В Самарской области определены приоритетные для бюджетного финансирования виды спорта
Заместитель министра спорта Самарской области Лидия Рогожинская рассказала «Первому», как сегодня развивается спорт в регионе, в какой физической форме находятся чиновники областного правительства и зачем ей однажды на 8 Марта подарили две буханки хлеба.
Оксана ТИХОМИРОВА
— Как вы стали чиновником? И не просто чиновником, а заместителем министра?
— В какой-то мере случайно и по стечению обстоятельств. Никогда не планировала быть чиновником. Всю жизнь посвятила спорту. У меня очень спортивная семья. Родители – бывшие спортсмены, профессионально занимались легкой атлетикой. Мама к тому же – судья всесоюзной категории, известная личность в спортивном мире Самарской области. Я пошла по стопам родителей. Уже с раннего детства тоже стала заниматься легкой атлетикой. В школе училась в спортивном классе, безумно любила спорт и все с ним связанное. Побеждала на местных соревнованиях, входила в сборную области. В определенный момент поняла: особых перспектив в качестве спортсменки у меня нет. За попадание в сборную была жесточайшая конкуренция, и я банально не тянула.
Хотела остаться в спорте, поэтому выбрала профессию тренера. Поступила на единственный тогда в нашем городе факультет физической культуры в Куйбышевском педагогическом институте. Я пришла поступать с аттестатом, в котором была всего одна четверка. В приемной комиссии, взяв мои документы, подумали, что я по ошибке просто не туда пришла, и сказали: «Девушка, это факультет физкультуры, а физфак в соседнем корпусе». Почему-то существует ошибочное мнение, что в спорте работают люди необразованные. А между тем среди спортсменов много умных, эрудированных и начитанных людей.
Уже на первом курсе, в 1986 году, трудоустроилась в областную детско-юношескую спортивную школу, чтобы обеспечивать себя и снять это бремя со своих родителей. Стала заниматься с детскими спортивно-оздоровительными группами. В 22 года меня назначили заместителем директора школы олимпийского резерва, которая только была открыта в Самаре. Я стала самым молодым завучем спортшкол в стране. Для меня это была большая ответственность, предстояло многому научиться. Наша школа стала ведущей в области, в ней обучались многие успешные спортсмены региона.
В 2009 году было создано министерство спорта, туризма и молодежной политики Самарской области. Формировался кадровый состав ведомства.
Меня попросили подать документы на конкурс, хотя я не претендовала на место в министерстве и как-то не рвалась там работать. Мне сказали: «Подумай, попробуй». В то время министр спорта Сергей Петрович Бамбуров вызывал каждого претендента на личное собеседование. Шла с большими сомнениями, не была уверена, надо ли мне это. После этого разговора прошла конкурс и стала руководителем управления спорта высших достижений. Во-первых, мне была интересна и близка предложенная работа. Я понимала, какие задачи передо мной будут стоять, как их надо будет решать. Важно и то, что я хорошо знала спортсменов и тренеров, с которыми мне предстояло непосредственно контактировать. Во-вторых, увидела, что, работая в министерстве спорта, смогу приносить еще больше пользы для развития спортивной отрасли региона.
В 2013 году, когда реорганизовалась структура минспорта, я по решению его главы Дмитрия Анатольевича Шляхтина заняла должность заместителя министра, руководителя департамента физической культуры и спорта.
И вот сейчас, рассказывая вам о том, как у меня все сложилось в жизни, хочу поблагодарить двух женщин. Маму, которая меня воспитала, дала образование, привила любовь к спорту. И Галину Владимировну Стадникову – директора спортшколы, в которой я начала работать.
— Кто-то из мудрых сказал, что человека делает его выбор. Какие ситуации выбора в жизни были у вас и что вы выбирали?
— В жизни каждый из нас бывает поставлен перед выбором. Выбор профессии никогда передо мною не стоял – ни в чем, кроме спорта я себя не видела. Единственное, у меня была возможность работать в обычной школе или школе олимпийского резерва – вот здесь я принимала решение.
А каждый день приходится выбирать между семьей и работой. У меня второй ребенок поздний, дочери сейчас всего четыре года. К сожалению, приходится работать в ущерб семье, практически без выходных. Муж говорит, я трудоголик. А знаете, бывают такие моменты, когда хочется все бросить и сказать: «Я не хочу ничего!» Хочу заниматься ребенком, проводить с ней время, смотреть, как она растет. В семье говорят: «Посидишь два дня, а потом опять на работу сбежишь, не можешь без нее!» Наверное, в какой-то мере это правда. Вероятно, дело в том, что я очень ответственно отношусь к работе, переживаю за то, чем занимаюсь.
— В Фейсбуке есть два ваших аккаунта. Лидия Рогожинская и Рогожинская-Кан. Как так получилось?
— Рогожинская – это фамилия моего первого мужа, и я не меняла ее, потому что у нас есть общий сын. Кан – моя девичья фамилия, по ней я больше знакома спортивной общественности. И очень многие до сих пор называют меня Кан.
— Какие на сегодня жизненные достижения стоят на незримой полке славы Рогожинской-Кан?
— Дети – главное. Мое жизненное достижение одно: дважды стала мамой. Во второй раз – в 41 год. Это было мое очень серьезное решение. Долго сомневалась. Возраст, работа, которая занимает очень много времени… Сегодня, несмотря на свою загрузку, все свое свободное время я провожу рядом и вместе с дочерью. Я ее очень люблю, она умненькая, очень солнечная и позитивная. Старшему сыну от первого брака, Ярославу, 25 лет.
— Что для вас главное в семье?
— Понимание, взаимоуважение, поддержка. В семье должно быть как в команде – чувство локтя. Мой муж с огромным пониманием относится к моей работе. С его стороны ни разу не прозвучали претензии, что, например, мы планировали выходные, а я по работе поехала в Тольятти на открытие каких-нибудь соревнований. Всегда и всецело могу на него рассчитывать.
— Где такие мужчины водятся, где вы его встретили?
— (Смеется) На встрече выпускников. Он тоже бывший спортсмен, футболист, учился со мной в одной школе. И если бы мне в школе сказали, что когда-то мы можем составить пару, я бы ни за что этому не поверила. Но становление личности и характера мужчины происходит, видимо, с возрастом. Мы вновь встретились с ним через 15 лет и… все сошлось!
— Женщины-руководители относятся к празднику 8 Марта по-разному. Для одних это своего рода замер личного рейтинга, для других – обычный рабочий день, но отягощенный поздравительными ритуалами коллектива, – дань традициям. А как вы относитесь к этому празднику?
— У меня все просто: 8 Марта – праздник для всех женщин. Представляете, скольких надо поздравить в этот день? Поэтому любой знак внимания, оказанный теми, с кем я знакома, мне приятен. Главное ведь – не сам подарок, а оказанное внимание. Вспоминаю историю, когда я работала в спортивной школе. У нас на восемь женщин приходилось 20 мужчин. Так однажды на 8 Марта каждый из них, не сговариваясь, принес на работу по тортику! 20 тортов на восемь женщин! Нам, женщинам, конечно, было приятно, что каждый из них нас поздравил, но большую часть этих тортов они потом сами съели. И до сих пор не забуду и другое поздравление. Я очень люблю хлеб, но знают об этом лишь некоторые тренеры, с которыми мы давно работаем… И вдруг 8 Марта к нам на стол приносят в пакете две красивые, еще горячие буханки хлеба. «Хорошо, – думаю, – хотя бы не тортики». А даритель, тренер, говорит: «Подожди, это еще не все». И достает бутылку соуса!.. Все в недоумении. А он, как фокусник, открывает крышку буханки, а внутри… люля-кебабы! Человек встал с утра, накрутил мясо, налепил люля, сделал обед – и привез его к нам. Поздравил. Вы не представляете, как это было приятно!
— Лидия Анатольевна, вы изумительно выглядите. Есть какой-то свой секрет? Или это тоже спорт?
— К своему стыду должна признаться, что у меня совершенно нет времени на посещение бассейна или фитнес-зала. Каждый день даю себе слово, что со следующей недели пойду плавать, надо разгрузить позвоночник, заняться здоровьем… Только однажды, когда мне показалось, что я начала быстро набирать вес, надела кроссовки, спортивный костюм и побежала. Скоро начинается спартакиада органов исполнительной власти, и я обязательно буду в ней участвовать в составе команды нашего министерства.
— Кстати, на ваш взгляд, наши органы исполнительной власти – в форме?
— Вы знаете, когда я пришла сюда работать, была удивлена: любое ведомство, министерство в составе правительства Самарской области обязательно занимается каким-то спортом: волейбол, баскетбол, мини-футбол, настольный теннис, плавание и многое другое. Причем спортом занимаются не только сотрудники министерств, но и руководители, первые лица. Например, в нашем министерстве есть команда по мини-футболу, возглавляемая первым замминистра Андреем Николаевичем Хариным. Дмитрий Анатольевич Шляхтин регулярно занимается плаванием и бегом. Несколько лет назад он даже официально участвовал в тольяттинском полумарафоне, показал хорошее время.
— А каким видом спорта увлекается и занимается губернатор, знаете?
— Футболом. Причем он не только хорошо в нем разбирается, но и играет. Я несколько раз видела, с каким азартом Николай Иванович играет в футбол. Всегда, когда он приезжает на какие-то спортивные мероприятия, футбольные соревнования, он не упускает возможности пробить пенальти и не уходит, пока не забьет.
— Часто ли вам по работе приходится конфликтовать и как вы это делаете?
— Я не конфликтный человек. Но, бывает, свою точку зрения, позицию и интересы министерства отстаиваю эмоционально. Приходиться спорить, убеждать, доказывать. Бывает тяжело. Я работаю со спорт-сменами, тренерами, руководителями спортивных организаций. У меня такая должность, что ко мне по самым разным вопросам приходят. По объективным причинам не всегда есть возможность сделать для них все то, что они просят. С одной стороны, ты их понимаешь и хочешь помочь, с другой – возможности и полномочия министерства не безграничны. Бывает, разговор в моем кабинете доходит до слез. Конечно, я сама все это близко принимаю к сердцу. Мне говорят: умей абстрагироваться, невозможно пропускать все через себя, перегоришь. Нельзя за всех решить все проблемы. А я все равно за каждого переживаю.
— Как отдыхаете от работы?
— Дома с семьей, с ребенком. Когда дочка что-то рисует, поет, танцует передо мной в красивых, почти балетных «пачках» – забываю обо всем. Раз в год стараемся на три недели выехать с ребенком к солнцу. В теплое время года люблю бывать на даче, пощипать травку. Без фанатизма, спокойно… Очень хороший отдых! Люблю встречаться со своими старыми друзьями, слава Богу, они у меня есть, и замечательные. Вкусный стол, разговоры за жизнь…
— Вы долго работаете в министерстве. Участвуете ли вы в формировании региональной спортивной политики, и, если да, в чем именно ваш вклад?
— Учитывая, что я возглавляю департамент, который отвечает непосредственно за развитие физкультуры и спорта, то передо мной стоит задача – совместно с остальными руководителями нашего ведомства вести правильную спортивную политику в области спорта. Основные позиции, по которым мы развиваем региональный спорт, – это массовый и детско-юношеский спорт, спорт высших достижений. Благодаря Николаю Ивановичу Меркушкину у нас наконец-то появляются новые спортивные объекты, которых катастрофически не хватает в Самарской области. Думаю, что главное в развитии спортивной отрасли – создание условий для того, чтобы жители могли заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. Спорт должен быть массовым и доступным. Этот принцип лежит в основании пирамиды, верхушка которой – спорт высших достижений. Если массового спорта не будет, не будет и всего остального.
— Насколько сильно зависит региональный спорт от денежных вливаний – вопрос риторический. Как происходит дележ бюджетного пирога на спорт и сколько на это выделяется средств?
— Государство вкладывает в спорт очень большие средства, но на всех, конечно, не хватает. Особенно в нынешних непростых экономических условиях. Подготовка спортсмена высокого уровня – это серьезные траты. Если мы хотим получить спортсмена, который будет выступать на Олимпийских играх, то мы должны долго и системно инвестировать в него.
Приоритеты в распределении бюджета министерства спорта Самарской области давно определены. Детско-юношеские спортивные школы, содержание и развитие материальной технической базы (спортивных объектов), субсидии некоммерческим спортивным организациям (профильным спортивным федерациям), поддержка профессионального спорта, подготовка спортивного резерва для сборных команд России…
Если говорить по видам спорта, то у нас совместно с минспортом РФ определены базовые – например, дзюдо, легкая атлетика, плавание, бокс, велоспорт. Всего их 22 вида плюс спорт лиц с поражением ОДА и спорт глухих. Базовые виды у нас в приоритете, но стараемся помогать всем, исходя из имеющихся возможностей.
В 2014 году бюджет минспорта составил более 3 млрд рублей. В этом году, как и по другим направлениям, в связи с непростыми условиями формирования бюджета Самарской области по спорту произошло сокращение. Нашему министерству, как и многим другим, пришлось затянуть пояса.
— Что в приоритетных планах на 2015 год?
— Нынешний год – предолимпийский, будут определены 100-процентные кандидаты на участие в летней Олимпи-аде-2016. Очень хочется, чтобы как можно больше самарских спортсменов вошло в их число. Мы за них болеем, переживаем, делаем все, чтобы обеспечить им необходимую подготовку. Осенью 2015 года в Самаре пройдет чемпионат России по боксу – для нас важно принимать у себя соревнования такого уровня. И, конечно, мы ждем появления новых спортивных объектов в регионе. В этом году планируется сдача в эксплуатацию физкультурно-оздоровительных комплексов в Самаре на стадионах «Маяк» и «Орбита», в Тольятти на стадионе «Труд». Спорткомплексы будут включать бассейн, ледовый каток и универсальный игровой зал.
— Что в послании губернатора для вас стало самым важным?
— То, что поддержка и развитие спорта остается одним из приоритетных направлений в работе правительства Самарской области. Николай Иванович уделяет этому вопросу очень большое внимание. Поэтому в регионе сейчас идет строительство спортивных объектов, причем такими темпами, которых прежде никогда не было.
— Какой из рабочих дней вы как руководитель считаете удачно прожитым?
— Любой, когда мне на телефон приходит сообщение от наших спортсменов или тренеров: «Ура, мы выиграли медаль!»