Такую ключевую задачу решают педагоги Южного образовательного округа
Сегодня, как никогда, важно воспитать у подрастающего поколения качества, присущие настоящему гражданину своей страны. Главнейшая роль в этом процессе отводится педагогам. Об организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях «Первому» рассказал руководитель Южного управления министерства образования и науки Самарской области Сергей Светкин.
Маргарита ПЕТРОВСКАЯ, Андрей САВЕЛЬЕВ (фото)
— Сергей Вадимович, какие задачи вы ставите педагогам для реализации гражданско-патриотического воспитания?
— Ключевой задачей для педагогов образовательных организаций, подведомственных управлению, является привитие главных ценностей, на основе которых и формируется гражданское и национальное самосознание. Это и уважение к истории страны и судьбам народа, любовь к родному языку, народным традициям, культуре, природе. Это и формирование у подрастающего поколения чувства принадлежности, любви, верности Родине, личной ответственности за нее; потребности участия в общественно-полезной деятельности, готовности к защите Отечества, труду на его благо. Среди направлений патриотического воспитания, практикуемых в школах, – военно-патриотическое, духовно-нравственное, туристско-краеведческое, историко-патриотическое, музейная деятельность и другие. Традиционными формами патриотической работы с молодежью остаются массовые мероприятия: конкурсы рисунков, сочинений, стихов, песен, проектов, игра «Зарница». А также проведение акций, приуроченных к памятным датам, Уроков мужества, учебно-полевых военных сборов среди юношей 10 классов.
— Вероятно, есть и специальные воспитательные программы?
— Да, конечно. В образовательных учреждениях Южного округа реализуются специальные программы, направленные на воспитание патриотизма и гражданственности, – такие, как «Семья, ребенок, школа», «Я – гражданин России», «Я и Отечество», «Наш край». Воспитанию патриотов также способствует клубная работа. К примеру, в Доме детского творчества с. Большая Глушица функционирует военно-патриотический клуб «Юный патриот». Педагоги готовят ребят для участия в районных, областных мероприятиях и соревнованиях, таких, как ежегодная военизированная эстафета на приз нашего земляка Героя Советского Союза М.Ф.Попова, областной слет патриотических клубов в Сызрани, учебно-тренировочные сборы в Кинеле, областное первенство по кроссовой стрельбе, работают над проектом на конкурс социальных проектов «Гражданин».
А в Центре детского творчества с. Большая Черниговка действует объединение «Юный пограничник», где ребята знакомятся с азами военного дела, совершают экскурсии на пограничную заставу непосредственно под руководством офицеров. Ежегодно воспитанники объединения участвуют в Параде Памяти на площади Куйбышева в Самаре, окружном смотре строя и песни, посвященном Дню Победы, в с.Большая Черниговка, а команды-победительницы – в Нефтегорске.
— В преддверии 70-летия Победы особенно важной становится музейная работа. Как здесь обстоят дела?
— На территории Южного управления функци-онируют 24 государственных бюджетных образовательных учреждения. Во всех имеются помещения, отведенные для комнат и уголков Боевой славы, уголков краеведения, музеев и музейных комнат. Девять учреждений прошли процедуру паспортизации музеев.
— А к самому празднованию юбилея Победы идет подготовка?
— Конечно, самой масштабной станет акция «70-летию Победы – 70 добрых дел», на сайтах школ и детских садов открываются рубрики, посвященные этой великой дате, открыта еженедельная рубрика в районной газете «Степной маяк» – «Дети о войне». Ведется работа по присвоению школам имен Героев Советского Союза и Героев России. Так, Большечерниговской школе №1 будет присвоено имя Героя Советского Союза Ивана Михайловича Кузнецова, Большеглушицкой школе №1 – имя Героя Советского Союза Владимира Ивановича Фокина. Всего семь школ будут носить имена известных людей. В рамках того же плана впервые в феврале были проведены первые окружные семейные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» и многое другое.