Опубликована концепция развития речного пассажирского транспорта Самарской области, утвержденная распоряжением регионального правительства
Среди целей и задач, направленных на развитие речных перевозок, оговорены мероприятия по обновлению береговой инфраструктуры, реконструкции речного пассажирского вокзала «Самара» и строительству пассажирского вокзала на берегу Волги в районе села Ширяево.
Анна СИТНИКОВА, «Волжская коммуна». Victor Levin (фото)
Третье место в России
Реализацией концепции займется областное министерство транспорта и автомобильных дорог вместе с другими профильными ведомствами. За последние 13 лет в РФ происходит сокращение пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте. Однако в Самарской области такая тенденция переломлена, и в регионе пассажиропоток сохраняется практически на одном уровне – более 1 млн человек в год.
За 2013 г., по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, регион занимает третье место среди субъектов РФ по объемам перевозок пассажиров внутренним водным транспортом. На первом месте – Москва, на втором – Архангельская область.
Охват перевозок, по содержащейся в концепции информации, распространяется на все виды внутреннего водного транспорта, которые разделены на три группы: транспортные (транзитные, местные, пригородные, внутригородские маршруты перевозок и переправы), туристские (маршруты перевозок пассажиров продолжительностью более чем 24 часа) и экскурсионно-прогулочные (маршруты перевозок пассажиров продолжительностью не более 24 часов).
По сравнению с 1990 г. пассажиропоток сократился не только в Самарской области, но и в целом по стране, что связано с ростом уровня автомобилизации и нарушением функционирования системы речных пассажирских перевозок в целом по России.
Количество линий или маршрутов в ведении специализированных предприятий региона с 1990 г. по 2012 г., как указано в концепции, сократилось в три раза в порту «Самара» (Куйбышев) и в два раза в порту Тольятти.
Новые маршруты и остановки
В основном сокращение получили самые протяженные транзитные и местные линии, а некоторые переправы в Самаре либо закрыли (Завод им. Тарасова – Светлые пески), либо перевели в формат пригородных (Осипенко – Зеленая Роща).
По данным, приведенным в концепции, в регионе в 2013 г. действовали 10 регулярных маршрутов пригородного и городского сообщения, которые обслуживались лицензированными перевозчиками (ОАО «Порт Тольятти» и ООО «СРПП»): Самара – Зольное, Самара – Винновка, Самара – Рождествено, Осипенко – Гаврилова Поляна, Осипенко – Зеленая Роща, Октябрьский спуск – Рождествено, Тольятти – Подвалье, Тольятти – Березовка, Шлюзовой – Копылово, Комсомолец – Нижесызранские хутора.
Кроме лицензированных перевозчиков, существуют и нелицензированные. Они осуще-ствляют перевозки пассажиров в Самаре и пригородной зоне на маломерном флоте.
По данным, предоставленным ОАО «Порт Тольятти» и ООО «Самарское речное пассажирское предприятие», в области все же существует потенциал для роста объемов перевозок, которые раньше были на линиях речных перевозок.
Для того чтобы речной пассажирский транспорт развивался, концепцией предлагается, в том числе, улучшить техсостояние и развитие флота и береговой инфраструктуры, повысить доступность территории Самарско-Тольяттинской агломерации путем развития скоростных перевозок по Волге, удовлетворить потребности населения и гостей области в перевозках водным пассажирским транспортом, развивать межрегиональные перевозки, а также обеспечить безопасность перевозок.
Таким образом, требуется реконструкция речного пассажирского вокзала «Самара» и объектов городской пассажирской причальной инфраструктуры, а также строительство вокзала на берегу Волги в районе с. Ширяево.
Кроме того, необходимо строительство новых стационарных причалов в пунктах с высокой плотностью пассажиропотока (Поляна им. Фрунзе, Октябрьский спуск, Ульяновский спуск, Рождествено, Гаврилова Поляна, Красная Глинка).
Также в концепции прописана перестройка флота путем списания физически изношенных судов и реновация наиболее молодых по дате постройки судов. Не обойтись и без проведения комплекса путевых работ, включающего дноуглубление, содержание навигационной обстановки, производство русловых изысканий и обеспечение чистоты судоходных трасс путем проведения тральных и дноочистительных работ.
Помимо этого, для формирования новой маршрутной сети потребуется открыть 16 новых остановочных пунктов.
Кто поможет программе
С установкой понтона остановочные пункты предполагается открыть в с. Царевщина, пос. Красная Глинка, в районе завода им. Тарасова, в Загородном парке, Светлых песках, на Ульяновском спуске, Сухой Самарке, в пос. Гранный 1 и 2, Жигулевске, Октябрьске и Якобьевке, с установкой дебаркадера на Жигулевской ГЭС, в с. Екатериновка, Сызрани и с. Приволжье.
Концепция будет реализовываться с помощью различных форм господдержки, создания условий для повышения инвестиционной привлекательности речных пассажирских перевозок, а также с помощью привлечения средств частных инвесторов, в том числе владельцев транспортных и туристических предприятий. Также все мероприятия предполагается реализовывать в рамках подпрограммы «Развитие пассажирского транспорта в Самарской области» госпрограммы области «Развитие транспортной системы региона (2014-2025 годы)».
Общая протяженность водных судоходных путей Самарской области составляет 685 км. Магистральное судоходство осуществляется по р. Волге и ее воложкам (общая протяженность 549 км), судоходство местного значения по рекам Самаре (от с. Алексеевка до устья р. Волги – 40 км), Сок (от устья р. Сок вверх по течению – 6 км), Чапаевке (от устья р. Чапаевки вверх до г. Чапаевска – 44 км), Кривуше (от 1747-го км р. Волги до 15-го км
р. Чапаевки – 19 км), Усе (от устья р. Усы вверх до г. Междуреченска – 20 км), Безенчук (от устья
р. Безенчук вверх до с. Екатериновка – 7 км).
Регулярное пассажирское сообщение по водным путям сохраняется до настоящего времени только по р. Волге и небольшому участку р. Усы до с. Березовка.