Музейная педагогика – базовое средство патриотического воспитания детей
В ГБОУ СОШ села Зуевка Нефтегорского района педагогическая работа строится на основе уникального материала, сосредоточенного в школьном краеведческом музее. Один из основных залов, рассказывающих об истории территории, хранит память о событиях Великой Отечественной войны. На героических примерах земляков воспитаны многие поколения зуевских ребят.
Людмила МАРТОВА, Антон СЕНЬКО (фото)
Созданию музея «История села Зуевка» местные жители обязаны Елене Седых, которая начала краеведческую работу еще в 1967 году. Музейный педагог воспитала себе достойных преемниц: впоследствии музей возглавила Любовь Ефимова, а сейчас директором является Татьяна Чудаева. Педагогический коллектив школы приложил немало усилий для сохранения музея и для того, чтобы дети воспитывались в духе патриотического отношению к своей Родине. В этом году школе присвоено имя Героя Советского Союза Михаила Агибалова, уроженца села Зуевка. Компоновка стенда – информационно-художественная: личные вещи, фотопортрет, картина Исаака Цыбульника, посвященная последнему бою Михаила Агибалова. Две ученицы – председатель совета музея Юля Останкова и экскурсовод Даша Гатарычева – рассказывают о своем земляке. Воспитанник детского дома ушел на фронт в 1941 году, к тому времени окончив высшую офицерскую школу и получив звание Героя Советского Союза в 1939 г. на Халхин-Голе. Погиб в первый год войны во время танкового рейда по тылам врага, отстреливаясь до последнего патрона. Потери врага были значительные: полностью разгромлен немецкий штаб. Михаил Агибалов не сдался живым, положив свою жизнь на алтарь Победы.
Ежегодно 17 октября, в день гибели героя, в 12 часов в школе проходит линейка Памяти.
Осенью традиционно проводятся школьные краеведческие Агибаловские чтения, в которых участвуют не только все классы, но и дошкольные группы. Ученик Ваня Воротынцев написал много научно-исследовательских работ, посвященных Михаилу Агибалову.
В этом ряду стоят и другие исследования зуевских учеников, касающиеся военной истории, в том числе и своей семьи. В 1941 году на фронт ушли свыше 300 человек, из них 186 погибли в боях. Сейчас в Зуевке проживает всего один ветеран ВОВ Василий Алексеевич Денисов. В прошлом году ребята поздравляли его с 90-летием.
Директор музея Татьяна Чудаева показывает экспозицию реликвий. Все охватить невозможно, ведь школьный фонд насчитывает более полутора тысяч экспонатов. Но мера всех вещей – человек. Евгений Занин, радист самолета ТБ-3 дальнего бомбардировочного полка, погиб в сорок первом. В музее хранится его пробитый пулями свитер.
Григорий Чех, командир противотанкового полка, передал музею свой фронтовой альбом со словами: «В надежные руки». Владимир Пеньков – полный кавалер Орденов Славы. Его подарок музею – трофейная саперная лопатка, привезенная с фронта. Знакомясь с материалами, остается только удивляться, каких больших людей взрастила маленькая Зуевка и какое доверие они оказали музейщикам, передав свои бесценные раритеты. Исторический контекст дает детям представление о своих корнях, рождает чувство сопричастности с прошлым, и если говорить о степени воздействия, то опыт Великой Отечественной войны не имеет себе равных. При обращении к военной тематике все остальное меркнет.
«Нас всех воспитывал школьный музей, – говорит Татьяна Чудаева. – Мы, музейщики, переняли отношение к работе основателя Елены Никитичны Седых, ее энтузиазм и любовь к делу. У нас были трудности в сложные для страны времена. Но мы всегда понимали, что музей – это наш рубеж, который мы призваны защищать».
Людмила Воротынцева, директор ГБОУ СОШ села Зуевка Нефтегорского района:
— Наиболее ценным ресурсом, способствующим формированию гражданских качеств, является опыт патриотического воспитания подрастающего поколения. Для нас этот год особенный: весь год школа трудилась за право носить имя Героя Советского Союза Михаила Павловича Агибалова, проделана колоссальная многоплановая работа, которая увенчалась успехом. Учебно-воспитательный процесс в школе базируется на музейной педагогике и во время занятий, и во внеурочное время. Мы считаем, что чем раньше ребенок приобщается к ценностям своего Отечества, тем сильнее будет воспитательный эффект, поэтому мы начинаем обращать детей к традициям с дошкольного возраста.