Патриотическое воспитание – важнейший фактор социальной адаптации
Специальная школа-интернат №136, помимо специфических целей, связанных с коррекцией нарушений развития детей, выполняет и общие с массовой школой образовательные задачи. Приоритетным направлением в школе всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности.
Людмила МАРТОВА
Растим патриотов
Именно в этом – основа жизнеспособности любого государства и общества. Для сохранения преемственности поколений необходимо передать детям чувство сопричастности с великим народом богатой и сильной страны. Надо сказать, что педагогический коллектив успешно справляется с поставленными задачами.
«Мониторинг уровня воспитанности наших детей показал, что к концу начальной ступени они адаптируются в социуме, способны адекватно реагировать на происходящее, самостоятельно действовать в критических ситуациях, владеют навыками культурного поведения, – объясняет директор коррекционной школы-интерната №136 Людмила Амельченко. – Воспитанники интерната активно участвуют во всероссийских, межрегиональных и областных конкурсах рисунков, поделок, олимпиадах, спортивных состязаниях и занимают призовые места».
Современно мыслящий коллектив педагогов строит воспитательную концепцию с учетом актуальных вызовов. События последнего времени свидетельствуют о социальной дифференциации общества и девальвации духовных ценностей, негативно влияющих на общественное сознание. Все более заметны такие тенденции, как снижение роли культуры, искусств и образования в вопросах формирования патриотизма, обострились явления экстремизма, немотивированной агрессии, равнодушия и цинизма.
В этих условиях стало очевидно, что системность воспитания в духе патриотизма равноценна решению вопросов национальной безопасности. Школа призвана объединить, скоординировать патриотическую работу со всеми общественно значимыми структурами района и города, консолидирующими гражданские и патриотические инициативы. Эта задача эффективно решается педагогами.
Насыщенная школьная жизнь
Патриотическое воспитание ребят осуществляется как в процессе учебной деятельности, так и во внеурочное время. Включить детей в активное познание своей малой и большой родины помогают экскурсии, которые систематически проводятся в школе-интернате. Текущий учебный год насыщен познавательными поездками по святым местам Самарской области. Воспитанники побывали на святом источнике в селе Ташла, в Иверском монастыре и действующих культовых учреждениях Самары – храме Кирилла и Мефодия и храме Иоанна Воина, увидели Царев Курган и познакомились с его историей.
Приобщиться к ценностям малой родины они смогли в музее Алабина, музее истории Самары, музее ПурВО и Дворце Ветеранов. И, конечно, яркие впечатления произвели на воспитанников выставочные центры и комплексы, такие, как «Радуга», детская картинная галерея, «Ракета». Вполне понятно, что в сердцах этих ребятишек зарождается особое чувство единения со страной. «Мы – россияне», – с гордостью говорят они.
Февраль в коррекционной школе прошел под эгидой военно-патриотической работы. По итогам творческого конкурса «Мой дед – солдат», самые интересные работы воспитанников были размещены на сайте «Куйбышев – запасная столица». Лучшие результаты показали ученица 2 класса Дарья Евсеева («Моя семья в военные годы») и ученик 5 класса Николай Бажанов («Мой дед – солдат двух войн»). В рамках февральской программы прошла спортивная эстафета «К службе готов», конкурс рисунков и плакатов «Они защищают Родину», состоялись уроки мужества с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, детей военного времени.
Чувство любви к Родине – не отвлеченное понятие, поэтому очень важно сформировать у ребят ощущение гордости за державу, показывая достойные примеры служения своей стране. Огромное впечатление произвело на воспитанников школы-интерната №136 посещение 23-й отдельной мотострелковой бригады в поселке Кряж. Ребята приехали в гости не с пустыми руками, они вручили воинам посылки и письма «Солдату Российской Армии». Защитники Отчества показали детям казарму, военную технику, оружие, познакомили с условиями службы в армии и бытом солдат. Специально для юных гостей духовой оркестр части сыграл песни военных лет.
«Такие встречи имеют неоценимое значение для формирования патриотических чувств у младших школьников, – убеждена Людмила Амельченко – Чем раньше мы воспитаем в детях гордость и уважение к Российской Армии, к своей стране, тем сильнее будет их потребность защищать Отечество и честно выполнять воинский долг».
«Ветеран живет с нами»
Школа-интернат вместе со всей страной готовится к 70-летию великой Победы. В школе развернута сменная экспозиция-акция «Я расскажу вам о войне». Выставочные материалы включают такие темы, как переломные даты в ходе войны («Курская битва», «Битва за Москву», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва»), «Маленькие герои большой войны», «Города-герои», «Их подвиг бессмертен», «Награды Великой Отечественной войны».
Стало доброй традицией в течение всего учебного года проводить акцию «Ветеран живет с нами». Воспитанники ходят в гости к ветеранам войны, поздравляют их с праздниками, приглашают к себе.
В рамках проекта «Детство, опаленное войной…» в интернате была организована встреча с Анастасией Дмитриевной Колесовой, которой к началу войны исполнилось всего 14 лет. Современным детям трудно представить, какие испытания выпали на долю сверстников военного времени, какая непосильная ноша легла на их маленькие хрупкие плечи.
Анастасия Дмитриевна рассказала четвероклассникам и пятиклассникам о тяжелой работе на заводе, о хлебных карточках, о том, как выживали люди, когда «кушать хотелось до тошноты».
Дети с огромным вниманием слушали ветерана войны, у некоторых из них на глазах блестели слезинки.
«Детство и война – два слова, которые стоят рядом, когда я вспоминаю то время. Мне этого никогда не забыть, – сказала Анастасия Дмитриевна. – Мы справились, потому что все помогали друг другу, потому что жили великой верой в победу нашей армии над врагом».
Рассказ Анастасии Колесовой, сопровождаемый слайдами, вызвал у ребятишек немало вопросов. В ответном слове дети проникновенно читали стихотворения о войне, пели фронтовые песни. По наблюдениям педагогов, встречи с непосредственными свидетелями истории оставляют след в сердцах детей. И возможно, они станут отправными точками роста патриотического сознания, помогут детям понять ценность жизни и мира на земле. Ведь прошедшие войну люди, словно мантру, повторяют одни и те же слова: «Лишь бы не было войны».
Третий год воспитанники в канун 9 Мая возлагают цветы к памятнику павшим воинам, который находится в Куйбышевском районе, вместе с педагогами участвуют во Всероссийской акции «Читаем детям о войне». С февраля каждый вторник и четверг в актовом зале проходят киносеансы «Детские фильмы о войне». Ребята посмотрели такие кинокартины, как «Сын полка», «Зоя», «Юнга северного флота», «Зимородок», «Садись со мною рядом, Мишка», «Дети партизана», «Дорогие мои мальчишки» и другие.
К 70-летию поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин» прошел конкурс чтецов, победителем стал ученик 1 класса Григорий Ишутин. После конкурса песен военных лет, где воспитанники пели под аккомпанемент, еще долго в школе слышались полюбившиеся детям мотивы. На районном конкурсе «Подснежник», посвященном Дню Победы, ребята представили свои рукотворные работы, выполненные в различных техниках изготовления.