Гражданско-патриотическое воспитание является приоритетным в деятельности школ округа
Формирование у подрастающего поколения патриотических чувств – одна из ключевых задач, которые стоят сегодня перед образовательными учреждениями. О том, как строится работа по гражданскому воспитанию в Северо-Восточном управлении министерства образования и науки Самарской области, рассказывает его руководитель Александр Каврын.
Юлия ЭВЕРТ, Андрей САВЕЛЬЕВ (фото)
— Какое место занимает гражданско-патриотическое воспитание в работе образовательных учреждений Северо-Восточного управления?
— Гражданско-патриотическое воспитание является приоритетным в деятельности образовательных учреждений округа. При этом учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование таких ценностей, как семья, Отечество, культура, на уважении к прошлому и настоящему своего народа, на воспитании толерантности и ответственности за будущее своей страны. В тематических вечерах, уроках мужества, конкурсах патриотической песни и военно-спортивных конкурсах «А ну-ка, парни!», вахтах Памяти, выставках, спортивных соревнованиях и акциях участвуют более 90% школьников. Они встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками локальных войн, оказывают тимуровскую помощь участникам и вдовам войны, ветеранам тыла, проводят акции по очистке памятников и обелисков. Ученики школ участвуют в областных конкурсных мероприятиях патриотической тематики (конкурсе детских сочинений «Война глазами детей», слетах поисковых отрядов и активистов музейных объединений, конкурсе творческих работ учащихся «Скажи терроризму – нет!», соревнованиях учащихся «Школа безопасности»), основная цель которых – формирование личности гражданина-патриота, способного встать на защиту Отечества.
— Насколько существенную роль в патриотическом воспитании школьников Северо-Восточного округа играют руководство муниципалитетов, организации и учреждения?
— Взаимосвязь образовательных учреждений с организациями и учреждениями города и районов является важнейшей составляющей в системе патриотического воспитания. Школьники встречаются с представителями власти, военкоматов, РОВД, отделов ГО и ЧС, Советов ветеранов, воинами-интернационалистами. Ряд мероприятий проводится благодаря финансированию из местных бюджетов. Например, игра «Орленок» – в Исаклинском районе, военно-учебные сборы – в Камышлинском районе, конкурс патриотической песни и военно-патриотическая игра «Честь имею» – в Похвистневе… В Похвистневе еще и военно-патриотический клуб «Феникс» финансируется муниципалитетом.
— Насколько активно в школах округа ведется музейная работа? Какие функции гражданского воспитания возложены на музеи?
— В школах, где созданы музеи или музейные комнаты, гражданско-патриотическое воспитание является не отдельным направлением, а основным системообразующим фактором воспитательной работы. Такие музеи открыты в 25 школах округа. Кроме того, в каждом образовательном учреждении есть уголки Боевой Славы, стенды или отдельные экспозиции, оформленные ко Дню Великой Победы.
В школьных музеях уже стали традицией конференции, уроки Мужества, вахты Памяти, митинги, викторины, линейки, конкурсы патриотической песни и социальных проектов. Такой широкий спектр работы позволяет музею привлечь к активной деятельности многих школьников и превращает его в центр гражданско-патриотического воспитания не только в школе, но и в районе.
Отмечу еще такую форму военно-патриотического воспитания молодежи, как поисковое движение. В Исаклинском районе наработан опыт по проведению летних профильных смен, во время которых ребята ведут поиск и сбор материалов для музеев и краеведческих уголков, изучают традиции народов, населяющих Самарскую область. В результате поисковой работы сохраняются воспоминания старожилов, собираются выставки и экспозиции.
Гражданскому становлению детей способствует и эффективная работа органов ученического самоуправления. Ребята являются инициаторами и организаторами большинства школьных мероприятий, в том числе – и патриотической направленности. Кроме того, в формировании патриотических чувств учащихся большую роль играет интеграция образовательных программ общего и дополнительного образования.