Еще раз про любовь

Еще раз про любовь

21 марта 2015

О том, как женщина может изменить российский ландшафт 

Одна из самых ярких женщин Самарской губернии, Вера Глухова стояла у истоков развития регионального бизнеса. Феномен ее деловой истории в том, что, занявшись ландшафтным дизайном и флористикой, скромная предпринимательница из провинции стала эталоном профессионализма и в России, и за рубежом. Сегодня «Садовый центр Веры Глуховой» – это своего рода критерий качества, творческого подхода к делу, безупречного ведения бизнеса. Сформулировав личную миссию – нести людям красоту, – Вера Глухова четко следует своей цели, отказываясь от того, что не соответствует ее внутренней нравственной позиции.

Людмила КРУГЛОВА, Хорен ГРИГОРЬЯН (фото)

— Вера Викторовна, имеет ли право на жизнь понятие «любить бизнес»? Или это оксюморон?
— Пожалуй, в этом выражении есть некоторая несовместимость. Если же говорить о возможности совмещать любимое дело с заработком, то, наверное, это лучшая из самореализаций, которая только может быть у человека.
Я всегда любила заниматься декоративным растениеводством и, накопив достаточный опыт, просмотрев много европейских питомников, поняла, что хочу создать свой садовый центр и работать самостоятельно. На момент открытия даже мои сотрудники не представляли, что из этого получится. Представление о том, как будет выглядеть садовый центр, было только у меня в голове. Я шла к этому 15 лет.
— Какое качество помогает вам в бизнесе?
— Целеустремленность. Я выстроила свою жизнь через работу, ей подчинены все мои отношения с друзьями, все увлечения. Если есть проблемы на работе, я отменяю и отпуск, и запланированный ужин в гостях. Приоритет – любимое дело.
— Значит, все-таки: еще раз про любовь?
— Человек, который не любит своего дела, не достигнет успеха. Не понимаю людей, беспрестанно меняющих бизнес-направления в погоне за сиюминутной прибылью. В конце концов, эта гонка приносит психологическое опустошение. Для меня было бы катастрофой, если бы я перестала любить растения и восхищаться их красотой, поэтому то, что я создаю, в первую очередь должно нравиться мне самой. И не всегда в нашем деле все определяет расчет. У нас были проекты, когда мы не заработали ни копейки.
— Вы имеете в виду социальные акции?
— Нет, социальный бизнес – это этически осознанный аспект нашей работы. Благотворительностью мы занимаемся постоянно, это и благоустройство Иверского монастыря и музея Курлиной, и озеленение храмовых территорий. Но я имею в виду выполнение работ по договору, когда не все решают деньги. Так было, например, при подготовке территории Александровского сада к 65-летию Победы. С точки зрения бизнеса, проект дохода не принес, но я очень горда, что мне выпала честь работать на столь значимом для России объекте. Моральное удовлетворение не менее важно, чем материальное вознаграждение.
— То есть, честь – дороже денег?
— Выполнить работу качественно, красиво, добросовестно, своевременно – это и есть честь профессионала. Хорошие традиции были у купцов прошлого века: слово, которое они давали, ставилось превыше всего. Всерьез занимаясь бизнесом, ты не имеешь права обманывать, иначе не будет ни доверия, ни настоящей команды. Если бы я за эти 15 лет подвела хотя бы одного европейского коллегу, со мной никто бы не стал иметь дела. Сейчас наступило тяжелое время, что касается волатильности валютного рынка, и при такой ситуации я получила от моих зарубежных партнеров посадочный материал с рассрочкой платежа. Это не что иное, как признание моей работы.
В прошлом году на конференции Ассоциации российских производителей посадочных материалов, где собралось свыше 500 специалистов, многие говорили, что знают «Садовый центр Веры Глуховой», что им интересна моя точка зрения по тому или иному вопросу. В деловой среде человека уважают за профессиональные качества, за честное ведение бизнеса, за то, что он держит слово.
— Вера Викторовна, как вам удалось выйти на российский и даже на мировой ландшафт, если вспомнить работу вашей команды по восстановлению величайшей святыни – музейно-паркового комплекса в Иерихоне? Ведь, согласитесь, приглашение специалиста из Самары – не типичный пример доверия на столь высоком уровне?
— Безусловно, это доверие надо было заслужить. Когда мы закончили работу по благоустройству в «Волжском Утесе», приуроченную к саммиту Евросоюза, мой генпод-рядчик сказал: «Вера, ты профессионал. Я буду с тобой работать». Для меня это была самая высокая оценка. И вместе с тем, я получила хорошую проверку на прочность: объект трудный, 40 га земли, непогода, сроки сжатые. Сложность объектов такого уровня – в том, что ты обязана сделать работу с точностью до минуты, у тебя просто нет другого шанса. Школа жесткая, но она дала мне профессиональный рост и заказы. Я поработала на 13 стройках, делала по сто перелетов в год, мне надо было находиться одновременно в пяти городах России, где работала моя команда, встречаться с подрядчиками, с европейскими коллегами. Как успевала? Не знаю. Про меня говорили: «Опять видели Веру в самолете. Ни-ка-кая!»
— При этом ведь и самарский бизнес надо было развивать?
— Мне повезло, что в меня поверили мои сотрудники, с которыми мы вместе много лет, что со мной рядом работают сестры и племянники. Когда я уезжала, весь груз ответственности брала на себя моя любимая сестра Лида, директор розничной сети. Она прекрасно знает дело, потому что прошла весь путь становления бизнеса. Я знала, что компания будет под контролем, и очень счастлива, что 15 лет Лида работает со мной, став моим надежным тылом. Сейчас садовый центр активно развивается, в планах – создать на его базе красивый парк, он уже заложен, года два уйдет на то, чтобы полностью благоустроить территорию. Кроме того, мы продолжаем работу за пределами Самарской области.
— Как вы считаете, правомерна ли гендерная те-ория в отношении бизнеса?
— Правомерна, она подтверждается практикой. Женщина – бегун на длинные дистанции, она как впряглась, так и пашет. У мужчин зачастую не хватает терпения. Женщины ведут бизнес честнее, они не «кидают», как мужчины, и в критических ситуациях ведут себя сдержанно и осторожно. Но вместе с тем они доверчивы, потому и оказываются в роли жертвы. Как бы то ни было, мужчины чаще всего замкнуты на конкретной сделке, а умение создавать эмоционально благоприятную атмосферу и в коллективе, и в отношениях с партнерами – прерогатива женщин. Когда люди приезжают в садовый центр, то говорят: «Сразу видно, что женщина ведет бизнес, везде чистота и порядок». Потом они видят меня – в рабочей одежде, в резиновых сапогах, в перчатках – и удивляются: «Вы – Глухова?» – «Я здесь главный разнорабочий», – отвечаю.
— Что, на ваш взгляд, мешает подъему российской экономики?
— Лень и непрофессионализм. Мне как работодателю это очевидно. Казалось бы, человек хочет заработать, но при этом отдачи от него никакой. У меня на территории полмиллиона растений, которые надо вовремя посадить, полить, прополоть. Любое промедление для них смерти подобно. Я не нянька, чтобы контролировать каждого работника, и принцип здесь тот же: взял обязательства – выполняй. Если каждый будет относиться к своему делу профессионально, то результаты во всей России будут другие.
— Какие уроки вы получили в бизнесе?
— В трудных ситуациях вспоминала свое увлечение альпинизмом: я побывала на 16 вершинах, поднялась и спустилась. В альпинизме, как нигде, чувствуешь плечо и поддержку друзей, ты на страховке и тебя страхуют. Ветер, снег одинаковы для всех, устали все. Ты идешь до вершины сам и несешь ответственность за человека в связке. Альпинизм научил меня не бояться, быстро принимать решения и все проблемы рассматривать по мере поступления. В бизнесе точно такие же алгоритмы действий.
— Что в вашей жизни определяет внутреннюю культуру? Или – кто?
— Моя мама. Простая деревенская женщина, семь классов образования, пятеро детей, дел непочатый край. При этом она успевала и дом держать, и вязать, и довольно много читала. Ее уважительное отношение к людям, природная мудрость, деликатность и достоинство остаются для меня эталонными. Мама приучала нас, детей, к порядку, дисциплинированности, трудолюбию. Ее золотое правило: нельзя оставлять на завтра то, что можно сделать сегодня. Так что своим успехом в бизнесе я во многом обязана маме.

Обсуждение закрыто.