Кинель-Черкасский район гордится своими земляками
Николай Антонович Краснов живет в селе Кротовка Кинель-Черкасского района. Ему 89 лет, и в свои почтенные годы он сохранил и военную выправку, и внутреннее достоинство офицера, честь имеющего, по долгу службы и по убеждениям. Его заслуги перед Отечеством отмечены орденами Красной Звезды, Боевого Красного Знамени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» и двадцатью медалями.
Курсант летной эскадрильи
Как жили до войны? Николай Антонович со свойственной ему прямотой отвечает: «В России всегда было тяжело. Когда началась коллективизация, отец вступил в колхоз, сдал весь скот. И стали мы голодать. Помню, мать поставит перед нами, маленькими детьми, миску с соленой водой – «хлебайте!» Вот и вся еда. В лучшем случае лепешки из мякины стряпала. Потом карточки на пайку хлеба стали выдавать, и мы с сестренкой с раннего утра стояли в очередях. Только в 1948 году карточки отменили, в магазинах хлеб появился – дорогой, но съедобный».
Окончив семилетку кротовской школы №47, Коля Краснов пошел работать на железную дорогу: отца не стало, и 14-летний подросток остался единственным мужчиной в семье. Через год учебу удалось возобновить. Когда началась война, через Кротовку потоком пошли эшелоны с ранеными, открывая тылу страшное лицо войны. Фронт редел, военные кадры готовили непрерывно. В сорок третьем, из 10 класса, Николая Краснова призвали в армию, но прежде – на учебную подготовку, в военно-морское авиационное училище им. С.А.Леваневского.
«В 1944 году немцы уже побежали, и нас перебросили в Херсон для зачистки территории от фашистов и бандеровцев, – рассказывает Николай Антонович. – Самолеты ИЛ-2 курсантам поставлял фронт, те, которые уже побывали в боях. На них мы и летали. Здесь я попал в тяжелейшую аварию, когда пришлось делать посадку на горящем самолете. Но ничего, справился. Жаль, что моим товарищам не повезло: при выполнении летного задания они погибли, младший лейтенант Игошин и штурман Носов».
В ночное время курсанты патрулировали город, от чердаков до подвалов прочесывали здания, где прятались враги. Попадали под огонь и в перестрелки. В конце войны пришел правительственный приказ: переобучить ночных разведчиков на курсах боевого торпедного оружия. Летная эскадрилья перебазировалась под Феодосию, где готовили торпедоносцы, и здесь уже им предоставили для полетов американские Боинги 205, так называемые «Бостоны».
В командном составе атомной подлодки
По стечению обстоятельств война предопределила профессиональную карьеру нашего земляка, а мирное время продиктовало свой путь. Все вроде бы складывалось как положено, но в 1946 году медицинская комиссия вынесла вердикт: «отстранить от полетов по состоянию здоровья».
Поскольку Николай Антонович уже не мыслил своей жизни без армии, то занялся ведением документации эскадрильи и политработой, вступил в ряды КПСС, и вскоре ему было рекомендовано поступать в Киевское военно-политическое училище. Если откровенно, то сам он не слишком этого хотел, но в армии приказы не обсуждаются, и решение созрело, как говорится, в добровольно-принудительном порядке. Парадоксально, но факт: не суждено было Николаю Антоновичу нести сухопутную службу. После блестящего окончания училища он был направлен в Заполярье, на Северный флот. Плавал на краснознаменном миноносце «Баку», потом, заочно выучившись в московской военной академии, стал заместителем командира одной из первых советских атомных подлодок «Красногвардеец». Субмарине, оснащенной восемью крылатыми ракетами, отводилась активная роль ударных сил флота, экипаж отрабатывал задачи боевой подготовки и быстрого реагирования на действия противника. Историческое значение подводной лодки определяется охраной вод Атлантики в разгар холодной войны.
В 1967 году капитан первого ранга был допущен к управлению атомной лодкой, мог при необходимости заменить командира экипажа. В общей сложности прослужил в морфлоте 25 лет, практически все время под водой. За выполнение стратегических задач Советского Союза неоднократно был награжден правительственными наградами.
Затем Николая Антоновича направили на ракетную базу флота, где он отработал еще шесть лет. Кроме того, будучи политработником, занимался работой с молодежью, готовил отборные кадры для Северного флота. Общая выслуга составила 46 лет, то есть без малого полвека отдано служению Отечеству.
Ликвидатор
Демобилизовавшись, уехал с женой и детьми в Киев. На Украине судьба уготовила офицеру запаса очередной фронт работ. В 1986 году произошел ядерный взрыв на Чернобыльской АЭС, и Николаю Антоновичу пришлось непосредственно участвовать в ликвидации аварии. В то время он работал заместителем начальника штаба гражданской обороны крупнейшего киевского завода «Ленинская кузница». Николаю Краснову было поручено создать систему пунктов санитарной обработки, расположенной вблизи атомной станции, и взять на себя руководство пунктом санобработки транспорта, который шел из Чернобыля в Киев. Украинская столица была засыпана радиационной пылью: барий, которым забрасывали ядерный реактор, ветром гнало в ее сторону. Поскольку Николай Антонович был напрямую знаком с атомным оружием, то написал председателю Киевского Совета депутатов служебную записку, где перечислил, какие меры нужно принять для того, чтобы максимально обезопасить город от последствий аварии.
«К сожалению, мои рекомендации не были учтены, хотя я убежден, что они могли бы снизить масштабы катастрофы, связанные с заболеваемостью людей от облучения, – объясняет Николай Антонович. – Последствия ликвидации аварии сказались и на моем здоровье. Мне срочно сделали операцию и посоветовали уехать из Киева. Так я вновь оказался на родине, в Кротовке, где жила моя мама. С тех пор прошло 20 лет. А на Украине у меня остались сын и дочь, внуки и правнуки».
Что значит – Родине служить
Есть авторское выражение про то, что в жизни всегда есть место подвигу. Однажды совершает человек геройский поступок – честь ему и почет. Николай Антонович Краснов рассказывает о своей жизни как-то незначительно, но, вообще-то, если по крупному счету, его биография – пример истинно гуманного отношения к Родине, в котором есть и сила преодоления, и пристрастие к отечественным событиям, и готовность быть полезным своему народу, даже в ущерб себе. Николай Антонович и сейчас неотделим от своей основной темы, остро переживает современные события, которые происходят в стране.
«Я долго жил на Украине, и мне очень больно, что там происходят разрушения, что разваливается страна. В советское время идеология бандеровцев подавлялась не случайно: они ведь на Украине фашистов хлебом-солью встречали. Проповедуя нацизм, убивали русских, евреев, молдаван, белорусов. После развала Советского Союза эти самые «западенцы» стали целенаправленно втолковывать молодежи свою идеологию, при попустительстве тех, кто стоял у власти и думал о собственном кармане, а не о государстве. В военное время было ясное понимание, за что мы боремся. А сейчас все перевернулось с ног на голову – «свои» уничтожают «своих». И порядка там не будет, если националисты возьмут верх. Очень надеюсь на то, что здравый смысл все-таки победит. Россия – сейчас единственная страна, которая говорит правду, поэтому на нее вся надежда».
Такое мнение у человека, который на небесном и водном пространстве охранял огромную территорию от северных границ до южных. И за всю эту землю – безраздельно – был в ответе. «Есть такая профессия – Родину защищать. Мы присягу давали на верность Советской Армии и советскому народу. Поэтому по-иному я жить не мог», – говорит капитан первого ранга Николай Антонович Краснов.