Солдатская история 1

Солдатская история

23 марта 2015

Прошлое напоминает о себе старыми ранами и горечью утрат

Те, кто перенес на себе тяжесть войны, знают, что, как бы ни отдалялся ее трагический опыт, время не лечит. Невозможно забыть ту неумолимую жесткость, когда все существо человека – из плоти, крови, души – превращалось в материал войны. «Не дай Бог» – к нам, ныне живущим, обращены слова простого советского солдата.

Людмила КРУГЛОВА, Ирина СЕДЫХ (фото)

Шла война
В сорок третьем на фронт уходили мальчишки 1926 года рождения, в эту обойму попал Владимир Сергеевич Щербаков, уроженец хутора Кузьменково Кинель-Черкасского района Куйбышевской области. До войны семейная жизнь Щербаковых была нелегкой: отец умер в 1932 году, когда Владимиру было шесть лет, а у матери на руках – еще две маленькие дочки. Выручало подсобное хозяйство и то, что колхоз «Путь Сталина», где они жили, отличался стабильной урожайностью, хлеба хватало. В 1941 году все трудоспособные кадры ушли на фронт, в сельской местности остались женщины, старики и дети, которые стали основной рабочей силой, обеспечивающей Красную Армию продовольствием.
«Нам, несовершеннолетним труженикам тыла, пришлось выполнять все сельскохозяйственные работы, – вспоминает Владимир Сергеевич, – и пахать, и сеять, и убирать урожай, который весь, до единого зернышка, отправлялся на фронт».
В сорок третьем вырастили хороший урожай. Володя Щербаков освоил технику, уже работал штурвальным на комбайне в колхозе «Память Крупской». Отсюда в ноябре и был призван в действующую армию. После учебной части состав с новобранцами отправили на фронт. Поезд шел через разбомбленные города – Смоленск и Витебск, и молодые курсанты впервые воочию увидели сожженные дотла земли своей страны. Каждый из них понимал, что военное время призвало их пополнить поредевшие ряды защитников Отечества. «Но страха не было, потому что слишком велико было желание победить злейшего врага, – говорит ветеран войны.
Владимир Щербаков сражался с фашистами в составе 417 стрелкового полка 1 Прибалтийского фронта под командованием Ивана Христофоровича Баграмяна. В задачи Советской Армии входило освобождение Прибалтики от гитлеровских захватчиков, с последующим наступлением в сторону Восточной Пруссии и до Берлина.
Владимир Сергеевич был заряжающим 45-миллиметрового орудия – противотанковой пушки. Как правило, «сорокапятку» в походном положении перевозили при помощи пары лошадей.
«Перед боем, в ночное время, пушку максимально приближали к траншеям, животных отгоняли в укрытие, и тогда несколько солдат устанавливали орудие в подготовленной нише. А мы уже стреляли, – рассказывает Владимир Сергеевич. – Огромную роль в нашем прорыве сыграли «катюши», когда огнеметными залпами орудий вычищали территорию противника. Так мы начали теснить фашистов».
Когда Прибалтийский фронт перешел в наступ-ление и взял курс на Восточную Пруссию, от взрыва мины в бою Владимир Щербаков получил тяжелое ранение. Впоследствии он на санитарном поезде был отправлен в московский госпиталь, где ему сделали несколько операций. Окончательно восстановился боец в начале мая и утром 8 мая 1945 года приехал на родину, в Кинель-Черкасский район. А назавтра был День Победы.

_62A8667

Спасибо за Победу
Война, на которую он попал восемнадцатилетним, принесла ему физические страдания, но не отняла счастья. Его личная история имеет необычное совпадение. После войны Владимир Щербаков стал работать старшим бухгалтером на хуторе Кузьменково. Сюда же по направлению «специалиста-агронома» приехала его будущая супруга, Ольга Федоровна. Участница войны, она получила повестку в том же сорок третьем и тоже воевала в Прибалтике: в составе частей радиоразведки вела воздушное наблюдение за вражескими самолетами. Получается, одними военными дорогами шли они навстречу друг другу. На фронте не встретились, но судьбе было угодно их соединить. В 1947 году сыграли свадьбу. Жили дружно, построили дом в Кинель-Черкассах, вырастили троих детей. Уже правнучка дарит Владимиру Сергеевичу милый детский рисунок: «Спасибо деду за Победу».
Несколько лет назад Ольги Федоровны не стало, и Владимир Сергеевич горюет, что не дожила его верная спутница жизни до семидесятого юбилея Победы. Буквально на днях потерял приятеля – ветерана Великой Отечественной войны, самарчанина Александра Ивановича Колядова. Все меньше становится тех, кто прошел фронтовыми дорогами, кто видел беспощадное зеркало войны. Ценность свидетельств – в том, что этих убеленных сединами людей невозможно обмануть пропагандой или перетасовкой фактов о тех или иных военных событиях. Солдатская правда одна: они сражались за Родину, и только такая война имеет оправдание.
«Все люди, как один, боролись за освобождение Советского Союза. Солдаты шли на смерть, чтобы избавить страну от нашествия фашистов, и считали, что это не должно повториться, – рассуждает ветеран. – Но то, что происходит в последнее время, не укладывается в голове: воюет Украина, которую мы защищали, на Западе пытаются низвергнуть наши заслуги и нашу Победу. Всякими путями стараются перевернуть историю».
Владимир Сергеевич Щербаков прошел и тыл, и фронт, изо дня в день мечтая о мире, как и миллионы солдат, отчаянно и доблестно сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Высокий дух советских воинов поддерживался идеей мира. Каждый из них шел в бой со словами: «Мы должны победить. И мы победим!»
И не дай вам Бог – судить победителей.

Обсуждение закрыто.