Часть целого

Часть целого

23 марта 2015

В школе ребенок впервые встречается с государством, но только учитель превращает государство в Родину

Патриотическое воспитание – доминирующее направление образовательных учреждений Самарской области. Сегодня, как никогда, жизненно важно вырастить поколение, неравнодушное к будущему своей страны, проникнутое чувством истинной приверженности к отеческим «берегам», к отеческим святыням. О том, как воспитать достойных граждан своей страны, размышляет заместитель министра образования и науки Самарской области Надежда Колесникова.

Людмила КРУГЛОВА, Игорь Казановский (фото)

— С какого возраста у ребенка возникает осознание понятия «Родина»?
— Мне запомнилась замечательная мысль, которая прозвучала на церемонии «Учитель года» в Кремлевском Дворце Съездов: «Когда ребенок приходит в школу, он впервые встречается с государством». Потому что именно здесь он понимает, что есть правила и законы, есть порядок, руководители, есть социальные взаимодействия. На самом деле очень точная фраза. А в следующий момент я услышала: «И только учитель превращает государство в Родину». То есть от учителя зависит, будет ли сопровождаться это понимание еще и отношением, глубоким чувством сопричастности к миру, в котором ребенок находится. Ведь что такое любовь к Родине? Это ощущение себя частью огромного целого. Я не рядом, я не на «над», я не могу эту связь разорвать, потому что она неотделима от меня. Отсюда и величайшая трагедия людей, в силу обстоятельств оказавшихся в эмиграции.
— Но ведь патриотические чувства невозможно воспитать призывами или назиданиями?
— Безусловно! Возникновение чувств – процесс поэтапный и очень бережный. Вот и президент особо подчеркнул, что в пат-риотическом воспитании детей не должно быть формализма. Патриотическое воспитание – сложное интегральное явление, включающее три психологических аспекта: когнитивный (я знаю), эмоциональный (я чувствую) и деятельный (я умею делать). Когда все компоненты – знания, чувства, готовность к действию – постоянны, возникает смысловая цельность, от которой человек уже не сможет отказаться. Поэтому, выстраивая систему патриотического воспитания в школе, мы стараемся наполнить ее живой, содержательной работой, исключающей формальный подход.
— Если обратиться к опыту школ, то какими средствами достигается приобщение детей к героическому прошлому страны?
— Очень важно, что сейчас началось присвоение школам имен Героев Советского Союза, ветеранов Великой Отечественной войны, полных кавалеров Славы. Потому что присвоение имени – это еще и поиск, когда дети на живом историческом материале узнают, какова роль этого человека в жизни их школы, города, края. Надо сказать, что школы очень активно откликнулись на предложение по увековечиванию памяти героев-земляков. На сегодня в области насчитывается более 70 образовательных учреждений, с которыми мы работаем по присвоению имен героев.
В школах развивается волонтерское движение, также связанное с поисковой деятельностью, изучением подлинных материалов, общением и поддержкой ветеранов. Эта работа дает материал для обдумывания, что такое война, и вместе с тем рождает ответственность ребят перед старшим поколением.
Ценным ресурсом в патриотическом воспитании служит музейная педагогика, на сегодня в школах Самарской области создано около двухсот уникальных музеев. Очередной этап в этой работе – проект объединения всех школьных музеев в единую сеть, когда можно будет посетить любой школьный музей и посмотреть, чем школа живет. В этом году впервые в Приволжском федеральном округе пройдет большой конкурс школьных музеев, и думаю, наши образовательные учреждения будут выглядеть весьма и весьма достойно.
В этой связи надо сказать и о таком важном моменте, как выражение чувств детей в творчестве. Наверное, мы немного привыкли к многообразию творческих конкурсов, но только они позволяют ребенку реализовать свое эмоциональное отношение к теме. Что характерно, в этом году 11-классники впервые писали сочинение, допускающее их к итоговой государственной аттестации. Было предложено пять тем на выбор, и 70 процентов выпускников писали о войне. На мой взгляд, это как раз и есть ощутимый результат воспитательной работы.
— Как вы считаете, будет ли способствовать формированию патриотических чувств ежедневное исполнение учащимися российского гимна перед началом занятий?
— Действительно, этот вопрос активно обсуждается, даже на уровне законопроекта. При этом авторитетные мнения неоднозначны, и мне ближе точка зрения, которая все-таки нацеливает не принимать скоропалительных решений. Ведь во всех школах довольно часто гимн звучит на хороших праздничных мероприятиях, в начале больших дел, когда подчеркивается единение с государством. А если что-то совершается ежедневно, механистически, обыденно, то выхолащивается ценностный смысл. Да, привычку сформировать можно, а вот воздействия на чувства детей может и не получиться, а что еще хуже, у некоторых ребят вызовет отторжение. Мы это уже проходили.
— Как объяснить ребенку истинную суть вещей в современном мире, где нередки лжепатриотические деструктивные тенденции?
— Надо понимать, что между вопросами патриотизма и проявлениями, связанными с экстремизмом, грань очень тонкая. На этом пытаются спекулировать, стараются привлечь детей к таким объединениям, где под вроде бы правильными лозунгами достигаются иные, разрушительные цели. Мы, несомненно, держим под контролем эти вопросы. Но разъяснить ребенку, что есть ценности истинные и мнимые, конечно, обязан учитель. Он должен понимать, что его позиция – это позиция человека, служащего государству. Учитель формирует гражданские ценности у ребенка, а это значит, что в нем самом должен быть выработан внутренний стержень.
Важно знать о том, что на каждой возрастной ступени применяются разные технологии и разный уровень выбора. Ребенок раннего возраста, прежде всего, снимает кальку с взрослых, и патриотическая работа с малышами строится на семейных ценностях, на его причастности к малой родине. Подросток подвержен влиянию группы, поэтому, чтобы его в чем-то убедить, надо работать со всей группой. В этом возрасте хороший результат дают деятельные мероприятия. И уже в юношеском периоде, когда человеку привнесены устойчивые нравственные правила, учитель начинает говорить, что не все однозначно в этом мире. Но его задача – воспитать уважительное отношение к Родине, к России, донести до ума и сердца ребенка, что в огромном пространстве мира есть твоя страна и твоя семья, где ты свой. И это – главная ценность.
— Надо ли воспитывать в подрастающем поколении бойцовские качества?
— Это не самоцель, прежде всего, в голове ребенка должно сложиться – ради чего. Помню, когда я работала в школе, мой коллега-учитель, разнимая дерущихся мальчишек, сказал: «Запомните, настоящие мужчины дерутся в двух случаях – за Родину и за любимую женщину». Человек сказал это настолько органично, насколько это было его жизненной установкой, а дети очень чутки к искренности. Как раз люди с жизненными установками формируют у ребят мужское начало и те качества, которые определяют готовность защищать. Сейчас все больше детей занимаются в военно-патриотических клубах – строевой подготовкой, борьбой, владением первоначальным оружием. Это связано с тем, что много мужчин приходят работать в школу (в том числе и бывших военных), которые своим примером, сильными жизненными установками воспитывают молодых людей.
— Существуют ли программные документы, определяющие цели и задачи воспитательной работы в образовательной отрасли?
— На мой взгляд, произошла очень важная вещь: наконец все осознали, что нужны положенные на бумагу документы, которые определяют, чему учить и что воспитывать. Раньше ориентировались на моральный облик строителя коммунизма, где были очерчены, в принципе, правильные направления. Сейчас у нас появилась Концепция воспитания детей, где сформулирована главная мысль: воспитание российской идентичности, то есть осознания себя частью большой страны, на основе формирования духовно-нравственных качеств. Мы рады, что наконец-то прозвучала формулировка о ценности труда. В последнее время нормальное человеческое слово «труд» заслонили «бизнес», «менеджмент». Тогда как труд на благо своей страны, профессиональная гордость – все это не что иное, как патриотические установки. Концепция вынесена на широкое обсуждение, и профессионалы вносят много предложений и поправок. Принятие этого документа поможет учителю иметь четкие ориентиры – на что опираться в своей работе.

Обсуждение закрыто.