О том, как одна семья соединила фронт и тыл
Великая Отечественная война изменила судьбы десятков миллионов людей. Война писала биографию каждого солдата, и многие из них, вернувшись с фронта, предпочитали не вспоминать о том страшном времени. Василий Петрович Козлов при жизни очень мало рассказывал о войне, но то, что слышали от отца его дети, они свято хранят и берегут как самую великую ценность.
Людмила МАРТОВА
Он родился в селе Парфеновка Кинельского района Куйбышевской области в сугубо крестьянской семье, дед и отец были землепашцами, да и Василий в 19 лет уже приобщился к сельскому труду. В 1941 году пришла повестка, и скромный, застенчивый мальчик ушел воевать. Так получилось, что судьба забросила Василия Козлова на Карельский фронт, где он в составе частей связи служил Родине от первого до последнего дня войны.
О связистах Карельского фронта очень мало сведений. Даже при перечислении войсковых соединений части связи не указывались. Однако существуют документальные подтверждения советского командования, свидетельствующие о героизме связистов. Не случайно старший сержант Василий Козлов был награжден двумя орденами Славы 3-й и 2-й степеней, медалью за участие в Великой Отечественной войне, медалью за победу над Германией в Великой Отечественной войне.
День Победы он встретил на вокзале в Москве, где формировался поезд на восток для борьбы с японскими империалистами. Василий Козлов, не раздумывая, сел в вагон. За участие в разгроме Квантунской армии он был награжден медалью «За победу над Японией» и другими медалями.
Вернувшись в родную Парфеновку, сразу приступил к работе: руки соскучились по крестьянскому делу. Работал трактористом, был бригадиром тракторного отряда. Всю жизнь оставался скромным, спокойным и немногословным человеком, никогда не хвастался своими наградами.
В 1947 году Василий посватался к Татьяне Мухортовой, сыграли свадьбу и 47 лет прожили душа в душу. Девушка была очень приметная в селе, веселая, плясунья. Хотя на ее хрупкие плечи тоже навалились тяготы военных лет. В 15 лет ей пришлось выполнять в тылу тяжелую мужскую работу. Когда началась война, Татьяну отправили на учебу в ФЗУ города Куйбышева, а через три месяца определили на шарикоподшипниковый завод. Работала по 13 часов, делала подшипники для сельскохозяйственной техники и танков, грузила тяжелые ящики с изделиями – мужской силы не было. Работала на совесть: портрет 16-летней девчонки украшал заводскую Доску Почета. А она всю войну тосковала по деревенскому дому, по родителям. А еще – война войной, а женскую природу не обманешь – мечтала юная плясунья о красивых туфельках. Даже откладывала по копеечке. Но так и не накопила.
В 1945 году вернулась в Парфеновку, хотя отпустили ее с завода с трудом: девчонка-то работящая. Но родная земля была ей милее, и в селе сложа руки не сидела: работала в полеводческой бригаде, от комбайна зерно отвозила, копнила сено, солому, была телятницей и поваром на полевом стане. И теперь портрет передовицы переместился на Доску Почета колхоза имени Калинина. А свое свободное время она посвящала художественной самодеятельности в сельском Доме культуры.
Татьяна Кузьминична – ветеран труда, имеет медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейные медали. Неоднократно награждена грамотами администрации сельского поселения Домашка Кинельского района – за хорошее содержание личного подворья и активную жизненную позицию. Татьяна Кузьминична и сейчас энергична, хотя ей идет девяностый год. Она считает себя счастливой женщиной: с мужем, Василием Петровичем, жили дружно и гостеприимно, вырастили двух дочерей и сына, а они подарили ей трех внучек и, соответственно, пятерых правнуков. Они – ее главное богатство.
Лидия Овчинникова,
дочь ветерана Великой Отечественной войны Василия Козлова:
— Когда папа вспоминал те события, то сразу начинал плакать. Мы старались его не тревожить, но однажды он сам рассказал, как при прокладывании и налаживании связи попал в окружение. Это случилось в карельских лесах, в заболоченной местности. 20 дней он и еще три солдата блуждали по лесам и топям, ели траву, но, в конце концов, изголодавшиеся, измученные, вышли из окружения. Отец вышел к своим и вывел троих солдат, за что был награжден Орденом Славы второй степени. Командование в качестве поощрения отправило его в санаторий для поправки здоровья.