Нужно довести государственную власть до уровня
каждого муниципалитета
В Самарской области полным ходом претворяется в жизнь реформа местного самоуправления. Вектор ее развития был дан еще в конце 2013 года президентом РФ. И если еще полгода назад мы задавали вопросы о том, когда мы увидим плоды этих преобразований, то сегодня очевидно, что изменения в системе местного самоуправления налицо. Главный спикер Самарской области
по вопросам местного самоуправления, депутат Самарской губернской думы, председатель комитета по местному самоуправлению областного парламента Вячеслав Малеев разъяснил читателям «Первого» нюансы этой работы.
Алевтина ЛУКЬЯНОВА
— Изменения в системе местного самоуправления в Самаре уже видны: назначен сити-менеджер, началась презентация планов по реорганизации районной власти. Изменения происходят, можно сказать, стремительно. В чем их суть?
— Дело в том, что реформа местного самоуправления происходит, если можно так выразиться, в режиме online. И сейчас очень важно, чтобы все вовлеченные в процесс силы, ветви власти, жители этих территорий в качестве фундамента имели не двусмысленные комментарии в СМИ, а именно наши формулировки, соответствующие закону.
В послании Федеральному Собранию в декабре 2013 года президент РФ В.В.Путин отметил, что в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, не сбалансированы. А полномочия муниципалитетов не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой. Органы местного самоуправления сотрясают и коррупционные скандалы, а районный уровень фактически выхолощен. Кроме того, местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до нее рукой. Президент поручил регионам дать предложения по совершенствованию системы местного самоуправления в Российской Федерации. Во исполнение послания была образована совместная рабочая группа администрации губернатора Самарской области, правительства Самарской области, Самарской губернской думы, муниципальных образований и общественности для подготовки вышеуказанных предложений под председательством губернатора Самарской области Н.И.Меркушкина.
Основная задача, поставленная губернатором Самарской области, – довести государственную власть до уровня каждого муниципалитета или даже района крупного города, чтобы быстро и эффективно решать насущные проблемы людей. На государственный уровень уже перешли полномочия в здравоохранении, образовании, социальной защите. Местное же самоуправление будет решать вопросы, не связанные с крупными вложениями средств: планировку, благоустройство территорий и многое другое.
В мае 2014 года и феврале 2015 года внесены изменения в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В свою очередь, в марте 2015 года Самарская губернская дума приняла ряд законов Самарской области, разработанных в связи с внесением изменений в федеральное законодательство и направленных на реформирование системы местного самоуправления в Самарской области.
— Как будем делить Самару? На районы, каждый из которых получит статус муниципалитета?
— В соответствии с федеральным законом, субъекту Российской Федерации предоставлена возможность пересмотреть статус существующих на его территории муниципальных образований, являющихся городскими округами, с учетом введения федеральным законом дополнительного вида муниципального образования «городской округ с внутригородским делением», установить порядок и сроки формирования органов местного самоуправления преобразованных муниципальных образований, их полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов.
Вопрос о совершенствовании системы местного самоуправления в городском округе Самара рассматривался 27 января 2015 года на расширенном заседании Общественной палаты Самарской области с участием депутатов Самарской губернской думы, депутатов думы и главы администрации городского округа Самара, представителей общественных советов.
В результате обсуждения думе городского округа Самара было рекомендовано совместно с правительством Самарской области и Самарской губернской думой подготовить проект закона Самарской области «О наделении городского округа Самара статусом городского округа с внутригородским делением и создании внутригородских районов в качестве новых муниципальных образований» с целью совершенствования системы местного самоуправления в городском округе Самара, приближения муниципальной власти к жителям городского округа для оперативного и качественного решения вопросов местного значения.
Кроме того, 13 марта 2015 года проведены публичные слушания по вопросу изменения статуса городского округа Самара в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением.
По результатам публичных слушаний рассматриваемый вопрос одобрен большинством участников.
— Вопрос об изменении статуса городского округа Самара, очевидно, предусматривает и какие-то изменения в представительном органе? Если говорить о деятельности будущих районных депутатов – из кого будет формироваться состав представительных органов внутригородских районов, их количество и, наверное, качество?
— Председателем думы городского округа Самара А.Б.Фетисовым в Самарскую губернскую думу внесен проект закона Самарской области «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области». Данный закон принят 24 марта 2015 года. Им предусмотрено наделение городского округа Самара статусом городского округа с внутригородским делением и образование в его составе девяти внутригородских районов, наделенных статусом муниципального образования, исходя из исторически сложившегося территориального внутригородского деления.
Устанавливается, что представительный орган городского округа Самара – дума городского округа Самара – состоит из 41 депутата и формируется из состава представительных органов внутригородских районов городского округа Самара – Советов депутатов соответствующих внутригородских районов городского округа Самара, по предусмотренной законом норме представительства. Закон также устанавливает численность и сроки полномочий каждого из представительных органов внутригородских районов городского округа Самара. Предусмотрено, что глава городского округа Самара избирается думой городского округа Самара из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Главы внутригородских районов городского округа Самара избираются из состава представительных органов внутригородских районов городского округа Самара и исполняют полномочия председателей данных представительных органов.
Установленный законом порядок формирования органов местного самоуправления применяется после истечения срока полномочий органов местного самоуправления городского округа Самара, избранных до дня вступления в силу данного законопроекта.
Также принят закон Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» (внесенный Избирательной комиссией области), которым предусматриваются нормы, устанавливающие особенности проведения выборов депутатов представительных органов внутригородских районов. В частности, проведение выборов депутатов представительных органов первого созыва в данных муниципальных образованиях предполагается с применением смешанной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов, при которой половина депутатов избирается по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, другая половина – по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию внутригородского района, пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями. При этом установлено, что список кандидатов, выдвигаемый избирательным объединением, должен быть разбит на внутримуниципальные части списка кандидатов, территории, количество и порядковые номера которых должны соответствовать территориям, количеству и номерам одномандатных избирательных округов. Положительный опыт применения данного вида избирательной системы имеется по результатам проведения в 2013 году избирательных кампаний по выборам депутатов думы городского округа Тольятти и думы городского округа Сызрань.
— Что будет с уставом городского округа Самара? Будем переписывать?
— Предусматривается, что устав городского округа Самара подлежит приведению в соответствие с данным законом в двухмесячный срок со дня вступления в силу закона. Уставы внутригородских районов городского округа Самара должны быть приняты представительными органами внутригородских районов городского округа Самара в течение двух месяцев со дня их избрания в правомочном составе.
Глава городского округа Самара избирается, администрация городского округа Самара и иные органы местного самоуправления городского округа Самара, предусмотренные уставом городского округа Самара, формируются в срок до 15 ноября 2015 года.
Главы внутригородских районов городского округа Самара, депутаты думы городского округа Самара избираются на первом заседании представительного органа внутригородского района городского округа Самара.
— Главы местных администраций назначаются или избираются?
— Глава местной администрации назначается, местные администрации внутригородских районов городского округа Самара формируются в срок до 1 января 2016 года.
Кроме того, принят закон Самарской области «О порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области» (внесенный губернатором Самарской области), который установил, что глава городского округа, муниципального района, поселения Самарской области избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Глава поселения, являющегося административным центром муниципального района, в котором полномочия местной администрации возложены на местную администрацию муниципального района, избирается представительным органом поселения из своего состава.
Представительный орган муниципального района формируется из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава.
Действие закона распространяется на все муниципальные образования, за исключением городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов городских округов с внутрирайонным делением Самарской области.
— Была ли попытка посчитать, во что обойдется бюджету содержание этих новых структур?
— Принятие закона Самарской области «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области» не потребует дополнительных финансовых затрат из областного бюджета.
— Авторство законов понятно, а кто все эти законы сводит в одно целое? За кем последнее слово?
— Все вышеуказанные законопроекты рассмотрены на заседании общественной комиссии по вопросам местного самоуправления в Самарской области при комитете по местному самоуправлению с участием представителей муниципалитетов. Окончательное решение принимается большинством депутатов губернской думы по представлению комитета по местному самоуправлению областного парламента.
— Понятно, что реформа еще не закончена и потребуется еще немало усилий законо-творцев. Что еще в плане?
— В ближайшее время планируется принять еще несколько законов Самарской области, направленных на установление границ вновь образованных муниципальных образований – внутригородских районов городского округа Самара, наименований органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований, разграничение полномочий органов местного самоуправления городского округа Самара и органов местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов и др.