игры-путешествия «Листая календарь воинской славы…». Мария Бушняк была признана лучшим экскурсоводом, а ее «коллеги», активисты музея, получили дипломы в номинации «Знатоки военной истории».
Многому сегодняшних старшеклассников научила Сталина Николаевна Буенцова, старейший педагог школы, проработавшая здесь 20 лет и возглавлявшая музей со дня его основания. «Я до сих пор помню, как мы сидели на уроке истории у Сталины Николаевны, и она спросила, кто хочет работать в музее, – вспоминает ученица 11 «Б» Алена Назарова. – Для меня это была большая радость, но и, конечно, волнение. Когда я вела свою первую экскурсию, у меня все дрожало, а потом прочитала запись в книге отзывов: «Очень благодарны Алене. Мы слушали ее, а сердце замирало…».
Медаль адмирала
Только в прошлом году были подготовлены и открыты для осмотра 15 тематических выставок. Продолжает свою работу поисковая группа «Соловецкие паруса», выявляя новые имена и адреса юных патриотов. В жизни музея участвуют учащиеся с 4 по 11 классы. Старшие готовят себе достойную смену. «Впервые я примерил бескозырку, когда учился в 6 классе, – сообщает ученик 10 «А» Михаил Давыдкин. – И с тех пор остался в музее – появилась внутренняя тяга. Когда ты смотришь на эти вещи, фотографии, письма – понимаешь, что это недалекое прошлое, осознаешь, что патриотизм наших дедов и прадедов не был спровоцирован тем, что они хотели наград. На суше, на море, в воздухе они сражались за Родину, чтобы отбить врага, чтобы наша страна жила спокойно и мирно, поэтому они своей кровью, своими жизнями заплатили такую высокую цену».
Мощный воспитательный потенциал заложен и в Уроках Мужества, Уроках Памяти, возложении венков в памятные даты, которые для этой школы – непременная составляющая образовательного процесса. Сегодня представить учебное заведение без музея невозможно. Каждый знает, куда провожать гостей первым делом – в дорогой сердцу уголок. У входа в музей – надпись, которой гордятся все поколения школы. Она гласит, что музей Соловецкой школы юнг при школе №174 занесен в книгу Почета как лучший музей страны. А коллектив музея награжден медалью «100 лет Адмиралу Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецову», медалью к 310-летию Российского Флота. Именно Николай Герасимович подписывал в 1942 году приказ о создании школы юнг ВМФ.
Впереди у музея школы №174 – не менее важные и ответственные планы. Звание лучшего обязывает идти вперед, продолжая и укрепляя славные традиции во главе с директором школы Надеждой Васильевной Кондрашовой и методистом музея Еленой Ивановной Савельевой.
Надежда Кондрашова,
лауреат всероссийского конкурса «Директор и школа 21 века», дипломант и лауреат национальной премии всероссийского конкурса «Элита народного образования», ветеран педагогического труда, «Отличник народного образования», руководитель и педагог высшей категории, директор МБОУ СОШ №174:
— Когда ко мне впервые пришел Юрий Павлович Зайцев, я поняла: музею быть. Таким лучезарным, очаровательным человеком он был, горячо увлеченным своим делом. Главное – меня поразили его глаза, мудрые и горящие в то же время. Он пришел с четким сознанием – передать материалы детям, он заранее видел, каким должен быть музей, какую роль должен сыграть в жизни школы. И привел за собой других ветеранов-юнг, буквально одержимых этой идеей. Сутками они строгали мебель, собирали и устанавливали оборудование. Когда задерживались, оставались ночевать в школе. Здесь каждый гвоздь – история, все сделано руками ветеранов. И этот задор передался нашим ребятам, они все время что-то пытаются улучшить.
«В нашей школе сохранилась хорошая традиция – ежегодно проводить смотр строя и песни 23 февраля, в День защитника Отечества, – говорит Анна Сидоршина, ветеран педагогического труда, «Отличник народного образования», руководитель и педагог высшей категории, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №174. – Невозможно передать, с какими чувствами принимают у школьников парад ветераны. Каждый класс готовит свои песни, кто-то дополняет их инсценировкой, а в состав жюри входят, конечно же, наши фронтовики. Мы их приглашаем и в День знаний, и просто так, на чаепитие. К сожалению, ветеранов становится все меньше, но мы поддерживаем тесную связь с вдовами выпускников школы Соловецких юнг. Детям необходимо живое слово, по силе воздействия превосходящее все лекции и просмотры».