В самарской школе №124 патриотизм воспитывают комплексно, через интерактив
Формирование художественной традиции, истории, нравственности – эти задачи для педагогов школы №124 всегда стоят на первом месте. И ученики, так же, впрочем, как и родители, – их первые соратники. Более того, учащиеся сами инициируют такие формы работы, благодаря которым получают глубокие знания об истории – семейной, школьной, отечественной.
Елена НЕШТАДТ
Книга Памяти как коллективный труд
К гражданско-патриотическому воспитанию здесь относятся не как к предмету «для галочки», тут самостоятельно изобретают новые формы для вовлечения детей в процесс познания. Так, к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне в школе решено было издать Книгу Памяти. Идея амбициозная, однако учителям и ученикам этого образовательного учреждения, кажется, под силу даже самые немыслимые задумки.
«Эту работу мы инициировали в 2008 году, и со временем она выросла в масштабный и продолжительный проект, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №124 Любовь Владимировна Муляр. – Начали с того, что решили записать истории, которые ветераны рассказывали детям на Уроках Мужества. Вместе с председателем ТОС «Ипподром» Аллой Петровной Исаевой старшеклассники посетили семьи ветеранов, вручную записали истории военных лет, собрали фотографии, документы, а потом их обработали».
На этапе подготовки Книги Памяти в работу включилась заместитель директора по художественному образованию, член Союза дизайнеров РФ Людмила Борисовна Цибер. Так первая Книга Памяти, посвященная участникам Великой Отечественной войны – жителям микрорайона «Ипподром», была сверстана и напечатана к 65-й годовщине Победы в 2010 году. На торжественной церемонии вручения книги ветеранам с театрализованным представлением «Дорогами войны» выступили первоклассники. Звучали песни, стихи, сценки из военной жизни солдат, в завершение мероприятия дети вручили ветеранам или родственникам тех, кто не смог прийти, цветы и подарки.
Однако первой книгой ученики и педагогический коллектив не ограничились. Победа ковалась не только на фронтах, но и в тылу, поэтому учащиеся школы продолжили работу по сбору информации о жителях микрорайона «Ипподром» – тружениках тыла. В 2011 году была создана вторая Книга Памяти, посвященная именно им. Cтраницы первой и второй книг сегодня можно увидеть на тематической выставке в Самарской губернской думе, там же представлены художественные работы учеников школы №124. Следующим этапом этой работы в 2012 году стало создание передвижного музея боевого и трудового подвига жителей микрорайона. Экспозицию составили страницы Книги Памяти.
В октябре прошлого года совместный труд над созданием следующей – третьей – Книги Памяти продолжился. Первую ее часть решено было выпустить к 70-летию со Дня Победы и посвятить ветеранам Великой Отечественной войны – родственникам учащихся и педагогов. Нельзя не оценить и вклад родителей школьников, которые помогали собирать информацию о своих близких буквально по крупицам. Сюда вошли 20 очерков, в их числе – история знаменитого Мелитона Варламовича Кантария, 1 мая 1945 года водрузившего вместе с сержантом Михаилом Алексеевичем Егоровым Знамя Победы над куполом Рейхстага. Презентация первой части третьей Книги Памяти состоялась во время открытия музейной комнаты 10 марта 2015 года.
Интерактивное обучение
В 2010 году в школе появилась новая форма работы гражданско-патриотического воспитания учеников начальной школы. Это коллективное творческое дело, а именно фестиваль, посвященный городам-героям России. В октябре 2014 года по тому же принципу стартовал фестиваль «О памятниках и исторических местах времен Великой Отечественной войны в Самаре». Каждый класс получил задание – изучить в течение трех месяцев историю создания одного памятника, подготовить информационный стенд, стихи, организовать встречу с ветеранами и устроить экскурсию. На итоговой линейке классы представили свои лучшие работы, а в школе появилась карта Самары с указанием тех памятников, которые школьники изучили. На этом познание культурного наследия родного города не закончится: всего в Самаре насчитывается 177 памятников, так что заданий хватит на ближайшие несколько лет.
Для учащихся среднего звена в школе №124 тоже есть своя интерактивная форма работы – игра по станциям. Начиналась игра в актовом зале, где озвучивалось задание. В этом году, в соответствии со сценарием, нужно было разгадать зашифрованное донесение, которое не уцелело в руках солдата, доставлявшего бумагу через поле боя под бомбежкой. Дети получили маршрутные листы и в течение двух уроков на разных станциях выполняли свои части задания. В одном кабинете-землянке школьники вспоминали песни военных лет, в другом знакомились с биографиями выдающихся личностей военного времени, в третьей – разбирали значение основных и решающих сражений. Восемь классов – восемь станций, и каждый внес свой вклад в выполнение задания. Итоги же подводились в актовом зале.
«Детей надо увлечь, – считает директор МБОУ СОШ №124 с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара Татьяна Кошевая, – и мы стараемся это делать самыми разными способами. Например, у нас есть программа по музыке, в рамках которой ученики овладевают крупной формой, то есть изучают не фрагменты произведений, а оперу целиком. Причем не только в стенах класса, но и во внеурочное время, с родителями. У нас в школе уже много лет под руководством учителя музыки Елены Вячеславовны Кожевниковой действует клуб любителей оперы «Камерата», который включает в себя детей разного возраста. Они ставят оперы эскизно, то есть показывают основные фрагменты спектакля. «Иван Сусанин», «Борис Годунов» – это такой дидактический материал, который позволяет глубже изучить то или иное произведение, это тоже воспитывает национальную гордость».
В школе с углубленным изучением предметов художественного цикла все органично, изучение изобразительного искусства, архитектуры, музыки, танца создает теплый, дружелюбный микроклимат, в котором комфортно живется дарованиям и интересно работается педагогам. Поэтому запас идей неистощим, конкурсы и фестивали для этих школьников – не волнительное, а увлекательное дело. И новые победы – это новые шаги в мир прекрасного, а через прекрасное – к доброму.