В самарской школе создана целостная система патриотического воспитания
Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 102 городского округа Самара считает, что невозможно вырастить гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Патриотическое воспитание служит здесь главной объединяющей силой, наиболее ценным ресурсом для формирования гражданских качеств подрастающего поколения. Оплот этой работы – обращение к героическому прошлому времен Великой Отечественной войны.
Людмила МАРТОВА
Мы помним, мы гордимся
В этом учебном году ребята с особым трепетом готовятся к 70-летию Великой Победы. В честь праздника в школе создан тематический уголок «Самары верные сыны», посвященный А.М.Аминеву и Г.П.Губанову. Именами прославленных земляков названы близлежащие улицы, и 80% учащихся школы живут на этой территории. Хирург, д.м.н., профессор Александр Михайлович Аминев в годы войны в качестве главного хирурга 5 гвардейской танковой дивизии прошел путь от Сталинграда до Берлина. Герой Советского Союза Георгий Петрович Губанов был командиром 13-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи, а с 1943 года — комндующим ВВС Северно-Тихоокеанской флотилии. Собрав материал о патриотах, сражавшихся с гитлеровцами, ребята создали школьную панораму с материалами по рубрикам «Их именами названы улицы нашего города», «Мы помним, мы гордимся», «Война прошла и по моей семье».
«Очень важно, чтобы дети знали историю своей малой родины, чтобы в сердце каждого ученика поселилось чувство ответственности, гордости за свою страну, данную ему судьбою, – считает методист по музейной работе Ольга Киевец. – В дальнейшем мы надеемся открыть школьный музей, который станет центром патриотического воспитания, где будет проводиться экскурсионно-просветительская работа».
Уже сейчас учителя и ученики школы №102 собирают материал о своих бабушках и дедушках – участниках войны, тружениках тыла, детях войны, о боевых и трудовых подвигах своих земляков во имя Родины.
Герои не умирают
Ученик 10 класса Александр Стадников знает о своем прадедушке не только по рассказам родственников: о нем написаны документальные и художественные материалы. О том, как мужественно сражался с фашистами Александр Григорьевич Христов, рассказал самарский писатель Рудольф Евилевич в очерке «Это было на Днепре», вошедшем в Книгу «Подвиг во имя Родины».
В 1941 году Александр Христов был призван в ряды Красной Армии, окончил курсы младших лейтенантов, а к сентябрю 1943 года гвардии лейтенант командовал взводом 37-го гвардейского стрелкового полка 12-й гвардейской стрелковой дивизии 61-й армии Центрального фронта. На гомельском направлении взвод лейтенанта Христова первым вступил в открытый бой с врагами, оккупировавшими белорусское село Любичи. Под внезапным натиском советских автоматчиков, гитлеровцы были отброшены к Днепру. Освобождая село, Александр Христов уничтожил два десятка фашистов. В ночь с 28 на 29 сентября взвод переправился через Днепр в районе деревни Глушец Лоевского района Гомельской области и принял бой за захват и удержание плацдарма на западном берегу. Линия траншей была очищена от врагов, ликвидированы пулеметные и артиллерийские точки. Силы были неравны, но Христов понимал, что надо продержаться до переправы основных сил Красной Армии. Гвардейцы отчаянно защищали отвоеванные рубежи, и когда в живых не осталось практически никого, Христов встал за пулемет погибшего товарища. А с левого берега шло подкрепление. 23 октября 1943 года наш земляк погиб в бою. Это был незаурядный, отважный человек, ушедший в бессмертие, защищая землю и людей своей страны.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года гвардии лейтенант Александр Христов посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина.
Правнука назвали Александром – в честь героического предка по прямой родословной. Мальчик слышал об этой истории с раннего детства, а по мере взросления пришло осознание – что значит быть правнуком героя.
«Очень горжусь своим прадедушкой, но вместе с тем понимаю, что это большая ответственность – быть достойным его памяти, – говорит Александр Стадников. – Наверное, моему поколению нужно сделать все, чтобы наша страна была сильной, независимой и богатой. Ведь об этом мечтали наши предки и за это они погибали».
Славные традиции
Преемственность поколений – один из ценностных ресурсов, позволяющих педагогам формировать у детей высокую культуру, патриотические чувства и осознание правильного понимания исторического прошлого России.
Эта работа на протяжении многих лет реализуется через учебные предметы и элективные курсы, через внеклассную и внешкольную деятельность, посредством участия в районных и городских тематических мероприятиях. Ученики школы активно участвуют в конкурсах исследовательских работ по краеведению. С особым интересом дети изучают свои родословные. В школе проводится целая серия классных часов, обращенных к исторической памяти семей, таких, как «Фотография из семейного альбома», «Улица, на которой я живу», «Моя родословная» и другие. В традициях школы – оказание шефской помощи ветеранам войны и труженикам тыла. Ребята с большим желанием участвуют в акциях «Ветеран живет рядом», «Забота», «Подарок солдату». Все ребята не только словами, но и делами выражают свое уважение к ветеранам, проявляя чуткость, почтение, признательность. Памятуя о трудовом подвиге куйбышевцев в годы войны, ученики, по традиции, возлагают цветы у монумента истребителя – бомбардировщика Ил-2.
Воспитанию патриотизма способствуют поездки и экскурсии по местам боевой славы. Так, учащиеся школы №102 являются постоянными посетителями музея ПриВО, музея семьи Володичкиных, бункера Сталина. Ежегодно совместно с педагогами дети выезжают в города-герои Волгоград, Москву, Санкт-Петербург.
Ежегодно в феврале в школе проходит смотр строя и песни, конкурс патриотической песни, военно-спортивная игра «Зарница», военно-спортивная эстафета, посвященная Дню защитника Отечества. Каждое мероприятие заканчивается гимном школы. И каждый ребенок понимает, что здесь рождается
Любовь Христова, директор ГБОУ СОШ №102:
— В настоящее время для современного общества наиболее значима проблема патриотического воспитания и становления личности, обладающей гражданской позицией, высокими моральными качествами. Мы понимаем, насколько важно взрастить в сердцах детей чувство гордости за свою державу на основе героических примеров наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. В жизни все взаимосвязано: судьба отдельной семьи создает большую историю, и вместе с тем понимание большой истории рождает ценностное отношения к малой родине. Именно смысл неразрывности и преемственности поколений мы хотим донести до наших ребят.
Ирина Гурьева, заместитель директора по воспитательной работе:
— Особое значение в воспитании патриотизма имеют внеклассные мероприятия, многие из которых стали традиционными. Это Дни памяти, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, участниками боевых действий в горячих точках. Эти встречи стали для наших ребят настоящими уроками мужества. Ведь в патриотическом воспитании ключевую роль играет создание среды, которая по своему духу и содержанию благоприятствует патриотической самореализации учащихся. И судя по тому, как ребята относятся к патриотической тематике, педагогическому коллективу многое удается.